Часть IV. Сортавала и Валаам. Глава VI. Валаамские просторы и Хор Валаамского монастыря.
В церковную лавку я не пошёл - делать мне больше нечего, кроме как сражаться с ушибленными на всю голову религиозной обрядностью бабками за свечки, тем более в такую жару. А бока мне дома в общественном транспорте намнут будьте-нате, хотя, сдаётся мне, народу в часы пик в тверских автобусах всё же поменьше, чем в тот день набилось в церковную лавку Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря.
Да, лайфхак для тех, кто захочет принести бескровную жертву - в верхнем храме тоже есть церковная лавка и народу там никого.
А мы выдвинулись во двор в тщетной надежде на свободное время. Нет, у других групп оно было, но не с нашим счастьем и не с нашим экскурсоводом. Слава богу, у неё хватило ума сообщить нам, что в 15:00 нас ожидает концерт Хора Валаамского монастыря, а в 15:45 нас ожидает наш Метеор с целью перевезти туристов/отдыхающих/паломников/праздношатающихся (ненужное вычеркнуть, нужное подчеркнуть) в Большую Никоновскую бухту. И оттуда он отправится прямо в Сортавалу и ждать никого не будет. А на часах 14:25, массаракш! Ну и как в таких условиях прикажете окультуриваться? Да ещё боярыню Любовь Александровну от жары прилично так приплющило и боярышня Анастасия Павловна чудес бодрости тоже не демонстрировала. Это нам с Павлом Валерьевичем всё по барабану - походные навыки не пропьёшь, а вот дамы и девицы существа нежные и им отдых нужен.
После небольшого камлания мы приняли следующий план действий: Семейство Петровых направляется под сень кущ, в смысле, к беседкам летнего кафе, насыщающего от глада страждущих продуктами монастырского сельского хозяйства, а я, аллюром три креста, отправляюсь окультуриваться дальше и осматриваю всё, что успею. Контрольное время 14:55, место - возле церкви, в которой будет концерт.
Настя, было, рванулась со мной, но быстро сдалась и поспешила за родителями. Однако, кое что мы увидеть успели. Сначала мы наткнулись на восхитительную мозаичную икону.
Мозаичная икона Спаса Нерукотворного над Святыми Вратами
Потом нам встретился Котя, как назвала его Настя. Котэ и в самом деле был шикарен. Ветеран бесчисленных драк, потерявший в них часть хвоста, вкушал заслуженный отдых в тени близ дверей монастырской поварни, предварительно, одним повелительным мявом, разогнав с козырного места всех конкурентов. «Любимый кот отца келаря», - сообщил нам ни с того ни с сего неприметный мужичонка: то ли трудник, то ли послушник, случившийся рядом. Мы с Настей согласились, что информация похожа на правду - уж очень вальяжен был Котя.
Любимый кот отца келаря, он же Котя.
После общения с Котей жара Настю доконала и она отправилась в след за родителями, а я попытался увидеть то, что можно за такое короткое время. Ну и увидел:
Водопроводный дом с баней, аллея и монастырские трудники
Церковь во имя иконы Божьей Матери "Живоносный источник". Там нам предстояло слушать концерт.
Без людей лучше.
Работный дом. Сейчас там располагаются различные монастырские мастерские и службы. У правого края фотографии видно начало ряда ларьков с монастырскими продуктами. Но о них позже.
Сцена-павильон на Певческом поле. Здесь проходит ежегодный фестиваль православной песни.
А потом я наткнулся на фотовыставку с видами Валаама, расположенную в аллее, возле южного фаса внешнего каре, и залип, остро осознавая свою ущербность, как фотографа...
Вот как надо фотографировать, а не как ваш покорный слуга кривыми руками. Эх!
Пока я, извините, пырился на чужие работы и страдал комплексом неполноценности, оказалось, что цигель-цигель ай-лю-лю, в смысле, моё время почти вышло, а надо бы пополнить запасы воды и чего-нибудь, таки, схомячить, ибо орешки с сухофруктами из нашего походного перекуса сил прибавляют хорошо, а вот насыщают плохо. Ну я и понёсся к пункту общепита на кормёжку и воссоединение с семейством Петровых «...такими большими, большими шагами» © группа «Археоптерикс». Никогда так не делайте - суетиться на тридцатиградусной жаре и солнцепёке грешно.
А спас меня от позорного опоздания любимый Котя самого игумена Валаамского монастыря. Точнее, фотография кота. С игуменом. Именно так, ибо каждый истинный кошатник понимает, что это кот позволил игумену с собой сфотографироваться, а никак не наоборот. Вот он:
Официальный портрет кота с игуменом.
Вообще, валаамские коты многочисленны, вальяжны, сыты, довольны жизнью и, с высоты своего положения и происхождения, с лёгким презрением взирают на суетящихся вокруг двуногих. Туристы и паломники ими просто игнорируются, как нечто совершенно недостойное внимания, а к трудникам, послушникам и монахам эти хвостатые аристократы, подходят с большим разбором и проявляют свою благосклонность в строгой зависимости от полезности двуногого для кота. Хотя, иногда аристократизм даёт трещину - сам наблюдал, как два весьма достойных кота устроили драку за рыбку. Похоже, за сижка, которого им, со всем почтением, вынесли из поварни. Фу, такими быть! Поэтому, показанный выше Котя, решительно пресёк безобразие и сожрал сижка сам.
А я наконец доскакал до едального павильона, неожиданно выдержанного в ялтинском курортном стиле, нашёл своих сопоходников и повёл жалом на предмет купить чего пожрать.
Тут меня ждало три открытия:
- Торгующие в павильонах никуда не торопятся ибо жарко и вообще, кто понял жизнь - тот не спешит;
- Паломники и туристы всё на фиг сожрали;
- Ценник конский.
Делать нечего - пришлось ограничиться тем, что было:
- Кефир (0.5 л, пожертвование - 120 рублей) - безумно вкусный, но пить невозможно - надо ложкой есть;
- Французская булка (побольше одного моего кулака, но поменьше двух, пожертвование - 90 рублей) - тоже язык проглотить можно, но она была последняя;
- Монастырский пломбир (здоровенная порция, крышесносный запах, пожетвование - 350 рублей) - мне не досталось.
Вероятно, у вас возник вопрос: а причём тут пожертвование? Отвечаю - еду в монастыре не продают, а всех странников кормят бесплатно. Накормленные же странники исполняются благодати и от чистого сердца жертвуют монастырю. По прейскуранту. Чего непонятного? Кто сказал «уклонение от налогов»? Гореть тебе в геене огненной, святотатец!
Ладно, пёс с ними, с налогами! Богу - богово, кесарю - кесарево. Вот пусть сами меж собой и разбираются. Тем более, что нечто благодатное в монастырском кефире однозначно есть, ибо после него Любовь Александровна, приобретшая за время первой части нашей экскурсии, нежно-фисташковый оттенок, оживилась, приобрела естественный цвет и полную готовность к дальнейшему познанию мира.
А познавать нам предстояло Хор Валаамского монастыря. Не в полном составе, разумеется, но часть его способна потрясти до самого нутра. Не буду тут приводить свои записи на утюг, лучше вставлю записи с богомерзкого ютьюба. Постарался собрать то, что мы слышали там:
Click to view
Click to view
Click to view
Там же можно купить и полное собрание сочинений хора. Цена - 2000 рублей. Мы купили - оно того стоит.
Двадцать минут концерта пролетели незаметно. И эта не игра слов - лично я, будто, действительно выпал из времени этого мира и унёсся не ведаю куда. Всё же искусство - великая сила.
Словом, слегка, а, может, и не слегка обалдевшие мы вышли из церкви и дорогой водоносов повлеклись на пристань. Ну а я затащил семейство Петровых на достопамятную фотовыставку, благо по пути. Ещё и сувениров успели купить на базарчике в Нижнем монастырском саду.
Кстати, о садах. Наша шайтан-ханум смогла из себя выдавить, что Верхний, он же Аптекарский сад, заложен в XVIII веке для выращивания лекарственных растений, а два других - Средний и Нижний - в XIX веке сразу, как плодовые (Спасибо! Это нужная информация.), монахами (А пацаны-то и не знали! Имя хоть одного садовода привести не судьба?) и что сады, как всё на Валааме, святые (Тьфу, кликуша, прости, Господи!). Так что придётся мне как-нибудь самому.
Валаамские сады явление почти что уникальное. Во-первых климат - на Валааме, из-за ледового панциря Ладоги, сезоны сдвинуты почти на месяц, что создаёт изрядный дисбаланс между температурой воздуха и освещённостью. Да и сам климат суровый - это, извините, Север, хоть и самый его юг.
Во-вторых - почва. Изначально её, считай, не было: скалы да песок, за которые цеплялись сосны да, изредка, ёлки. Ну и ольха с осиной. Современные жирные садовые и пахотные земли есть результат труда монахов и монастырских трудников: и с материка возили, и компостировали всё, что компостируется, вот и вышло, как в анекдоте про английский газон: «Купить семена в ближайшем магазине, посеять, согласно инструкции, и четыреста лет регулярно подстригать». Ключевые слова тут «регулярно» и «четыреста лет». Словом, монахи добились толщины плодородного слоя в сажень. А это 2,13 м, между прочим.
В третьих, это одни из самых старых садов, сохранившихся в России. Некоторым яблоням в них по 160 лет и они до сих пор исправно плодоносят. Здесь умудряются выращивать не в оранжереях, а в полузакрытом грунте, т.е. в привычных всем по дачам, парниках арбузы и дыни. Помните, на каком градусе северной широты лежит Валаам? А ещё здесь сохранились ункальные старорусские сорта яблонь, груш, крыжовника, смородины, вишни и сливы. Одних яблонь 60 сортов! Груш - полтора десятка! Вишен - полтора десятка! Говорят, учёные из Тимирязевской академии плакали и у них тряслись руки, когда они видели живые и здравствующие деревья и кусты ещё былинных сортов, почитавшихся навеки утраченными. Верю!
А нас дальше сувенирного базара в Нижнем саду и не пустили. Тьфу!
Итак, пойдём снизу вверх. Сразу предупреждаю - все фотографии не мои, а найденные в интернете. Я не фотографировал - сувенирных базаров я что ли не видел? А Средний и верхний сад осматривал только в щель в заборе, что не позволяло вести фотосъёмку.
Нижний и средний сад расположены по сторонам от построенной в 1877 году гранитной лестницы. Рядом проходит «Дорога водоносов».
Лестница чуть выше входа в Нижний сад
Нижний сад весной. Порнографического сувенирного базара не видно.
Он же летом.
Средний сад весной
Средний сад летом.
Вид на средний сад сверху
Яблоки
Верхний сад
Сирень. Она на Валааме везде.
Ещё
И ещё.
Клумбы. Они тоже повсюду.
Вот такие они - Валаамские сады.
А мы отправляемся в в Большую Никоновскую бухту.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/19897.html Часть I, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20006.html Часть II, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/20467.html Часть II, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20727.html Часть III, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/20810.html Часть III, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20996.html Часть III, Глава III:
https://vodnik-t.livejournal.com/21327.html Часть IV, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/21600.html Часть IV, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/21971.html Часть IV. Глава III:
https://vodnik-t.livejournal.com/22251.html Часть IV. Глава IV:
https://vodnik-t.livejournal.com/23136.html Часть IV. Глава V:
https://vodnik-t.livejournal.com/23136.html