Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Dec 03, 2024 07:16

Глава XLIII. Продолжение разграбления города. Площадь Революции. Сохранённое и вновь построенное. Начало.



01. Наш маршрут по Вологде. Красным - автомобильный, синевато-серым - пеший.

Ссылка на яндекс-карту нашего рейда.

Что ж, продолжаем. И начнём с нашего косяка - с церкви Усекновения Святого Иоанна Предтечи в Рощенье. Мы считали, что церковь на реставрации и потому к ней не пошли - только пофотографировали издали - всё равно внутрь не пустят. Уже дома я выяснил, что храм работает и внутрь пускают. Обидно. Так что все фотографии интерьеров церкви и декора фасадов покрадены в интернете. Рейд упущенных возможностей...

1. Церковь Усекновения Главы Святого Иоанна Предтечи в Рощенье.

Наиболее ранние свидетельства существования деревянной церкви на месте современного храма Иоанна Предтечи в Рощенье относятся к 1618 г. Однако, по мнению историка Н. И. Суворова, основание церкви может быть отнесено и ко времени Ивана Грозного. До конца XVII в. она называлась не Предтеченской, а Алексеевской - по престолу тёплого храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Переименование, возможно, произошло в связи с возведением и освящением каменного церковного здания, после того как сгорел тёплый Алексеевский храм.



Закладка каменной церкви во имя Иоанна Предтечи с приделом святого Алексия состоялась 23 мая 1710 г., о чём свидетельствует надпись вязью на северной стене храма в простенке между окнами у левого клироса: «Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, зачата бысть сия святая церковь каменным строением, тщанием и радением сея церкви всех приходских людей, во имя святаго славнаго Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и иже во святых отца нашего Алексия Митрополита Московскаго и всея России Чудотворца, на память преподобнаго отца нашего Михаила, Епископа Синадскаго и обретения честных мощей иже во святых отца нашего Леонтия Епископа, Ростовскаго Чудотворца, лета 1710, майя 23 дня». А освящена она была, согласно хранящемуся в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике рапорту протопопа Стефана Иоаннова, в 1719 г.

В переписной книге Вологды 1711-1712 гг. церковь уже именуется Иоанно-Предтеченской.

Основной храм освятили в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В трапезной в тёплом храме было устроено два престола: на северной стороне - во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, на южной - во имя святителя Иннокентия Иркутского. Иннокентиевский престол был обустроен в 1832 г. на средства представителей известного вологодского купеческого рода Свешниковых. Первоначально Иннокентиевский придел помещался в юго-восточном углу тёплой церкви. В 1860 г. на средства купца Мешинникова к тёплому храму с южной стороны была сделана каменная пристройка, куда в 1863 г. перенесли и в 1864 г. освятили престол Иннокентия Иркутского.



02. Вид церкви на 2022 г.



03. Другой ракурс.



04. Ещё один.



05. Колокольня.



06. Фреска на восьмерике над апсидой, 2022 г.

Основной холодный храм представляет собой восьмерик на четверике. Приземистый восьмигранник, поставленный на двусветный четверик с квадратной в плане алтарной апсидой, увенчан главой на круглом световом барабане. Холодный храм соединяется с колокольней приземистым широким тёплым храмом (трапезной) с небольшими главками над алтарями двух приделов. Четырёхъярусная колокольня в стиле эклектики, увенчанная шпилем, имеет высоту 48 м. Главный вход в церковь имеет вид перспективного портала, декорированного тёсаным кирпичом. Главы и купол колокольни покрыты оцинкованным железом «в шашку».



07. Наличники окон трапезной.



08. Декор наличников трапезной и храма.



09. Портал западного входа.

Первоначально колокольня была шатровой, но в 1865 г. её разобрали и на средства известного вологодского купца 1 гильдии Семёна Алексеевича Леденцова возвели новую в стиле эклектики.



10. Церковь в 1903 г.



11. Она же в 1948 г.



12. 1948 г. Другой ракурс.

В 1960-1970-х гг. под руководством Н.В. Перцева проведена реставрация здания и фресок.



13. Церковь в 1967 г.

В 2017 г. начата новая реставрация здания, состояние стенописи которого значительно ухудшилось. Осуществлены реставрация фасадов церкви, кровли, полов трапезной. Проводятся работы по сохранению иконостаса и стенописи храма. В 2024 г. в рамках работ по усилению фундамента храма и устройству ливневой канализации на прилегающей территории специалистами Института археологии РАН выполнены спасательные археологические исследования.

Теперь об интерьерах. В 1717 г. храм расписали ярославские мастера, возможно, под руководством знаменщика Фёдора Игнатьева, ученика Димитрия Плеханова. Росписи относятся к числу памятников поздней русской церковной стенописи, продолжающих традиции XVII столетия, но отражающих уже и веяния эпохи барокко. Фрески основной части храма разделены на шесть поясов. В зените сомкнутого лоткового свода помещено «Отечество», на его лотках - «Символ веры». На стенах расположены композиции, посвящённые земной жизни Иисуса Христа и деяниям апостолов, ниже - сцены из жития Иоанна Предтечи и композиции на тему Акафиста Божией Матери и «Песни Песней». В своде алтаря - иллюстрации к молитве «Отче наш», на стенах алтарной части между окнами - более тридцати ликов святых. При поновлении фресок в 1859 г. были введены несвойственные стенной росписи XVIII в. яркие тона.

Немного фотографий интерьеров, сделанных во время реставрации 1970-х.



14. Иконостас в 1970-е в конце реставрации.



15. Царские врата. Время то же.



16. Фрески во время реставрации 1970-х.



17. Ещё.



18. И ещё.



19. И ещё.



20. И ещё.

А теперь современное состояние:



21. Интерьеры трапезной.



22. Сохранённый интерьер оригинальной росписи трапезной. Жаль, что эта роспись гризалью не сохранилась целиком.



23. Интерьеры храма по состоянию на 2022 г.



24. Ещё. Как жаль, что мы туда не попали - росписи очень интересные.



25. Элементы интерьера и фресок в процессе реставрации.



26. Впечатляет! Жаль, что я не нашёл столь же подробного описания стенописи, как в СОфийском соборе.



27.



28. Ещё детали интерьера и фресок.

Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье была закрыта в феврале 1924 г.. Из четырёх церквей, стоявших в прежние времена на территории современной площади Революции, до наших дней сохранился только этот храм. Его спасло то, что в 1923 г. как памятник монументальной живописи начала XVIII в. он был включён в титульную ведомость учреждений и памятников архитектуры, находящихся в ведении и под охраной Главного управления научных и музейных учреждений Народного комиссариата просвещения РСФСР (Главнауки).

В 1937 г. в здании храма был открыт кукольный театр, первым руководителем которого являлся известный вологодский театральный деятель Ананий Васильевич Бадаев (1887-1968). После переезда театра в 1960-е гг. на улицу Ленина, 21 до начала 1970-х гг. здание использовалось в различных целях: под архив ЗАГСа, склад кинофикации, склад инвентаря и билетную кассу аттракционов Детского парка.

С 1960 г. церковь входит в число памятников архитектуры федерального значения. Её передали Вологодскому областному краеведческому музею, и в 1960-1970-х гг. под руководством реставратора Николая Васильевича Перцева (1902-1981) проведена реставрация здания и фресок.

В 2006 г. образован приход церкви Иоанна Предтечи в Рощенье, которому храм передан в пользование. 7 июля 2006 г. в день празднования Рождества Иоанна Предтечи здесь был отслужен первый молебен, который возглавил архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Первая литургия была совершена в день праздника Усекновения честной главы Иоанна Предтечи 11 сентября 2006 г.

2. Дом №17/2 по улице Лермонтова, он же дом Гудковых-Беляковых, он же дом Свешникова.



29. Так выглядит дом сейчас.

Построен в начале XIX в. в стиле раннего классицизма и принадлежал семейству Гудковых-Беляковых. Позже его владельцем стал купец Иван Свешников, открывший здесь торговый дом «Свешников и сын». Они продавали ковры, парчу, галантерейные и суконные товары, полотно, шерсть, шёлк, бархат. В середине XIX в. в этом здании отдельные помещения были заняты гостиницей «Лондон».



30. Дом в конце XIX в.

Верхний этаж был жилым, а в нижнем ранее располагался мануфактурный магазин купца Свешникова. В историю Вологды это здание вошло и как дом, где родился и жил Георгий Васильев - режиссер фильма  фильма «Чапаев», подаривший нам, помимо великого фильма, целый пласт анекдотов про Василия Ивановича и Петьку - неотъемлемую часть нашего культурного кода.



31. Дом в 1960-х.

В 1952-1955 гг. над боковыми крыльями дома надстроили третий этаж. В годы Советской власти в бывшем торговом доме работал Совет депутатов трудящихся. В здании сделали перепланировку и ликвидировали все многочисленные входы в лавки на первом этаже. Сейчас дом занят подразделением городской администрации.

3. дом №21 по улице Лермонтова, он же Дворянское собрание, он же Вологодская областная филармония.



32. Современный вид здания.

Дом построен в конце XVIII в. В 1787 г. коллежскому асессору Зубову было дано разрешение на строительство на месте на углу современных улиц Лермонтова и Пушкинской каменного дома. В 1796 г. этот трехэтажный кирпичный дом (известный позже как здание Дворянского собрания) уже существует и числится главным домом усадьбы помещика Алексея Семёновича Колычева. Флигель построен позже самого здания, в 1849 г., на месте разобранного сгоревшего двухэтажного здания.



33. Оно же в начале XX в.

Ансамбль выполняет важную градообразующую функцию, является частью исторической застройки города и является добротным образцом русского провинциального классицизма. В формах здания чувствуется ярославское влияние: скруглённый угол, роддержанный пилястрами ионического ордера - очень по-ярославски.

В октябре 1824 г. устроенный в здании Дворянского собрания бал посетил император Александр I, а в 1858 г. на балу присутствовал Александр II. В 1850-е гг. в стенах Дворянского собрания возникло Общество благородных любителей музыки, а позднее - Общество любителей музыкального и драматического искусства.

В здании Дворянского собрания проходили почти все (за исключением первой) художественные выставки, организованные учрежденным в феврале 1906 года Северным кружком любителей изящных искусств (СКЛИИ). С февраля 1919 по 1938 г. размещалась губернская советская публичная библиотека (ныне Вологодская областная универсальная научная библиотека). В 1963 г. здание передали Вологодской областной филармонии.

Флигель имеет мемориальную ценность, поскольку связан с деятельностью вологодских ученых-краеведов: с 1909 по 1923 г. здесь размещалось Вологодское общество изучения Северного края (ВОИСК).

Сегодня комплекс занимает Вологодская областная государственная филармония имени В. А. Гаврилина.

4. Дом №27 по улице Лермонтова, он же Здание почтово-телеграфной конторы с трансформаторной подстанцией.



34. Современный вид здания.

Здание  построено в 1913-1914 гг. специально для размещения в нём почтово-телеграфной конторы 1-го класса. Архитектор - Михаил Васильевич Дикарёв, подрядчик - Григорий Яковлевич Пинус, владелец нескольких магазинов на улице Кирилловской (ныне - Ленина).



35. Здание в 1915 г.

Двухэтажное кирпичное здание, является образцом провинциального модерна, выходит продольным фасадом на улицу Лермонтова. Широкий карниз разделяет здание по горизонтали. Первый этаж на главном фасаде полностью оштукатурен и обработан ленточным рустом, а стены второго этажа демонстрируют фактуру кирпичной кладки. В центральной части окна разделены лопатками, окна второго этажа имеют лучковые перемычки. Боковые части главного фасада завершены аттиками, они выделены прямоугольными окнами и расположенными между ними филенками с лепной эмблемой Главного управления почт и телеграфов: два рожка и две молнии под двуглавым орлом. От эмблемы сохранились лишь изображения рожков, олицетворяющих почту, и молний, символизирующих телеграф. В правой части главного фасада устроен проезд во двор, позже превращенный в дополнительный вход.

Значительным перестройкам дом не подвергался. К дворовой части примыкают поздние одноэтажные пристройки.



36. Здание в 1977 г.

В Вологде телеграфное отделение и станция известны с 1861 г. Первоначально их возглавляли чины военного ведомства. Первым начальником отделения был капитан Павел Степанович Летков, а начальником станции - капитан Иван Алексеевич Тимофеев. Позднее телеграфное отделение перешло в подчинение Министерства внутренних дел. В 1884 г. в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор почтовый и телеграфный департаменты были объединены в Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних дел. В Вологде существовала почтово-телеграфная контора и городское почтово-телеграфное отделение. Сведения о размещении почтово-телеграфной конторы «в доме Пинуса» на Александровской улице появляются с 1914 г. Возглавлял ее в тот период статский советник Ф. С. Ступницкий. В конторе работали около 100 человек. Почтово-телеграфная контора в соответствии с современной терминологией выполняла роль центрального почтамта, который под разными названиями находился здесь до 1963 г., когда для него было выстроено специальное здание на Советском проспекте.

5. Дом №27 по улице Лермонтова, он же Дом Лабзиной.



37. Современное состояние здания.

Дом построен Николаем Фёдоровичем Шалыгановым в 1912-1913 гг. Его последней владелицей до революции была Татьяна Васильевна Лабзина. В 1919 г. дом национализировали.



38. Дом в 1915 г.



39. Другой ракурс.

Двухэтажное деревянное здание, декорированное в духе эклектики с использованием разнообразной пропильной и объёмной резьбы, рублено из брёвен, перевязанных в «лапу», поставлено на кирпичный цоколь и обшито снаружи тёсом, укреплённым на фасаде разнообразно: горизонтально, вертикально, в «ёлку». Прямоугольный в плане объём здания, сильно вытянутый вглубь участка, покрыт вальмовой крышей.

На уличном фасаде равномерно размещено пять оконных осей. Боковые фасады имеют несимметричную композицию с одинаково неравномерно расставленными проёмами. Центральная ось на обоих фасадах выделена широкими тройными окнами. На уличном южном фасаде изначально располагался парадный вход, над которым имелся утраченный к середине ХХ в. пышно отделанный пропильной и объёмной резьбой двухъярусный балкон, являвшийся самым ярким архитектурно-декоративным элементом здания. Стены на уличном и боковых фасадах завершены широким, большого выноса карнизом с подшивным повалом-выкружкой. Карниз украшен рядами сухариков и тонким упрощённым подзором из пропильной резьбы и дополнен декоративным фартуком, обработанным прямоугольными накладными досками и небольшими арками с замками в перемычках. Ниже повала проходит неширокий фриз, украшенный накладной орнаментальной резьбой распространённого в Вологде рисунка, напоминающего стилизованные вьющиеся стебли. Над перемычками окон первого этажа и под подоконниками окон второго этажа горизонтальное членение фасадов дополняют накладные профили, между которыми доски обшивки укреплены вертикально. На уличном фасаде такой же пояс имеется под подоконниками окон первого этажа. В оформлении уличного фасада выделяются необычные по форме угловые пилястры, завершённые стилизованными композитными резными капителями. На втором этаже пилястры усложнены профилями-перехватами и кубышками, покрытыми акантами и плетёнкой, выполненными в технике глухой резьбы. Прямоугольные окна обрамлены сложными резными наличниками.



40. Балкон на боковом фасаде.



41. Пилястра, карниз и наличники уличного фасада.



42. Другой ракурс.

От первоначальной планировки на обоих этажах сохранились поперечные бревенчатые стены, делящие дом на шесть различных по площади частей. В средней части находится маршевая лестница, ведущая на второй этаж. Перекрытия плоские, деревянные.

Во второй половине XX в. со стороны заднего (северного) фасада возведена двухэтажная деревянная пристройка. На западном фасаде было заложено два окна первого этажа. На западном фасаде полностью, а на восточном фасаде была частично заменена тёсовая наружная тесовая обшивка, переделаны ограждение балкона на восточном фасаде и заменены оконные рамы, упрощены наличники на всех окнах, утрачена часть пилястры на юго-западном углу и часть резьбы венчающего карниза. На уличном (южном) фасаде был утрачен двухъярусный балкон. Внутренняя планировка в советское время была искажена многочисленными поздними перегородками, отделка интерьеров была утрачена при косметических ремонтах.



43. Здание в 1978 г.

В 2016 г. здание было приватизировано и к 2023 г. отреставрировано с приспособлением под размещение отеля с рестораном. В ходе комплексной реставрации заменена обшивка фасадов здания, изготовлены новые деревянные оконные рамы, восстановлен утраченный резной декор всех наличников и фриза. Выполнена отделка интерьеров в стиле начала ХХ в., воссозданы деревянные лестницы, в ряде помещений раскрыты гладко отёсанные внешние бревенчатые стены. В связи с тем, что в ХХ в. была расширена проезжая часть улицы и непосредственно перед фасадом здания устроен неширокий тротуар, оказалось невозможным восстановить двухъярусный балкон на уличном фасаде и увенчивавший его треугольный фронтон, а также ограждение крыши первоначальной формы.

Пожалуй, на сегодня хватит - размер поста конечен. Продолжим в следующей главе.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX; Часть II, Глава XXI; Часть II, Глава XXII; Часть II, Глава XXIII; Часть II, Глава XXIV; Часть II, Глава XXV; Часть II, Глава XXVI; Часть II, Глава XXVII; Часть II, Глава XXVIII; Часть II, Глава XXIX; Часть II, Глава XXX; Часть II, Глава XXXI; Часть II, Глава XXXII; Часть II, Глава XXXIII; Часть II, Глава XXXIV; Часть II, Глава XXXV; Часть II, Глава XXXVI; Часть II, Глава XXXVII; Часть II, Глава XXXVIII; Часть II, Глава XXXIX; Часть II, Глава XL; Часть II, Глава XLI; Часть II, Глава XLII;

Вологда, Архитектура, Чужие картинки, История, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up