Дачи, усадьбы, станции, новостройки, электрички да чехарда названий неимоверно стратегических предприятий - думаю, за последний месяц вы устали от подмосковной фактуры так же, как и я. Но всё же покажу ещё один уголок перенаселённой пристоличной области - Голицыно. В административных границах этот город (17 тыс. жителей) в полусотне километров западнее Москвы немногим интереснее, чем пристанционные посёлки где-нибудь в Западной Сибири. Но вплотную к Голицыну примыкает ПГТ Большие Вязёмы (13 тыс. жителей) с роскошной и очень старой усадьбой, чуть дальше стоит ЗАТО Краснознаменск с де-факто вторым ЦУПом, более влиятельным, чем Центр управления полётами
в Королёве, а там недалеко и до открывшегося в 2016 году парка "Патриот". С ними материала набирается уже на 2 больших поста, почти полтора из которых - о "Патриоте".
В
прошлых трёх частях речь шла о Жуковском - "авиационной столице России", здесь же рукой подать до "танковой столицы" Кубинки и "столицы инженерных войск"
Нахабино. Отраслевые "столицы" близ Москвы - в принципе сюжет для отдельного цикла.
Небольшое Голицыно стоит между медленным Можайским и скоросным Минским шоссе, и делится примерно пополам железной дорогой. Так тут всё и начиналось: с 1526 года на речке Вязёмке был известен ям Большие Вязёмы у дороги в Смоленск и дальше к заклятым польско-литовским врагам. Землёй у яма владели Годуновы (хотя тут явно какая-то путаница - в документах говорится о Вязьме), мелкий род, возвысившийся в опричнину (см.
Александров). Взойдя на московский престол, царь Борис занялся обустройством здесь своей летней резиденции, а продумывал при этом куда более далекоидущие планы вроде открытия Московского университета. Но дальше случилась Смута, Вязёмами некоторое время владел Лжедмитрий, а затем имение перешло к Романовым. Что делать с усадьбой, где самозванцы успели отгрохать белокаменный собор, монархи толком не знали, и в 1692 году Пётр I подарил имение "царёву дядьке"
Борису Голицыну, своему воспитателю и спасителю от козней царевны Софьи и расправы восставших стрельцов. Голицыны и владели поместьем вплоть до советских времён, а при Советах усадьбу, как водится, чуть не довели до абсурда - здесь размещались поочерёдно приют для беспризорников, парашютная школа, танковое училище, институт коневодства и институт фитопатологии. Последней, к слову, никуда не делся, и городок его расположен чуть-чуть по соседству. Большие Вязёмы же спасло то, что здесь бывали в разное время Пушкин и Гоголь, а самый простой способ сохранить у нас исторический памятник - это приплести к нему имя какого-нибудь писателя из школьной программы. Реставрация Больших Вязём началась ещё в 1970-е годы, и ныне это одна из самых ухоженных усадеб Подмосковья:
2.
Облик лодочной станции на пруду Вязёмки, поднятом ещё при Годунове, заставил меня вспомнить остзейские мызы Прибалтики:
3.
Помимо Пушкина, Вязёмы примечательны и военной историей: в 1812 году с разницей в несколько дней здесь останавливались русская армия, отступавшая после Бородина, и французская армия, соответственно после Бородина наступавшая - феномен этой битвы в том, что обе стороны считают её своим успехом. К 200-летию Бородина был поставлен камень:
3а.
Чуть ближе к Можайскому шоссе есть ещё ледник, мостик и остатки вала времён Годунова, но я туда даже не пошёл, понимая, что всё это скрыто под снегом. Если
в Быково я заходил с чёрного хода, то в Вязёмы и вовсе попал по льду пруда, и тревожно оглядываясь на музейных сотрудниц, - не спросят ли билета, - я сразу пошёл ко дворцу:
4.
На фасаде - дата постройки и герб Голицыных:
4а.
Рядом - пара флигельков (1771-72), начатых видимо одновременно с дворцом, но закоченных намного раньше. Ещё в парке есть несколько памятников - Пушкину да героям 1812 года (в том числе
Дмитрию Голицыну, владельцу усадьбы и генерал-губернатору Москвы), но фотографии чёрных бюстов на белейшем снегу как-то не задались.
5.
Вход сюда - видимо всё же беслпатный, а во дворце - музей. На вахтовом домике - крик души музейщиков с возможностью варьировать его год от года:
5а.
Но нынешний усадебный парк - это примерно треть собственно усадьбы. За его оградой - тот самый Спасо-Преображенский собор, построенный в 1584-1598 годах Борисом Годуновым. Вернее, Преображенским он стал при Голицыных, а изначально был Троицким:
6.
"На глаз" я бы дал ему, особенно приделам, лет так на сотню побольше - скорее неуверенное в себе Московское княжество, чем осознавшее свою мощь Царство Русское:
7.
За собором - совсем не характерная для Подмосковья "псковская звонница" тех же лет, где колокола раскачивают рычагами и верёвками от земли:
8.
У храма удивительно красивая ограда 18 века (обртатите внимание на решётки-кресты), и за апсидами, со стороны усадьбы, под ней сохранилось несколько страинных могил. Самая примечательная из них - та, что слева: в ней покоится Николенька Пушкин, брат поэта, умерший в 1807 году в 6-летнем возрасте. До Пушкинского имения Захарово отсюда рукой подать, но там не было церкви, и потому по духовным делам Пушкины ездили сюда.
9.
К храму примыкают новодельная воскресная школа (2000) и старый, но невзрачный дом причта. Усадьба и тут не заканчивается - с другой стороны от церкви, с такой же парой флигельков, один из которых деревянный, расположен Конюшенный двор:
10.
Он куда интереснее, чем кажется - это ни что иное, как старый дворец, Палаты Голицыных, построенные в 1690-е годы, и под конюшню отданные с возведением нынешнего дворца. Палаты в русских усадьбах - явление исчезающие редкое, и это, вполне может быть, старейший сохранившийся в стране загородный дворец.
11.
Там теперь тоже музей, а в арке о сущности Конюшенного двора напоминает гипсовый коняга:
12.
И всё же в значительной мере это новодел, ну или уважительно говоря - результат реставраций. Вот так Конюшенный двор Больших Вязём выглядел в начале ХХ и 21 веков соответственно:
12а.
Сами Больше Вязёмы, по крайней мере в примыкающей к усадьбе части, показались мне тихим и очень советским посёлком:
13.
А ключевое отличие Западного Подмосковья от Восточного - воинские памятники, стоящие едва ли не на каждом квадратном километре. Скажем, я показываю лишь один из двух на несколько сотен метров от главного входа в усадьбу до Можайского шоссе:
14.
Пруд на Вязёмке служит границей Больших Вязём с Голицыном. Он один из старейших в России - заполнен в конце 16 века (хотя и расширялся после не раз), и бетонная советская плотина по старой памяти зовётся Годуновской. Рядом с Годуновской плотиной - голицынский Каменный мост (1820):
15.
А вот с дороги его сущности не видна, да и взгляд приковывают исполинское здания над частным сектором голицынских окраин. Это
Пограничный институт ФСБ, переведённый сюда в 1967 году из Петергофа. Ещё в Голицыне и Вязёмах есть оплот военных картографов
Городок-17, крупный военный госпиталь, а из гражданского - уже упоминавшийся НИИ фитопатологии (1958) и основанный в 1990 году
Голицынский автобусный завод, с 2014 года переведённый на производство сельхозтехники. В 1931-54 годах был ещё и Московский зоотехнический институт коневодства, позже переехавший в Ижевск. Самая, впрочем, крутая организация в этих краях носит малопроизносимое название "
153-й главный испытательный космический орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени центр имени Г. С. Титова", фактически "военный ЦУП", переведённый в 1967 году из знакомого
Юбилейного (ныне в черте Королёва). В приянвшем его посёлке Голицыно-2 ещё в войну находился пелегаторный пункт, к 1950 году разросшийся в центр связи дальней авиации. Все команды космическим аппаратам дублируются ЦУПом и ИКЦ, но аппаратами сугубо военного назначения занимается только последний, поэтому фактически он даже влиятельнее Центра управления полётами в Королёве. Голицыно-2 по такому случаю стремительно разрослось, в 1977 году получило собственное название Краснознаменск, а в 1981 году статус города, и ныне живёт там больше народу (41 тыс. человек), чем Больших и Малых Вязёмых и Голицыне вместе взятых. Мне было бы интересно съездить и туда, но Краснознаменск - ЗАТО, и если торчащие из леса многоэтажки "московских" серий ещё неплохо видны с Минского шоссе, то ИКЦ находится на противоположной окраине города, подальше от любопытных глаз. Смотреть там особо не на что - многоэтажки да космические памятники, и
всё же кое-какие фотопосты оттуда есть. Словом, Голицыно - город маленький, но серьёзный:
16.
И это видно хотя бы по преобладанию красного кирпича и домов улучшенных серий. Не знаю, было ли Голицыно ЗАТО, но вот этот явно сталинский домик на въезде подозрительно похож на бывший КПП:
17.
Центр Голицына - это несколько кварталов многоэтажек между институтом ФСБ и Советской улицей:
18.
Среди них затесалась часовенка Илии Муромца, освящённая в прошлом году. Наш богатырь-силач - ещё и покровитель погранвойск.
19.
А вот с достопримечательностями здесь туго. Ближе к вокзалу мне попался ровно 1 дореволюционный домик, хотя и со своей историей: с момента постройки (1899) и до 1920-х годов здесь было первое в России Кооперативное потребительское общество:
20.
Ближе к станции - несколько изб с наличниками, которых становится всё меньше с каждым годом:
21.
А станцией история городка и начиналась. В перенаселённом Подмосковье железные дороги часто проходили сквозь барские именья, и нередко помещики предоставляли земли на условиях устроить там станцию имени себя. Порой эти станции разростались в города или крупные посёлки - так появились Обнинск, Быково, Одинцово и не только они. Этот путь прошло и Голицыно, и одноимённая станция на магистрали Москва-Брест близ Больших Вязём открылась в 1870 году. К 1930-м годам её слободка разрослась в ПГТ, но лишь с 2004 года, позже Краснознаменска, Голицыно стало городом. Станция тут большая, с товарняками на путях и старым вокзалом, построенным в 1912 году к столетию войны с Наполеоном.
22.
А исторический центр Голицына - именно к югу от станции, до Минского шоссе. Вы не поверите, но в начале ХХ века Голицыно развивалось как дачный посёлок! Правда, странно, в Подмосковье-то? И дачный пейзаж с прямыми пустыми "проспектами" между высоких деревьев здесь вполне сохранился:
23.
Чего не сказать о самих дачах - старых домов остались единицы, да и те доламывают каждый год:
24.
На Коммунистическом проспекте, правда, стоит пара общественных зданий. Прямо за пристанционным базарчиком - почта начала ХХ века, ныне дом культуры с нарисованным фасадом:
25.
Поодаль - левый корпус школы:
26.
Да и другие корпуса явно построены весьма давно:
27.
За школой - такие вот рыбли-крабли:
28.
И новенькая церковь Серафима Саровского. У ворот её состоялся диалог с обрюзгшим и очень жирным мужиком диабетического вида:
-Добрый день... Э, а что вы - зашли, сфотографировали и дальше пошли?
-Ну да.
-Так же не интере-е-есно... - тоненько протянул мужик и явно хотел сказать ещё что-то, но я прибавил шаг.
29.
По соседству ещё стоит Учительский дом (1906-10), изначально дача то ли архитектора Павла Толстых, то ли управляющего имением в Вязёмах. В 1920-80-х годах здесь жили семьи работников школы, в конце концов рядом построили Новый Учительский дом, а старый перешёл в частные руки, и уделан был так, что я его попросту не приметил.
29а.
Но самое историческое место Голицына - всё на том же Коммунистическом проспекте где-то в полукилометре от станции. Это Дом творчества писателей, созданный в 1932 году на деревянной даче антрепренёра
Фёдора Корша:
30а.
Союз писателей, Дома творчества, Литературный институт, толстые журналы - Иосиф Сталин был всё ж таки настоящий злой гений, и управление государством сочетал с такой особой ролью, как "редактор всея Руси". Неясно как, но Вождь находил время читать - причём читать сотни страниц в сутки, и проходили через его руки порою даже неопубликованные тексты из редакций (по крайней мере есть такой фольлор - например, про "В окопах Сталинаграда" Виктора Некрасова). Вождь понимал, что "эту песню не задушишь, не убьёшь" - можно расстрелять Исаака Бабеля и сгноить в лагерях Осипа Мандельштама, но кто-то продолжит их дело и поэту потомки будут верить больше, чем Вождю. Поэтому литературу надо было не ломать, а приручать, проще говоря - создать конвейер графоманов. Хорошо помню диалог одной моей знакомой со студенткой литинститута:
-Красивые стихи, но почему автор пишет то от мужского лица, то от женского?
-Да здесь 50 авторов!
Массолит, "дело было в Грибоедове" - всё это неплохо схватил в своё время Булгаков.
Два десятка Домов творчества писателей под Москвой, Ленинградом, Киевом, Минском, Ригой и Одессой да в солнечных Крыму и Абхазии были частью этой системы. Но на переработку русской литературы у созданной в те годы машины ушли десятилетия, и потому через Дома Творчества прошло немало действительно талантливых людей. Дом в Голицыно был не столь знаменит, как Дом в Переделкино, но многих манил относительной удалённостью и тишиной. Здесь творили Анна Ахматова, Александр Куприн, Константин Паустовский, Аркадий Гайдар, Александр Фаддеев, Александр Твардовский, Валентин Катаев, татарин Муса Джалиль и венгр Мате Залка, а педагог Антон Макаренко и вовсе умер в поезде по дороге отсюда в Москву. Не в самом Доме, но на окрестных дачах жили Марина Цветаева после эмиграции и Арсений Тарковский. Со временем творческий поток стал оскудевать, входя в рамки созданной всей этой системой тусовки, и нынешнее здание времён "развитого социализма" великих имён не помнит.
30.
Теперь в нём и вовсе гостиница, а в день выборов именно сюда шли желающие проголосовать:
31.
...Поводом заехать в Голицыно для меня стал Парк "Патриот", а поводом туда наведаться -
конечно же, космическая экспозиция. "Патриот" открылся с большой помпой в 2016-м году, и мне его характеризовали как "милитари-диснейленд Сергея Шойгу". Новый воинственный образ России требовал яркой витрины, и по первоначальному плану на полигоны между Голицыном и Кубинкой планировалось стянуть, кажется, все военные музеи и экспоцентры страны. В итоге процесс застопорился: танковый музей в соседней Кубинке оставили на месте, объявив филиалом; авиамузей в Монино не дала перевезти общественность, понимавшая, что большие старые машины транспортировки не переживут, а МАКС (см. прошлую часть), пройдя под Кубинкой в 2017-м, в 2019-м вновь вернётся в Жуковский. Но даже так по карте и
по сайту было ясно, что парк "Патриот" - это нечто грандиозное!
С сайта же я узнал, что маршрутка туда ходит из Голицына в половину каждого часа, и я рассчитывал увидеть автобус, как у МКАДовских торговых центров, на привокзальной площади. После десяти минут поисков я узнал, что автобус отправляется с парковки у магазина "Дикси" в Южном Голицыне (от виадука - налево), и оказалась этим автобусом самая убитая "Газель" на всей парковке, без таблички под стеклом и с затюканным недокормленным водителем, понимавшим по-русски не более нескольких слов. Патриоту, видимо, сначал нужно заработать на собственную машину, а в "Газельке" со мной ехали люди до сёл по дороге и те, кто в Парке работал.
Двадцать минут езды по Минке, развязка над шоссе и - вот он, парк "Патриот"! В первую минуту я подумал, что мы подъезжаем к большому аэропорту, и воображение само дорисовывало "Боинг", упруго взлетающий в чистом небе:
32.
Территория "Патриота" вытянута примерно на 4 километра, причём первый километр занимают бескрайние парковки. Внутриъ курсирует свой микроавтобус с правильными чёрными номерами. В его салоне, в павильонах и рядом с ними постоянно играют песни от довоенных до русского рока - кажется, все из отечественного репертуара, в которых хоть раз встречается слова "война".
33.
Нынешний парк "Патриот" впечатляет двумя вещами - масштабами и пустотой. Снег под мартовским солнцем играет словно в тундре, но на огромных парковках я видел буквально по несколько машин, а в огромных павильонах-ангарах - буквально по несколько посетителей. Видно, что очень многое ещё не готово... но парк "Патриот" безусловно стоит того, чтобы его посетить.
Первая площадка от входа, которую лучше миновать на автобусе - Экспоцентр:
34.
Здесь есть центральный павильон (с кадра выше), вытянутый на 700 метров, и павильоны важнейших предприятий, всех этих "Алмаз-Антей", "Калашников", "Тактические ракетные вооружения" и прочих. Я надеялся увидеть там их постоянные экспозиции с исторической техикой и рассекреченными новинками, но нет - эти павильоны работают лишь во время выставок, и даже к стоящим к Экспоцентре машинам не подойти.
35.
Во время выставок сюда ходят, или планируются в будущем, поезда из Москвы (судя по отсутствию проводов - дизеля с пересадкой в Кубинке), но подъездной путь уже есть и использовался для создания экспозиций. Станция "Патриот" отмечена бронепоездом:
36.
Ещё тут есть киногородок (в павильонах), "зона исторических реконструкций" и военно-тактических игр (полигон, и тот пресловутый Рейхстаг на заглавном кадре - оклеенный обоями и никак не в натуральную величину), "многофункциональный огневой центр" (где, как я понимаю, за отдельную плату можно пострелять хоть из танка), два музейных комплекса и деревянная церковь Георгия Победоносца весьма приятной архитектуры:
37.
Автобус заезжает сначала на более дальнюю от входа остановку у церкви. Здесь находится лагерь
Юнармии (есть и такая, оказывается) "Большая Медведица" со сферами летних домиков, своеобразный милитари-скансен "Партизанская деревня" в сосновом бору и несколько выставочных павильонов, в одном из которых сейчас находится экспозиция о войне в Сирии. Площадку перед ним "украшают" расписные танк и орудие:
38.
Это не бронеавтомобиль из песков Дейр-эз-Зора, а БТР-40 1950-х годов:
39.
Ещё один броневагон у обледенелой платформы:
40.
Вдали за которым виден и Музейный комплекс №1 - протянувшийся на 400 метров (поперёк!) ряд ангаров-павильонов:
41.
На входе - досмотр через рамку, как в аэропорту, а внутри довольно жарко, но нет гардероба. Пересечь весь этот комплекс пешком от крайнего до крайнего ангара - минут 5-7. Там есть зал тренажёров-симуляторов всяческих летающих, ездяющих, плавающих и стреляющих военных машин:
42.
И десяток тематических экспозиций. Например, за ВДВ:
43.
Или средств ПВО, или ретроавтомобилей, или военной техники Второй Мировой (даже не только Великой Отечественной) войны, причём помимо привычной и весьма многочисленной красноармейской техники тут немало немецких и японских машин, видимо частью уведённых из Кубинки. Вот например сверху "
Королевский Тигр", захваченный Красной Армией под Сандомиром, а снизу всякая эзкотика вроде "самодвижущихся носителей заряда" разных масштабов (этакий танк-брандер с дистанционным управлением), передвижного пункта корректировщика артиллерии (вот эта серая катушка) или немецкой системы залпового огня "
Панцерверфер" (он же "Ванюша", а за характерный звук при стрельбе - "Ишак").
44.
Отдельный павильон - "Эхо Войны", где собраны не отреставрированные обломки погибших в боях машин:
45.
На улице за павильонами - самолёты, вертолёты, комплексы ПВО, ракеты и вот такой вот странный агрегат, похожий на батискаф. Увы, табличек в уличной экспозиции почему-то нет. В целом, гуляя по "Патриоту" я всё вспоминал ту цитату из "Хищных вещей века" Стругацких: "Как можно смешивать такие разнородные понятия - война и армия?". Оружие - одна из самых красивых вещей, созданных человеком, но создано оно для войны - самого уродливого человеческого дела. И экзестенциальным недостатком "Патриота" я бы назвал то, что здесь это совсем не очевидно.
46.
Понимая, что вся экспозиция "Патриота", даже в его незаконченном виде - дело не на 1 раз и не на 1 пост, по показанным выше экспозициям и прошёлся быстро. Для подробного знакомства я выбрал 4 темы - космос, ядерное оружие, Партизанскую деревню и Сирию, и их куда подробнее покажу в следующей части. В Партизанской деревне, кстати, ещё и столовая есть, и хотя порции маленькие - еда там отличная. В общем, единственным недостатком "Патриота", который я заметил, оказался транспорт. Что самое обидное - внутренние и внешние автобусы ещё и не синхронизированы: так, приехав от музейного комплекса к выезду, я увидел зад голицынской "Газели" парой сотен метров впереди, и следуюущю мог бы прождать целый час, если бы минут через 50 добрый водитель легковушки не подбросил меня до Кубинки. По дороге он много рассказывал об особенностях жизни в этом вроде и пристоличном, но странно глухом углу - от недостатка транспорта, мол, и местные страдают, и даже имея самую копеечную зарплату, каждый стремится обзавестись машиной. Вокруг же... "там танкисты, тут космическая связь, здесь лётчики... Проще сказать, кого тут нет, чем кто тут есть!". Словом - "направление главного удара вероятного противника"...
47.
Название Кубинка произносится с ударением на первый слог - знойных кубИнок искать здесь не стоит. Городом (20 тыс. жителей) она стала в 2004 году, до того была ПГТ, а ещё раньше - деревней, известной где-то с 15 века, но так и не отметившейся в обильно происходивших вокруг исторических событиях. Кубинка - это целый клубок различных военных объектов, при одном из которых находится претендующий на звание крупнейшего в мире
Музей бронетанковых войск - там 350 машин из 14 стран, в том числе единственный уцелевший гигантский фашистский танк "
Мышонок". Ради танчиков в Кубинку и стоит съездить, а сама по себе она - пожалуй, самый унылый город Подмосковья, где даже
nordprod не нашёл, чего наснимать на отдельный пост. Но всё же кое-что тут есть - на кадре выше за братской могилой возвышается Кубинка-8, военный городок, построенный в 1993-95 годах Германией в счёт оставленных советских гарнизонов. А самое примечательное здание Кубинки - вокзал по проекту Льва Кекушева (1912):
48.
Особенно интересный со стороны путей своим двухбашенным фасадом:
49.
И пережившими ХХ век решётками коызрьков:
50.
Следующая часть - углубленное знакомство с парком "Патриот": партизаны, Сирия и космос.
БЛИЖНИЙ КОСМОС МОСКВЫ-2018
Моя космическая программа. Оглавление.
О популяризаторах космонавтики (Москва и Питер).
Королёв. Общее.
Королёв. Космические предприятия и их музеи.
Королёв. Подлипки и Юбилейный.
Королёв. Костино, Болшево, Первомайка.
Реутов. На параллельной орбите.
Пересвет. Где учат ракеты летать.
Химки. Город.
Химки. НПО Лавочкина и Энергомаш.
Люберцы. Город.
Люберцы. Томилино и завод "Звезда".
Дзержинский и Николо-Угрешский монастырь.
Жуковский и Быково.
Жуковский. Старый город.
Жуковский и Кратово.
Голицыно и окрестности (Больше Вязёмы, Кубинка, парк "Патриот")
Парк "Патриот". Экспозиции о партизанах, Сирийском войне и космосе.
Москва. Останкино.
Москва. Ходынка.
Москва. Институты и заводы.
Москва. Центр Хруничева.
Москва. Тушино и "Буран".
Москва. ИКИ и ИМБП.