определение и оглавление У нас уже проходила ссылка на знаменитую
Хризантему и меч, где подробно разбирается тема гиму,
он и гири, а также прочих японских разновидностей долга.
Но непосредственно спровоцировала эту запись
новогодняя медитация о симпосийных аппрошах Чучелка (сделанных, видимо, как часть его кампании свидетельствования своих когнитивных талантов
urbi et orbi).
Чучелко что-то бурчал тогда про апрель.
Сейчас как раз апрель и вторник Фоминой недели -- вот мы и куази-ответим на его challenge рассуждением о гиму.
4г. Яканье-невраньё как гиму
Гиму -- Эпиприматическое понятие в японской культуре, высший вид обязательств перед предками, учителями и многими другими (
кратко).
Аналогичные понятия есть и в других культурах (ср. немецкое die Ehre), но в японской идея долга разработана как нигде.
В тему наукометрии.
Менее высокие разновидности долга (гири) имеют отчётливый приматический характер: расплата по ним "производится с математической точностью эквивалентно полученному одолжению, и для неё существуют временные ограничения", тогда как гиму не имеет срока давности, огромен и неоплатен (Глава 6 в указанной книжке Бенедикт).
Другими словами, в японской традиции давно понято, что чисто "метрический" подход к управлению приматоценозом не универсален и должен быть подчинён
неметризуемым Высшим Смыслам.
Учитывая, что Смысл Науки -- постоянный выход за пределы метризуемой приматической комбинаторики, ... [разовьём мысль как-нибудь потом; но связка терминов "метрический/метризуемость/метризация" -- отличная].
***
Японцы абсолютно правы в том смысле, что простодушно-гоноритное "я" -- иллюзия: каждое "я" -- включая мотивации (=
оснащённые аппетенции -- ещё один свежий концепт), которые, собственно, и генерируют подвиги, которые это "я" приписывает себе -- сгусток генов, случайностей онтогенеза (см.
лекцию Сергея Вячеславовича в Институте кристаллографии РАН) и обстоятельств.
Грубо говоря, каждое "я" -- как те
капельки, разлетающиеся из унитаза по-разному далеко, труднопредсказуемым образом.
Это с одной стороны.
С другой -- чтобы гены и обстоятельства сложились так, как они сложились, множество народу старались повлиять на вероятностные распределения так, чтобы капельки взлетали повыше.
Вот, к примеру, только двое из тех многих, без чьих усилий не получилось бы нейрального субстрата, в котором сформулировались основы Приматологии Науки (мы ограничились этой парой, поддавшись приматическому соблазну -- уж больно контраст эстетичен):
Сей суровый кузнец из Зауралья получил германскую пулю в висок в 1915 г. (на фото можно указать место пульсировавшей вмятины, где в черепе под кожей осталась дырка).
Потом в 1918-м его расстреливали белые, а в 1929-м -- раскулачивали красные.
Но он каждый раз выживал и спасал семью, включая будущую матушку Наблюдателя, которой в ночь бегства семьи на двух подводах от лагерной перспективы было 8 месяцев.
А на этом отретушированном фото -- матмех по образованию, отпрыск русских эмигрантов, обосновавшихся в американском районе
Шанхая. В 1947 году, на волне послевоенного энтузиазма вернулся в СССР в группке таких же молоденьких дурачков -- и загремел в Воркуту на 10 лет, где и потерял здоровье, в итоге не дотянув и до 60, но успев впечатлить немало подростков [Upd 2014-07-24: мы его в этой роли
вспоминали] в дремучем (по его космополитическим меркам) захолустье -- в том числе решающим образом повлияв на профессиональный выбор будущего Наблюдателя.
(Ну, невозможно удержать внутреннего примата от ехидного сравнения этого в пигидий больного, но всегда noblesse-oblige американо-русского шанхайца с Пугалкиным
мутновзорым *****маном ГЫ.)
Тёзки не слыхали друг о друге и не могли бы даже начать пытаться вообразить, что их усилия, удачно сложившись с усилиями ещё множества людей, произведут способный к самообучению и поддержанный адекватной физиологией сгусток нейроцепей, который обеспечит целую свору паразитов питанием на 10К цитирований [>>
Грабёж;
who is...].
Просто каждый из этих двоих бился задницей об лёд, харкая кровью, как мог и умел.
***
Наблюдатель имеет возможность наблюдать по пятницам раз в неделю немало тех, кто, разнообразно надрываясь и разрываясь, пытается сделать посильный вклад в
совершенствование геохимических циклов, принуждая своих чад к дополнительному образованию, невзирая ни на дополнительные расходы, ни на
реалии Наших Гондуrussов.
Хорошо бы, чтобы они имели побольше оснований для уверенности, что их усилия, когда-нибудь удачно сложившись с усилиями других долбанушек, не произведут всего лишь питательный субстрат для будущих паразитов.
Побольше уверенности -- следовательно, побольше мотивации для того, чтобы продолжать надрываться и разрываться, -- в чём и состоит the ultimate практический смысл яканья-гиму:
ВТОРОЕ НАЧАЛО работает в полную мощь среди окружающего
быдла (приматол.) -- "кто, если не «я»".