Миасс и Златоуст. Часть 2: Машгородок и Машзавод

May 22, 2018 22:31



Миасс и Златоуст, два почти одинаковых по населению промышленных города (150 и 170 тыс., а было 120 и 210) по разные стороны Уральского хребта, образуют самобытную двойную систему. У них разные история, планировка, рельеф, настроение, не похожи друг на друга ни Старый Миасс со Старым Златоустом, ни их советские центры (роль которого в Миассе выполняет городок Уральского автозавода). Но два района - миасский Машгородок и златоустовский Машзавод - слагают как бы третий город поверх официальных двух, и градообразующее предприятие их тоже общее: Государственный ракетный центр имени Виктора Макеева, в сердце континента выпускающий ракеты для подводных лодок.

В прошлой части я показал неприглядный Старый Миасс, а о Златоусте в двух частях рассказывал ещё в 2009-м. Узкий и длинный, Миасс похож на ракету, и в прошлой части мы отработали её первую ступень. Теперь расскажу о центре Миасса, Машгородке и златоустовском Машзаводе, а в конце, совсем кратко, о других ракетно-космических предприятиях Урала и Сибири.

В Миасс можно приехать на день, неделю, месяц - и даже не узнать, что в нём вообще есть Старый город: в прошлой части не по центру мы гуляли, а по далёкой и глухой окраине. Миасс вытянут вдоль Ильменского хребта на 24 километра, и всего на пару-тройку километров поперёк. Самаро-Златоустовская железная дорога, продолженная Транссибом, пришла сюда в 1890-92 годах, и тогдашний город золотопромышленников Миасс остался от неё с юга. На северную сторону от магистрали он начал переползать  слободками путейцев, старателей и геологов, но по-настоящему его центр сместился лишь в середине ХХ века: в 1939-42 годах к северу от станции Миасс вырос Автозавод, а строительства Машзавода ещё севернее сделало район от УралАЗа до вокзала геометрическим центром Миасса. И в основном Миасс - вот такой:

2.


Многоэтажки улучшенных серий, широкие улицы, большие магазины да зелёный склон Ильменского хребта. Но какую-то особую душевность, словно в старом кино, Миассу придают многочисленные советские артефакты вроде неоновых вывесок:

3.


Или мозаик:

3а.


В Старом городе за станцией сетка улиц своя, и ведёт туда единственный виадук. На Уразе и Машзаводе есть единая ось длиной полтора десятка километров: улица 8 Марта, проспект Автозаводцев, Тургоякское шоссе, проспекты Октября и Макеева. Первые две относятся к Уразу, где находятся самые крупные в Миассе рынок, ТРЦ "Слон" с "хоботом" козырька, парк и прочие места, к которым народная тропа не зарастает. И исторический центр настоящего Миасса - не подобной Дикому Западу "республики золотопромышленников" в сердце гор, а советского индустриального гиганта, - это сталинские кварталы на проспекте Автозаводцев. Открывает их, как последний реверанс к местам из прошлой части, Миасский геологоразведочный колледж:

4.


Центр Ураза - безымянная площадь на перекрёстке проспекта Автозаводцев с перпендикулярной улицей, внезапно, Тухачевского. Прежде я не видел улиц, названных в честь одиозного маршала, но именно Тухачевский бил белых на Южном Урале, и сам Миасс в 1923-26 годах назывался Тухачевском. Реабилитировали маршала в 1957 году, что как бы намекает на дату постройки района.

5.


С двух сторон площади - две островерхие башни с часами, похожие на парные звонницы католических храмов:

6. 2009


Но вместо храма между них - монументальный Дворец культуры Автомобилестроителей:

7. 2009


Проспект выводит на огромный асфальтовый пустырь Предзаводской площади, с юга и востока которой городские кварталы, с запада - частный сектор в пойме Миасса, ну а с севера над площадью нависает Он - Уральский автомобильный завод. Его появление здесь не было в чистом виде эвакуацией: площадку для Завода №316 начали готовить ещё в 1939 году. Правда, замышлялся он как завод авиабомб подальше от жилой части города, и хотя, казалось бы, война должна была его строительство лишь ускорить, в 1941 году сюда экстренно привезли часть оборудования московского ЗиСа... нам он более известен как ЗиЛ (ибо "С" - это "Сталин"), и московский предок ныне умер, истлел и пошёл под застройку, а уральский потомок - живёт:

8.


Первоначально новый завод делал только двигатели для грузовиков и литьё, затем освоил сугубо военную технику вроде зениток. Здесь же собиралась и доводилась под советские стандарты ленд-лизовская техника, и лишь к 1944 году в Миассе было налажено автомобилестроение полного цикла. Первыми машинами УралАЗа стали ЗИС-5В, военная модификация знаменитых "трёхтонок". Их Миасс и продолжил клепать в послевоенные годы, а затем случилась Целина - Никита Сергеич Хрущёв отправил ясноглазую советскую молодёжь в бескрайние степи, чтобы сделать из них столь же бескрайнее поле. Целинный проект сейчас принято ругать, на мой взгляд напрасно - хотя и делалось всё это с обилием ошибок, с привычной штурмовщиной, пыльными бурями и оскудением почв, в итоге зерновой пояс России растянулся на 5000 километров от Дуная до Алтая, навсегда защитив страну от естественных неурожаев. На целине не было дорог, романтикам 1950-х требовался транспорт, и как логистически ближайший к мега-проекту, УралАЗ наладил производство первого оригинального грузовика УралЗИС-355М. На Урале, впрочем, с его обилием оборонных производств, совсем рядом был и другой заказчик - военные: для новых адских машин, значительная часть которых выпускалась где-то неподалёку, требовалось надёжное шасси. Так в 1961 году появился трёхосный "Урал", и думаю, в наше время всем знаком вид этих огромных злых машин, прыгающих с ухаба на ухаб, ревя драконом. Модификация "Уралов" с той поры менялись, но общая суровость как не из нашей эпохи не делась никуда. На краю Предзаводской площади, однако, стоит "Захар" ЗИС-5В, да и тот - реплика:

9.


Предзаводская площадь явно замышлялась как конец города - дальше вдоль Тургоякского шоссе лишь цеха и заборы УралАЗа, могучие трубы его ТЭЦ, какие-то мелкие заводы и склады на другой стороне дороги... За Автозаводом ещё есть район Динамо, выросший в конце 19 века у мельницы купца Поликарпова, пруд которой на Миасс-реке не выделяется среди золотоносных разрезов. В войну здесь разместился эвакуированный из Москвы завод "Динамо", давший району нынешнее название, но в общем стоит он на отшибе, смотреть там нечего, поэтому из моих "трёх ступеней" Миасса он выпал.
Тем временем впереди появляется нечто, более всего похожее на копер шахты. Шахтой на Урале никого не удивишь, даже совсем рядом с Миассом есть гигантский флюсовый карьер, но здесь нечто иное - испытательный стенд:

10.


В лесочке за промзоной - забитый машинами поворот к проходной аккуратно упрятанного за деревья, компактного и высокого завода. Это Государственный ракетный центр имени Виктора Макеева, или вернее его головное предприятие - Миасский машиностроительный завод. Его история началась в 1941 году в соседнем Златоусте, с завода "Златмаш", эвакуированного на Урал из Москвы и Тулы. В 1947 году к делавшимся там пистолетам, пулемётам и пистолетам-пулемётам решили добавить новую специализацию - ракеты. Космонавтика в те времена была разве что мечтой отдельных конструкторов довоенной закалки, и основным направлением деятельности новообразованного СКБ-385 стали небольшие ракеты мобильного базирования. В 1955 году на "Златмаш" прибыл один из соратников Сергея Королёва Виктор Макеев, занимавшийся разработкой принципиального нового для СССР оружия - морских баллистических ракет, запускаемых с кораблей и подлодок. На новом месте Виктор Петрович предложил вынести основные производственные мощности из Златоуста в Миасс, и вот в 1955 году у подножья Ильменских гор началось строительство ракетного завода №139. В 1959 году туда перевезли из-за хребта часть оборудования, а в 1961 году два завода вновь объединились. В паре они работают и по сей день, заодно взяв третьего - "Красмаш" на Енисее.

11.


Ракеты Макеева - сущность весьма специфическая: в тесном теле подводной лодки или на борту корабля негде развернуться с тремя ступенями, пусковым столом и сложной топливозаправкой. Первая же созданная в Миассе в 1955-61 годах Р-13 была одноступенчатой, следующая Р-21 (1958-63) научилась запускаться из под воды, а Р-27 (1961-68) ещё и заправлялась на заводе-изготовителе в специальных ампулах. Внешний вид морских ракет ни с чем не перепутать - вот например Р-27 в музее подмосковного Пересвета:

12.


Одной из последних разработок ГРЦ стала "Синева" - соперница знаменитой "Булавы", не столь прославившаяся, так как испытания её проходили куда более гладко. Таинственный "Буревестник" с ядерным двигателем, если он правда есть, скорее всего тоже отсюда - столь же таинственный рутениевый шлейф в Европу натянуло откуда-то с Южного Урала, причём главный подозреваемый "Маяк" из Озёрска с такими материалами не работает. И конечно, я бы не включил Миасс и Златоуст в свою космическую программу, если бы и они не работали на мирный космос. Во-первых, как и многие ядерные ракеты, изделия ГРЦ исправно модифицируются в ракеты-носители, точно так же при этом запускаемые с подводных лодок. Если бы дело пошло на поток - это был бы самый настоящий Морской старт с экватора, но по факту получились самые северные космические запуски в истории - из Баренцева моря. На базе снятой с вооружением в 1989 году Р-27 была создана "Зыбь" (3 экспериментальных запуска в 1989-93 годах), а на базе Р-29 (создана между Р-27 и "Синевой") - "Волна" (4 суборбитальных запуска в 1995-2005 годах, из которых лишь 1 был удачным, и ещё 1 неудачный орбитальный) и "Штиль" (удачные запуски спутников в 1998 и 2006 годах). Лет 10 назад здесь было взялись за разработку ракеты с возвращаемой первой ступенью "Россиянка", но её проект был свёрнут в 2011 году в пользу "Ангары". Однако самая, пожалуй, интересная разработка ГРЦ - это "Корона", одноступенчатая многоразовая ракета-носитель с полезной нагрузкой до 7 тонн (как "Союз"), которую по задумке разработчиков можно будет подбрасывать в небо до сотни раз. Проект её было свернули, но в 2017 году, впечатлившись успехами Илона Маска, вновь дали ему зелёный свет.

13.


Между тем, за ММЗ лес расступается, и Тургоякское шоссе вновь приводит в большой и ухоженный город. Это Машгородок, третья ступень Миасса, и по сравнению с мрачным Старым городом и нейтральным Уразом он впечатляет своим порядком, интеллигентностью и той особой неповторимой атмосферой советской технократии, знакомой по наукоградам типа Дубны или Обнинска.

14.


А весь суровый пафос ядерных ракет сбивает площадка у въезда:

15.


Да забавный парк "Бюрократ", от которого сразу повеяло сюжетами глухих американских городков, жители которых внезапно захотели в Книгу Гиннеса. Дело в том, что в Миассе делают не только всякую суровую технику - на весь Урал он славится своим производством мебели, и даже у ближайшей к моему дому станции московского метро "Рязанский проспект" красуется высотка "Миассмебель". "Бюрократ" - это здешняя фирма, специализацию которой можно описать как "всё для офиса", от кресел до канцелярских кнопок, и этот парк - по сути дела его рекламная акция. Бездуховная Скрепа высотой 9 метров 28 сантиметров, между прочим, действительно попала в Книгу Гиннеса:

16.


Центр Машгородка - там, где проспект Октября переходит в проспект Макеева, причём нумерация их идёт в разные стороны. Красное здание за грозным периметром - это собственно Конструкторское бюро Макеева:

17.


Рядом - Миасский машиностроительный колледж, и вентшахта его подвалов оформлена в виден Спутника. Где-то в лесу близ Машгородка - ещё и НПО Электромеханики, выпускающее столь важные для ракет приборы, как гироскопы.

18.


Дальше по улице - памятник самому Виктору Макееву. Наладив производство ракет и по сути создав целую школу отечественного морского ракетостроения, в 1972 году он уехал в Северодвинск, где его творения обретали носителей - теперь он курировал не отдельно взятое предприятие, а целую отрасль. Но здесь Макеев - ещё "отец" Машгородка, строивший дома, дороги, магазины или вот этот ДК "Прометей" (1967):

19.


За ДК - ещё и довольно интересный (по чужим фото) монумент "Народу-Победителю, Народу-Созидателю", но я про него напрочь забыл - доминантой этого района служит высотка гостиницы "Нептун" (1973) с характерной рябью окон:

20.


На самом деле расположение морских производств в глубине материка вполне логично: ведь вокруг России много морей от Балтики до Тихого океана. Обнинск, создававшийся для разработки ядерных реакторов подводных лодок, примерно равноудалён от Мурманска, Севастополя и Калининграда, а Миасс - где-то между Архангельском и Владивостоком.

21.


За гостиницей - круглый павильон ТРЦ "Звёздный", бывший ресторан гостиницы:

22.


А там рукой подать и до выезда на Карабаш, Кыштым и Екатеринбург. За Машгородок тянутся мебельные фабрики, и кто-то решил не отставать от "Бюрократа" да поставил грандиозный стул... но в книгу Гиннеса он вряд ли попадёт - я уже видел такое в Дубне, причём даже без лака:

23.


Ещё рядом с Машгородком есть озеро Тургояк - одно из красивейших мест Южного Урала, а на нём - остров Веры с руинами древних мегалитов. Но их я отложил до лета, причём скорее всего не этого лета. Да и сейчас мы не в Кыштым поедем, а в соседний Златоуст, куда ведёт узкая и чрезвычайно живописная дорога. Под скалистой Александровской сопкой (843м), с которой ещё Прокудин-Горский фотографировал в начале ХХ века, она взбирается на главный Уральский хребет:

24. 2009


Трасса "Урал", в своей горной части давно уже не справляющаяся с потоком машин, проходит южнее обоих городов, а эта полупустая дорога с 1960-х годов соединяет напрямик Машгородок с Машзаводом. Сложный рельеф и высокое качество дались большой ценой - каждый её километр стоил как новая пятиэтажка. Сворачивать здесь лучше сверившись с картой и указателем - в тайге скрыты весьма секретные объекты, как например Златоустовский химический завод, где готовили ампулы топлива для морских ракет и жгли в испытательных стендах пробные партии, оглашая рёвом две части света по разные стороны хребта. За Крылатым конём начинается непривычной крутой спуск к Златоусту - в Европу:

25. 2009


Лес по краям дороги здесь расступается, открывая вид на уральскую даль. Не случайно эти места называют Синегорьем:

26. 2009


Сопка с огородами на вершине, а в народе (Константин, я ничего не путаю?) Гора Дураков:

27. 2009


И сам Златоуст на сопках Косотур и Уреньга у берега пруда, блестящего сталью:

28. 2009


Златоуст - это исторический центр Синегорья. Он начался в 1672 году с Ново-Уральского острожка, фактически - укреплённой базы рудознатцев, то есть геологов 17 века. Они искали золото и серебро некой Сибирской горы, и хотя так и не нашли - новые партии возвращались сюда не раз в 18 веке. В 1754 году на золото махнули рукой, обратив взгляды на более прозаичное железо - на реке Ай купцы Мосоловы основали Завод имени Святого Иоанна Златоуста. Владельцев он меня довольно часто, в 1811 году перешёл в казну, и если Миасс славился золотом, то металлом Златоуста стал булат, секрет которого был восстановлен в 1830-х годах местным горным начальником Павлом Аносовым. Самые известные предприятия Златоуста - это фабрика холодного оружия (сейчас сугубо декоративного, но сабли да шашки в Российской империи были вполне в ходу) и металлургический завод, где в 1902 году впервые в России было налажено производство спецсталей. Златоуст не похож на Миасс - он огромен по площади, как иные областные центры, гигантской кляксой расползается по горам, и весь буквально опутан рельсам пожалуй самой живописной в России трамвайной системы. Я писал о Златоусте в 2009 году, когда был здесь в компании vedmed1969, polar-bee и periskop, в двух частях ( На трамвае по Златоусту и Старый Златоуст), но "собственно Златоуст" - он там, за лесом, а мы спустились из Миасса прямиком на Машзавод:

29. 2009


Здесь Константин ушёл ночевать к родителям, а я - в гостиницу "БушуевЪ", которая несмотря на пошлый твёрдый знак, оказалась отличной: вежливый персонал да огромный чистый номер, куда и ужин можно заказать. За прошедший день мы осмотрели Касли, Кыштым и Миасс, а утром предстояло ехать в Сатку. У гостиницы - загадочная "Лада", выложенная красным кирпичом по силикатному:

29а.


Машзавод расположен в 7 километрах от "собственно Златоуста", и похож на него куда меньше, чем на миасский Машгородок, равно как и последний сильнее отличается от Ураза. Но в Златоусте куда хитрее рельеф - он не втиснулся на плоское дно долины, а растёкся прямо по горам причудливой рябью улиц:

30.


На склонах гор даже пятиэтажки живописны. Белое здание в низинке я бы принял за какое-нибудь КБ, но это бывший "Уралпромпроект", проектировавший объекты для Минсредмаша и Минобщмаша. Он работает и сейчас, хотя частично занят всякими офисами:

31.


Машгородок здесь - по сути дела Новый город, а Старый город - это Машзавод. Всё же его история началась раньше на 15 лет, и за это время здесь успел возникнуть неплохой сталинский ансамбль:

32.


Причём часть его зданий - явно 1940-х годов:

33.


А часть явно строилась в конце 1950-х, но Машгородок к такой архитектуре не успел буквально на пару лет:

33а.


Центр ансамбля - ДК Машиностроителей, или Дворец Победы, здорово вписанный в непривычный для России уральский рельеф. По сути дела он поставлен как типичный заводской храм - высоко над заводом, как бы благословляя его:

34.


ДК начал строиться в 1944 году, когда туляки и москвичи на "Златмаше" ещё клепали пулемёты для фронта:

34а.


А закончен был в 1948, когда завод уже осваивал производство ракет:

35.


Это история Златоуста - от жандармских сабель к ядерным ракетам морского базирования:

35а.


Верхний фасад Дворца Победы совсем не похож на нижний:

36.


С этой стороны к нему примыкают часовня Петра и Павла с заделом под будущий каменный храм:

37.


И забавный Этнодвор:

38.


На входе в который вдруг вылез хмурый мужик с неожиданным в таком месте вопросом:
-А что вы здесь фотографируете? Кто вам разрешил?!
-А вы кто такой, собственно? - невозмутимо поинтересовался Константин.
-Я тут охранник, вон у меня рация на поясе!
-Туристы мы, город смотрим, - сказал я, - тут же вроде музей, с каких это пор музеи нельзя фотографировать? Вы так всех туристов распугаете!
-Откуда я знаю, кто вы и что вам надо? У нас же тут ДЕТИ ходят!

38а.


А вот цеха "Златмаша" я фотографировал хоть и на ходу из окна машины - но без каких-либо эксцессов, хотя попадись я такой лет 30 назад, было бы мне мягко говоря не сдобровать. Проходная "Златмаша" блестит новизной:

39.


В отличие от упрятанного в лес ММЗ, ЗМЗ с трёх сторон окружён городом:

40.


Но даже бетонному советскому заводу горы добавляют живописности. Это Уреньга, один из самых мощных хребтов Урала, и снег отмечает километровые сопки:

41.


Сейчас, как уже говорилось, у ММЗ и ЗМЗ большинство изделий - общие на двоих. Но кое-что этот завод ещё как СКБ-385 успел создать до Макеева - ведь первоначальной его специализацией были ракеты не морского, а просто мобильного базирования. Здесь было развёрнуто производство Р-11 - первой советской одноступенчатой ракеты на долгохранящихся компонентах топлива (то есть - не требующей долгой сложной заправки перед стартом), созданной Сергеем Королёвым и Михаилом Янгелем. Как и Р-2, она происходила напрямую от Р-1 (то есть советской копии "Фау-2"), но только представляла другую ветвь развития, где приоритетом была не мощность и дальность, а простота и лёгкость: Р-11 немногим отличалась от "Фау-2" по боевым качествам, но зато была в 2,5 раза легче и куда надёжнее. В Златоусте она выпускалась до 1958 года, затем приоритеты поменялись, и производство "Скадов" (по классификации НАТО) переместилось в удмуртский Воткинск, а опыт компактных одноступенчатых ракет пригодился для морских разработок. С Р-11 начиналось и КБ "Южное", сделавшее флагманом советского ракетостроения украинский "Южмаш". Недавно я показывал Р-11 в Самаре, а вот ещё одна (на переднем плане) в Днепропетровске:

41а. 2016


Также, как я понимаю, именно ЗМЗ делал некоторые приборы вроде тормозных двигателей для космических кораблей "Восток" и "Союз". Чуть в стороне от "Златмаша" - НИИ "Гермес", который судя по ни к чему не обязывающему названию не очень-то хочет афишировать свою деятельность. Как я понял из их столь же обтекаемого сайта, занимаются здесь не конкретными ракетами и их приборами, а самими технологиями ракетостроения.

42.


Из Машзавода мы взяли курс на Сатку, и Златоуст проскочили практически без остановок. Но даже из окна машины я успел заметить, что за 9 лет город похорошел, и даже слякотной весной смотрится теперь опрятнее, чем тогда - летом.

43.


Крылатый конь, попадающийся в Златоусте в самых неожиданных местах - с герба, а на герб попал с логотипа художника-оружейника Ивана Бушуева по прозвищу Иванко-Крылатко. На борту трамвая другой уральский символ - Медной горы Хозяйка:

44.


В Златоуст определённо стоит заехать как-нибудь ещё:

45.


А про Сатку, Пороги, Кыштым, Касли, Катав-Ивановск и Усть-Катав, колоритнейшие города-заводы уральской глубинки, я расскажу теперь не раньше лета.

46.


Пока что в центре внимания - космос. И напоследок - пара слов о других космических заводах на востоке страны, до которых я не доехал этой весной. На Урале помимо ГРЦ Макеева заметно ещё НПО автоматики имени Николая Семихатова, занимающее в самом центре Екатеринбурга местный "пентагон" - Дом Промышленности (1931-68). В его недостроенных корпусах в войну разместили эвакуированный из Киева радиозавод, в 1946 году пополнившийся оборудованием из Германии. "Автоматика" в данном случае - это системы управления ракет, как военных, так и космических (начиная с "Союз-2" 1990-х годов), да и всякой земной техники от комбайнов в полях до Московского монорельса.

47. 2016


Крупнейший на востоке страны центр космической индустрии - это Омск, где находится ПО "Полёт". Оно начиналось с авиазаводов Туполева, эвакуированных вместе с самим Туполёвым из Москвы и тогда ещё "независимого" Тушино. С 1968 года здесь параллельно выпускались самолёты и лёгкие ракеты "Космос" (запускались в 1961-2013 годах 440 раз, в основном с Плесецка), одна из которых стоит на въезде в Чкаловский - район при заводе. Там я в своё время погулял - это малая родина Егора Летова, сам же завод упрятан глубоко в промзоны и даже интересных зданий, с ним связанных, в Омске нет.

48. 2015


В 2007 году "Полёт" передали московскому Центру Хруничева - выросшему из КБ Челомея в Реутове производителю тяжёлых ракет "Протон". Ему вообще принадлежит много неожиданного - например, трамвайный завод в Усть-Катаве тоже делает какие-то узлы для ракет. Именно у "Протона" увёл клиентов Илон Маск, поэтому дела на центре Хруничева идут печально, а большая часть московской площадки вот-вот выставят на продажу. Поэтому производство вновь эвакуируется в Омск, и приоритетом на "Полёте" будет "Ангара" - перспективное семейство ракет "модульного типа" (то есть лёгкие ракеты могут комбинироваться, становясь ступенями для тяжёлых ракет) с отдельными возвращаемыми ступенями. До Хруничевского обвала, в 2014 году, была сделана пара запусков с Плесецка, ну а теперь страсти по "Ангаре" - отдельная тема: вот например статья Виталия Егорова и её критика.

49. павильон "Космос" на ВДНХ.


Ещё дальше на восток, в Красноярске есть завод "Красмаш". Он был, что удивительно, не эвакуирован, а основан в 1932 году, сменил множество специализаций, делал золотодобывающие драги, миномёты, комбайны проходочные и полевые, холодильники "Бирюса", факелы для Сочинской Олимпиады, а с 1964 года - ракеты. В основном - уже знакомые нам по Омску "Космос", отдельные элементы для "Протонов" и "Зенитов", ну а сейчас "Красмаш" принадлежит ГРЦ Макеева, и основная его специализация - та самая "Синева". "Красмаш" в Красноярске стоит за Енисеем, далеко на Левом берегу, а я был только на правом; площадка его приземиста и скрыта домами да цехами других заводов, поэтому вместо него даю фотографию часовни на Караульной горе - она похожа на ракету "Корона":

50. 2015


Наконец, близ Красноярска есть ЗАТО Железногорск - кажется, единственный, в котором представлены и ядерная, и космическая отрасли. В 1950 году тут начал строиться грандиозный (по объёму сравним с Московским метро!) подземный Горнохимический комбинат для наработки оружейного плутония, а в 1959 году в молодом городе у комбината (тогда - Красноярск-26) появился Филиал №2 подмосковного ОКБ-1 ( нынешняя РКК "Энергия"), который возглавил Михаил Решетнёв - один из организаторов производства всё той же Р-11 и заместитель самого Королёва, ставший вице-Главным в его колонии на Енисее. Там была создана ракета "Космоса", позже делавшаяся в Омске и Красноярске. В 1961 году было образовано ОКБ-10, к 1967 году полностью обособившееся от будущей "Энергии". Ныне это "Информационные спутниковые системы имени Михаила Решетнёва", крупнейший российский производитель спутников связи и дистанционного зондирования Земли, в том числе например аппаратов ГЛОНАСС. В Железногорск я попаду вряд ли, но спутники ИСС и их макеты есть во многих космических музеях:

51. павильон "Космос" на ВДНХ.


В следующих 7 частях отправимся в другой центр космической промышленности - Воронеж, из которого я вернулся не далее как позавчера. Как в Самаре или Саратове, там и без космической темы интересного много.

ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Красноармейск.
Юг области. Усть-Золиха, Каменка, Золотое.
Самарская область.
Сызрань. Советская улица.
Сызрань. Всё остальное.
Самара (2017). Виды с Волги.
Самара. Колорит Старого города.
Самара. Запасная столица.
Самара. Дворы Старого города.
Самара. От Хлебной площади до площади Революции.
Самара. От площади Революции до площади Куйбышева.
Самара. От площади Кубйышева до площади Славы.
Самара. Новый город.
Самара. Безымянка.
Самара космическая. Юнгородок и Управленческий.
Самара (2017). Самарский метрополитен.
Чапаевск.
Челябинская область.
Кыштым.
Касли.
Миасс. Город.
Миасс и Златоуст. Машгородок и Машзавод.
Сатка. Промзона и Старая Сатка.
Сатка. Посёлок и Западный район.
Пороги.
Катав-Ивановск.
Усть-Катав
Пензенская область.
Пенза. Общий колорит.
Пенза. Нижний город.
Пенза. Верхний город.
Пенза. Разное.
Заречный и музей атомного оружия.

Космос, природа, дорожное, Златоуст, Челябинская область, Миасс, Урал, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up