приматология Физтеха

Apr 14, 2013 16:28

Мы обещали сказать пару слов специально про Физтех.
Уж больно утомительно повторяется паттерн:
брехня (приматол.) или лажа (приматол.) поражённого гоноритом физтеха.

(С большой буквы -- заведение, с маленькой -- его выпускник.)

Обсуждаемый синдром проявляется только у физтехов-носителей макак-резусной хромосомы, и только таких мы и будем обсуждать.
И обратно: про физтешек (=физтехов с чисто человеческими хромосомами) мы можем сказать только хорошее.

Индивидуальные вариации велики, и не все физтехи являют сей паттерн (и даже не все физтехи гуманитарные убоища), но именно среди них наблюдается этот по-особому закомплексованный тип, к которому принадлежат и Колонновожатый, и соизобретатель "метода" правил сумм ИТЭФ/КХД Мisha, и первый обезъянкеат (=обезъянковский лауреат, которого мы решились-таки обсудить, не беря пленных).

***

Изначально Физтех отпочковался от Физфака МГУ как заведение для срочной и массовой подготовки инженеров на потребу оборонным отраслям.
Не считая содержательной стороны (в отличие от обычных инженеров эти должны были знать много "новой физики"), сразу возникло два нюанса.

1. Необходимость конкурировать за юные души с родительским заведением из крайне неавантажной позиции.

2. Специфическая жесткость образовательного процесса.

***

1.
Конкуренция с родительским заведением за юные души осложняется двумя причинами:
-- Сияние шпиля МГУ, про который никому в России/СССР ничего объяснять, в общем, не надо.
-- Расположенность Физтеха в заведомой подмосковной дыре.

По поводу Сияния из собственного опыта.

Будущий Основатель в старшем школьном возрасте про Физтех краем уха, конечно, слышал (кто-то из параллельного класса занимался в ЗФТШ), но поскольку не видел нужды отсылать кому-то задачи на проверку, чтобы убедиться в собственном понимании предметов, а разнообразных задачников при Совке было полно по 20 коп. за штуку, то этот слух так и остался на "крае уха".

Поэтому вопрос выбора не стоял: выйдя солнечным утром 28-го июня из станции метро Университет, мы легко сориентировались на сияющий в синем небе над зелёным облаком листвы золотой шпиль.
Это не к тому, что Физтех хуже, а к тому, что с параинтеллектуальным Сиянием шпиля главного на 1/6-й части земной суши университета трудно конкурировать по-честному.

Поэтому, чтобы заманивать юношей в ту дыру, где Физтех расположился для пущей безопасности от вражеских шпионов, он должен был выработать мощную культуру саморекламы.

И он её выработал. Культура оказалась очень стойкой и самовоспроизводящейся, а почему -- тут интересные науко-приматологические пункты:

Приматы подросткового возраста чрезвычайно зомбируемы на почве стадного чувства и лёгкого способа реализации аппетенции к доминированию (=юношеский зудящий гонорит) через принадлежность к якобы ( попъективно) доминирующей группе (ср. любая дворовая банда; или те же рубаковские).

Поэтому индивиды, генетически предрасположенные к гонориту, будут -- во-первых, привлекаться именно в Физтех, а во-вторых -- особенно легко зомбироваться мантрами типа "Физфак отстой" и "Физтех рулит".
Сплочённость и самоидентификация через образ врага.

Пятилетняя варка в собственном adolescent соку в Долгопрудном, почти без девушек, вдали от гуманитарных факультетов etc., весьма способствует зомбированию неофитов уже сварившимися дедами.

Будущий Основатель первый раз столкнулся с агресссивной рекламой Физтеха "против Физфака" на первом курсе, участвуя в проведении какой-то олимпиады для школьников. Он оказался в компании с тремя юными физтехами. Они действовали, как потом стало ясно, по плану: старший, 2-курсник, отвлекал нас у окна в коридоре каким-то энтузиастическим рассказом про обратные, кажется, связи с черчением схем, а остальные двое "проводили работу" со школьниками, выходившими из аудиторий.

Это выглядело забавно даже тогда.

А когда подобное прёт из пожилых людей, то становится просто неловко.

2.

Теперь про специфику системы обучения.
На неё наложила очевидный отпечаток изначальная задача -- массовая подготовка "оборонных" инженеров.

Из неоднократных разговоров с физтехами об их учебных курсах возникло отчётливое впечатление, что их крайне энергично накачивают знаниями, не давая расслабляться (и, подметим, углубляться).
Там, где на Физфаке курс могут мусолить целый год, на Физтехе его впихивают в семестр (нас когда-то поразил этот факт: речь шла о квантовой, [приматол. воскл.], механике, упихнутой в один! семестр).

Что, впрочем, логично: "оборонный" инженер -- это скорее изобретательный соображатель-комбинатор фундаментальных знаний, чем их производитель- рассматриватель.

Плюс жёсткий "контроль качества", что тоже логично.

Для сравнения анекдот о либеральных нравах Физфака.

В середине осеннего семестра второго курса нас вызвала к себе на ковёр за систематические пропуски каких-то лекций -- мы на них забили для пущей свободы собственного развития -- инспектор курса. (Худощавая спокойная женщина, мы её видели не так давно в учебной части, её стол стоял на том же самом месте, что и тогда, и она сама, нам показалось, почти не изменилась. Увы, её фио мы никогда, кажется, не знали.)

Потребовала зачётку, почитала: Это что, Сенаторов принимал? (Там стояло отлично по матану.) -- Да. -- Ну, тогда иди отсюда с миром, но на лекции всё же лучше ходить.

Пётр Константинович Сенаторов (Zmej) -- один из двух самых страшных экзаменаторов по общим математическим курсам, про которых рассказывались ужасы.
Будущий Основатель, однако, так уверенно себя чувствовал, что с любопытством попросился экзаменоваться к нему. И был разочарован: "Змей" дал одну за другой шесть дополнительных задач (к четырем в билете). Ни одна не была тривиальной -- но ни одна не была и "олимпиадной", просто шесть нормальных таких крепких задачек, покрывших вместе с билетом все темы курса.
На пятой нам стало скучно, и мы сообщили ему, из какого она немейнстримного учебника. Он покосился, кивнул "решайте" -- и ушёл.
Тогда решение шестой мы написали быстро-быстро, пока он уйти не успел.
В фирменную физтеховскую схему "накачки" укладывается и ЗФТШ: очень полезная штука для тех, кто не умеет или боится учиться сам.
Кто умеет -- возьмёт того же Дорофеева-Потапова-Розова и в своём собственном темпе и ритме порешает всё сам.

Впрочем, введение ЕГЭ всё смешало.

***

Итак, прямым следствием описанных особенностей системы обучения является известное эмпирическое наблюдение:

Cредний уровень выше у физтехов.
Им не дают расслабляться, а слабых, портящих статистику, отчисляют.*

Но самые сильные студенты сильнее на Физфаке.
Потому что имеют свободу развиваться в своём естественном ритме.
*) Вроде бы они эту систему, слава Творцу, сохранили вопреки подушевому финансированию.

Пример 1. Этот теоротдел набирает студентов и с Физфака, и с Физтеха. Просто скажем, что только что сформулированное наблюдение на этой выборке не опровергается.
При этом бросается в глаза некоторая дикость у вновь приходящих физтехов.

Пример 2. Некий экспериментатор Ю.Г.Куденко (известный у нас в блоге тем, что сел в кресло зав. "церновским" отделом, освобождённое Крыском, и уже засветился в активном дёрганьи рычажков управления) когда-то объяснял нам политику набора молодёжи в свою группу. Сам он, кстати, мифист, т.е. в отношении "Физтех VS Физфак" фигура нейтральная.
Так вот, он сообщил нам тогда, что пробовал брать студентов из всех трёх заведений, но пришёл к эмпирическому выводу, чтобы брать их только с Физфака. Данные им пояснения касательно недостаточной профпригодности физтехов переводятся на науко-приматологический язык одним словом: гонорит.

Здесь возникает ещё одна темка, важная в связи с принципом Аниерархизма: умение играть второй скрипкой, плохо совместимое с гоноритом.

***

Ну, и раз уж речь про физтеха Мish'у зашла, пара эписодиев с его участием (тем более, что он нас зафрендил 8))))

Точнее, два примера ситуационной демонстрации доминантности.

В 1990 году на очередной семинар "Кварки", контролируемый саккулиной этого теоротдела, приехал некий немолодой индиец. Переводчиком-сопровождающим к нему приставили будущего Основателя.
И вот, индиец пожелал посетить ИТЭФ. Мы с ним поехали туда -- а там, конечно, тусуются люди, и откуда-то слева и сзади от нас подходит Мisha. Он здоровается за руку с индийцем, который стоит по правую руку от нас -- и в упор "не видит" сопровождающее лицо (репутация которого, кстати, -- это просто констатация, it ain't braggin' if it's true -- уже через небольшое число месяцев открывала ему все-не все -- гонориту в разных принстонах тоже выше крыши, -- но очень хорошие двери в Северной Америке, включая, например, Фермилаб).

Второй эписодий. Мы снова с ним quasi-пересеклись, как уже упоминалось, одновременно визитируя в ЦЕРНе, кажется, в начальных 2000-х. И так оказалось, что ему дали рабочее место через пару дверей от того кабинета, где расположились мы.
В теоротделе ЦЕРНа, вообще-то, по традиции довольно тихо (при всегдашней сотне одновременных визитёров).
И вот, Мisha в этой монастырской тишине так напористо обсуждал "физику" в своём кабинете, что нас это утомляло даже через нашу закрытую дверь.

Если ещё вспомнить про вышеобозначенное "прёт из пожилых людей" -- то диагноз "застарелый гонорит физтеховской разновидности" сомнений не вызывает.

***

А блог у него ... скучный.

***

про "систему Физтеха"

приматология, мisha_(шифман_ма), аузан_аа, гонорит, ностальгическое, физтех

Up