В горной глуши на "длинной руке" Челябинской области, что выступает в сторону Уфы, есть река Катав. А на ней - пара весьма колоритных и совершенно не исследованных путешественниками городов-заводов, куда я заглянул в своём апрельском путешествии
по Урало-Поволжью. Больше на слуху "трамвайная столица" Усть-Катав, но сначала отправимся в скалистый Катав-Ивановск (16 тыс. жителей), где между прочим есть свой дворец Белосельских-Белозерских.
Долина Катава расположена ближе к Уфе, чем к Челябинску, но вся эта глубинка вплоть до Аши и Миньяра - челябинская до мозга костей. Башкирия - это национальная автономия, край нефти и мёда, тяготеющий скорее к Волге, а Урал - это там, где копают руды и плавят металлы, незыблемый сам по себе. Так и возникла "длинная рука Челябинска" - после очередного башкирского восстания в поредевшие горные кочевья вклинилась цепочка горных заводов, на которых хозяева активно завозили русских крепостных крестьян (ибо инородцы крепостничеству не подвергались), и к моменту национального размежевания оказалось, что живут здесь почти исключительно русские. Активнее всего сюда вели экспансию купцы Иван Твердышов и Иван Мясников из Симбирска, в 1750-х годах создавшие империю из 15 горных заводов. Некоторые из них - в
Белорецке,
Каге,
Тирляне, - я уже когда-то показывал. В 1754-1757 годах Иваны построили заводы на Катаве и Юрюзани, ставшие Катав-Ивановским и Юрюзань-Ивановским соответственно. Из второго ныне вырос город
Юрюзань, и в целом от Златоуста на запад тянется целое индустриальное ожерелье. И вот хмурым апрельским утром, когда не ясно, ранняя весна на дворе или поздняя осень, я покинул маршрутку на перекрёстке трассы Уфа-Челябинск с дорогой из Катав-Ивановска и видневшийся за деревьями Усть-Катав. Со стороны последнего, к моей радости, показался ПАЗик, и спросив кондуктора, когда обратный рейс, я понял, что в Катав-Ивановске у меня будет часа три на прогулку.
2.
Хотя Катав-Ивановск был главным заводом в этой части Урала, упадок 19 века не миновал и его. Но всё же, в отличие от многих, производство выжило, и если иные заводские посёлки в 1920-30-х годах стали сёлами, то Катав-Ивановск в 1933 году получил статус ПГТ, а в 1939 - и города. В 1914 году старую металлургию дополнил цементный завод, а война превратила горную глушь в центр приборостроения - сюда эвакуировались часть Тульского оружейного завода, Ленинградский завод штурманских приборов и Кировский приборостроительный завод из Смоленской области. Но всё это расположилось где-то за холмами, а в той части Катав-Ивановска, которую проезжает отчаянными кренделями ПАЗик, это самый наитипичнейший город-завод Урала:
3.
С таким, конечно же, неизменным атрибутом, как пруд. Центр Катав-Ивановска стоит на полуострове, и ближе к южной его стороне - маленький автовокзал:
4.
Параллельно воде уходит улица Ленина с пешеходной зоной, но туда дойти мне не хватило считанных минут:
5.
На безымянной улочке, ведущей в сторону завода, расположился базарчик:
6.
При всей горнозаводской суровости, Катав-Ивановск как-то располагает к уменьшительно-ласкательным суффиксам:
7.
В старой части он не слишком целостен, и шедевров здесь не стоит искать, но всё же глазу есть, за что зацепиться:
8.
Тем более в русских глубинках архитектурный ансамбль всегда выручают наличники:
9.
9а.
И стоит лишь задуматься о своём, как какая-нибудь деталь пейзажа так и вскричит: ТЫ ЖЕ НА УРАЛЕ!!!!!!
10.
А на Урале скучать не приходится:
11.
12.
Прошлые кадры были сняты на окрестных улицах, а на самом деле от автовокзала до центральной площади буквально метров сто. Породистого вида домик, занятый ныне судом, задворками глядит на гудящий завод, и более всего похож на заводоуправление, построенное лет так 200 назад:
13.
Скорее всего - в 1820-е годы, как и стоящий по соседству дворец Белосельских-Белозерских:
14.
Что ж, когда-то я уже показывал город
Бобров, в котором был свой Невский проспект, ну а здесь старый особняк вовсе не случайно имеет тёзку в Петербурге. Второе поколение заводчиков представляли уже только Мясниковы - Твердышовы не оставили наследников, но родственница одного Ивана вышла замуж за другого. Однако и дальше что-то не задалось, и цепочка браков и наследств привела Катавский горный округ к столичным князьям Белосельским-Белозерским. Они и владели Катав-Ивановском вплоть до революции, и как истинные русские помещики, о прекрасном не забывали даже в своих самых далёких владениях, где вряд ли когда-нибудь бывали сами. И вот, теперь в этой глуши - княжеский дворец. Основное здание занимает краеведческий музей, а явно более поздняя пристройка заброшена:
15.
Но самое необычное здание на этой площади - церковь Иоанна Предтечи (1824):
16.
Особенно если не с фасада глядеть на неё, а из парка:
17.
И вдвойне - не из наших времён, а на фотографиях прошлого:
17а.
Местное краеведение утверждает, что эта церковь - уменьшенная копия некоего костёла в Люблине, но штудирование польской википедии ничего похожего в тех краях не даёт, а на более глубокий анализ и у меня времени нет, да и вам "многобукафф" покажется. Однако видя Катав-Ивановский храм на фотографиях Прокудина-Горского, не сомневаешься, что строил его действительно какой-нибудь ссыльный поляк... или немецкий специалист из
Городницы Тизенгауза.
17б.
Внутри церковь, впрочем, типично православная - с низким тёплым нижним и просторным холодным верхним этажами. В апреле служба шла в нижнем храме, а восстановлен ли верхний - не знаю:
18.
Ну а два надгробия у входа напоминают, что парк вокруг церкви - это бывшее кладбище:
19.
За оградой - сталинский ДК Цементников. Цементная промышленность на Урал пришла ещё до революции, в 1914 году на старом заводе был пущен цементный цех, а в 1967 на его основе построили отдельный завод, который и служит теперь в Катаве градообразующим предприятием. Но стоит он за горой, а дождь прибил к земле всю пылюгу, так что я о его существовании мог бы и не догадаться.
20.
Рядом с ДК - воинский памятник, а с другой стороны заброшенный автовокзал:
21.
Улица круто спускается к пруду мимо каменной подпорной стенки, которой тоже может быть хоть 100, хоть 200 лет:
22.
Как и высокому административному корпусу Усть-Катавского литейно-механического завода:
23.
У завода - конечно же, плотина, другим концом красиво упирающаяся в скалу:
24.
Вид вниз по Катаву. Это и есть тот исходный завод, что основали на реке Катав два Ивана. Фактически ныне он служит вспомогательным предприятием цемзавода - основной его продукцией стали запчасти для промышленности стройматериалов.
25.
С другой стороны - гладь пруда и подъём на скалы:
26.
Более всего похожий на пару каменных рельс, по которым бородатые мастеровые тягали наверх вагонетки... если бы был смысл их туда тягать.
27.
Пошёл наверх и я, понимая, что самым впечатляющим в Катаве-Ивановском будут виды с этих скал. Катавский пруд огромен, и разделён дамбой надвое:
28.
Дамба ведёт в Запрудовку - самый обособленный район Катав-Ивановска не только территориально. Именно сюда осели в 1940-е годы три лучших советских завода в своём профиле, и Катав-Ивановский приборный завод по сей день исправно клепает навигационную технику для моряков, речников и пограничников. Ну как навигационную... спутники спутниками, а со старым добрым магнитным компАсом как-то надёжнее:
29.
С другой стороны - завод и город, отсюда хорошо видна их нераздельность:
30.
Плотина с разных точек. Значение плотин на Урале сложно переоценить, и датой рождения большинства городов здесь считается день, в который вода плотины стронула приводные колёса:
31.
Вот только реконструировались плотины с той поры как правило не раз, и явно дореволюционную плотину я припоминаю разве что в
Сысерти. А здесь более типичный случай - с 1750-х годах осталось лишь само тело плотины, да пара обелисков может быть в княжеский период поставлена:
32.
Завод, кроме высокого корпуса рядом с центром, бетонно-советский. И в общем небольшой - его легко окинуть одним взглядом:
33.
Завод, храм, дворец начальника и по совместительству контора горного округа, да добавившийся к ним при Советах ДК - все атрибуты Старого Урала в одном кадре. И конечно же на фоне синих гор:
34.
Скалистый берег Катава очень живописен, в том числе из-за моста, словно упирающегося прямо в скалы:
35.
Скалы хороши и сами по себе:
36.
Урал неизменно удивляет типичными городами и сёлами Страны Великих Равнин, органично вписанными в горный пейзаж:
37.
У предместья на скалах есть своё название - посёлок Колышкино, и даже курсирующий здесь раз в 1,5-2 часа автобус считается пригородным. Выше проходит более ухоженная асфальтовая улица, но я шёл по более живописной грунтовой:
38.
Жизнь и смерть краю пропасти:
39.
Редкие путешественники, попадавшие в Катав-Ивановск, неизменно фотографировали табличку с грубо намалёванной надписью "Не ссать!", встав рядом с ней в характерную позу над обрывом. Я этой таблички не нашёл - видимо, кто-то понял, что она лишь провоцирует:
40.
Зато попался вот такой сюжет. Собака на опилках - это почти как собака на сене, только на опилках:
41.
Под горой между рекой и заводом вклинивается станция Катав-Ивановск. Не знаю точно, когда всё это было построено, но судя по явно дореволюционным постройкам - в 1914 году:
42.
Линия проходит по карнизу правого берега, а станция - на левом берегу. Это тупик короткой ветки из Юрюзани, и я не знаю, было ли здесь когда-то пассажирское движение, но сейчас уж точно нет:
43.
К станции я и спустился со скал. Приглядитесь - рядом с современным бетонным мостом сруб деревянной опоры:
44.
Заводов в Катав-Ивановске много, и не все они тяжёлые - вон там, например, делают семечки "Джинн":
45.
А на скале, внезапно - силуэт Будды:
46.
В следующей части отправимся в соседний Усть-Катав. Ну а поводом заехать на Урал были
Миасс и
Златоуст - конечно же,
по моей космической программе.
ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область - см. оглавление!
Самарская область - см. оглавление!.
Челябинская область.
Кыштым.
Касли.
Миасс. Старый Город.
Миасс (Автозавод и Машгородок) и Златоуст (Машзавод).
Сатка. Промзона и Старая Сатка.
Сатка. Посёлок и Западный район.
Пороги.
Катав-Ивановск.
Усть-Катав
Пензенская область - ещё не написана.