Сегодня в нашем проекте 20 век в цвете 1977 год в СССР. Пожалуй, этот период можно назвать "экватором" Застоя. Один из тех "золотых брежневских лет", которые с такой ностальгией будут вспоминаться в голодные и позорные 90-е.
К концу 1970-х для всех окончательно стала очевидна утопичность хрущевских обещаний "построить коммунизм к 1980 году", но страна всё же добилась больших успехов в социально экономическом развитии. Поэтому вместо коммунизма было объявлено о построении в СССР "развитого социализма".
7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была утверждена новая Конституция СССР, которой констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства (вместо прежнего классового).
Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов. Официально закреплена "руководящая и направляющая роль КПСС" (ст. 6).
На всенародном обсуждении проекта Конституции выдвинуто 400 000 поправок к будущему основному закону страны. Многие из них были приняты.
Посмотрим, как выглядела жизнь в стране "развитого социализма" 40 лет назад.
Зал Верховного Совета, в котором была принята "брежневская" Конституция:
Реальной власти у того Верховного Совета было не больше, чем у нынешних Думы с СовФедом, а вот депутатских привилегий - в разы меньше.
СССР 1977 год имел второй ВВП в мире и занимал лидирующие позиции в области авиационно-космической промышленности, энергетики, металлургии, производства цемента.
Советский автопром выпустил более 2 млн. автомобилей, значительная часть которых ушла на экспорт в десятки стран мира. Но, увы, в этой сфере так и не удалось подняться выше 5 места в мире.
Празднование завершения сборки первого серийного самолета Ил-86, 15 октября 1977 года:
Некоторые советские высоты того времени так и останутся недосягаемыми для последующих поколений.
1 ноября 1977 года начались пассажирские перевозки на сверхзвуковом Ту-144 по маршруту Москва-Алма-Ата:
Увы, век этих сверхзвуковых полётов оказался недолгим, ввиду их дороговизны.
Рейсовый Ту-144 на фото Виктора Виликжанина, 1977:
Гражданская авиация была настоящей гордостью СССР - все лайнеры только отечественного производства!
Советская стюардесса 1977 года - воплощение стиля:
Хотя к 1977 году советский легковой автопром уже безнадёжно отставал от ведущих капиталистических автопромов, на его небосклоне взошла последняя ярка звезда - "Нива"! Она стала откровением даже для Западной Европы и Японии.
Внедорожники ВАЗ-2121 Нива на испытаниях в Сибири. А. Блохин, РИА Новости, 1977:
По уровню автомобилизации СССР сильно, в разы, отставал от развитых капстран, но автомобиль наконец "пошёл в народ".
Мечта советского "среднего класса" - "Москвич" 2137, выпускавшийся с 1977 по 1985 г.:
В Тбилиси 1977 года уже можно было наблюдать уже весьма внушительно скопление личного автотранспорта:
Грузия славилась тем, что местные жители умудрялись приобретать в собственность "Волги", не предназначенные для свободной продажи населению.
Предел мечтаний советских частников-автолюбителей в кадре из фильма "Служебный роман":
Тем не менее, в конце 1970-х машин в СССР не хватало на платёжеспособный спрос. Покупателям приходилось ждать своей очереди месяцами, а то и больше. Проще было купить мотоцикл.
А ещё к концу 1970-х в моду всё больше стали входить мопеды.
Журнал "Новые товары" за 1977 год:
Реклама мопеда RIGA-12, 1977:
До начала эпохи мобильников в нашей стране оставалось ещё ровно 20 лет.
В цехе телефонных аппаратов Рижского государственного электротехнического завода ВЭФ, 1977:
Незабываемые телефоны нашего детства! А когда вы в крайний раз набирали номер на диске?
Три предмета советской бытовой техники 1977 года в одном кадре из фильма "Служебный роман":
С 1 января 1977 года все передачи Центрального телевидения СССР стали передаваться в цвете!
Строительство Аппаратно-студийного комплекса АСК-3 телецентра Останкино, 1977:
В 1977-м продолжалась эпопея строительства Байкало-Амурской магистрали - это была последняя главная стройка СССР.
БАМ. Изыскатели на берегу реки Хани близ будущей станции Олондо. Григорий Калачьян. Фотохроника ТАСС, 1977:
Укладка железнодорожных путей БАМа на участке Тында - Беркакит, 1977:
Жизнь людей действительно становилась лучше с каждым годом. Отдыхать на советские морские и другие курорты отправлялись уже не сотни тысяч, а миллионы людей.
На базе отдыха ВЭФ, Латвия, 1977:
У ресторана Гагрипш в Гаграх, 1977:
Сегодня Гагры остаются в полуразрушенном и полупустом состоянии, для них "золотой век" остался в безмятежном советском прошлом.
Туристы в Сухуми, 1977:
Посетители Дендрария в Сочи. РИА Новости, 1977:
Может, этот кадр и постановочной, но в те годы в СССР люди действительно одевались очень ярко.
Типичная летняя одежда советских людей того времени. Улан-Удэ, 1977 г.:
Зимний наряд. Харьковчанка. 1977 г. Фото Юрия Рупина:
Для большинства энергичных и увлечённых людей жизнь в Застое никогда не была скучный. У них был широчайший простор для занятия спортом, туризмом и тысячью всевозможных хобби и увлечений! Миллионы людей стали коллекционерами "всего на свете", изобретателями и моделистами. Это было прекрасное время.
Ежегодный парад старых автомашин на территории ВДНХ в Москве. Устинов, РИА Новости, 1977:
Опять-таки, советская эстрада скрашивала жизнь людей как могла.
Эдита Пьеха во время ленинградских гастролей в 1977 году:
Ну и, конечно, огромной радостью практически всех советских людей было кино, отечественное и импортное. Наши кинозвёзды тогда не получали многомиллионных гонораров, но были всенародными любимцами! "Золотой век" советского кино продолжался.
Кадр из фильма "Собака на сене", Ленфильм, 1977 год:
Кадр из фильма "Мимино", реж. Г.Данелия. Мосфильм, 1977 год:
Телепремьеры собирали у ящиков всю страну. На улицах даже кражи прекращались))
А кто-то предпочитал наслаждаться жизнью за кружкой пива после не очень обременительного рабочего дня. Сценка из 77-го:
СССР переживал новый подъём национальных культур и традиций. В союзных республиках издавалось столько литературы на национальных языках, сколько уже никогда не будет издаваться до конца их существования. Советский бюджет оплачивал всё.
Костер на котором по традиции эстонских рыбаков в Иванов день сжигают старую лодку, 1977:
Хотя экономика "Застоя" прочно ассоциируется с товарным дефицитом, но при наличии (в достаточном количестве) денег и в те времена можно было купить практически всё. По крайней мере, в том, что касается продуктов питания, у людей всегда была альтернатива пойти на "колхозный" рынок, где было изобилие свежих и качественных продуктов.
Рынок в Тбилиси 1977 года:
Конечно, в СССР 1977 года хватало проблем и людям приходилось побегать и постоять за "дефицитом", но для детей это было по настоящему сказочно прекрасное время! Наверное, лучше, чем в позднесоветские годы, детство в нашей стране уже никогда не будет.
Новогоднее представление в Кремлевском Дворце съездов. 1977 год. Фото Олега Иванова и Бориса Кавашкина:
Дети стоят вокруг ультрафиолетовой лампы для получения витамина D в Мурманске. Дин Конгре, 1977:
Детские рисунки в Одессе, 1977 год:
Чечено-Ингушская АССР. Грозный. Экзамены в школе № 48. Фото Рудольфа Дика. Фотохроника ТАСС, 1977 год:
Во внешней политике у СССР в 1977-м всё складывалось всё более-менее тихо и спокойно. С Западом продолжалась "Разрядка", а резкое обострение конфликта с Китаем было ещё впереди.
Парижская встреча Брежнева и Жискар д’Эстена, 20-22 июня 1977 года:
Несмотря на углубляющиеся проблемы со здоровьем, Леонид Ильич был ещё очень активен.
Президент Югославии Иосип Броз Тито стоит с Леонидом Ильичом Брежневым во время своего визита в Москву. Кремль, 17 августа 1977 года:
По сравнению с 85-летним "динозавром" Тито 71-летний Брежнев уже не кажется таким старым. Судьба отпустила ему ещё 5 лет.
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905,
1906, 1907, 1908,
1909, 1910, 1911, 1912,
1913,
1914 , 1915,
1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922,
1923,
1924, 1925,
1926, 1927,
1928, 1929, 1930, 1931, 1932,
1933,
1934,
1935,
1936, 1937, 1938, 1939, 1940,
1941-война, 1942, 1943, 1944,
1945 война,
1945 мир,
1946,
1947/
СССР-1947, 1948, 1949,
1950/
СССР-1950, 1951,
1952/
СССР-1952,
1953/
СССР-1953/
США-1953,
1954/
СССР-1954,
1955/
СССР-1955/
1955-улицы,
1956/
СССР-1956, 1957, 1958, 1959, 1960,
1961/
СССР-1961, 1962,
1963/
СССР-1963,
1964,
1965/
СССР-1965,
1966/
СССР-1966, 1967, 1968, 1969, 1970,
1971, 1972,
1973/
СССР-1973,
1974,
1975,
СССР-1975,
1976/
СССР-1976, 1977, 1978, 1979, 1980,
1981/
СССР-1981, 1982,
1983,
1984/
СССР-1984,
1985,
1986/
СССР-1986, 1987, 1988,
1989/
СССР-1989,
1990/
СССР-1990,
1991/
СССР-1991,
1992/
СНГ-1992/
1992-улицы,
1993,
1994/
РФ-1994,
1995/
РФ-1995,
1996/
РФ-1996, 1997, 1998,
1999/
РФ-1999.