Предварительный вариант записи: июнь 18, 2018, 20:02.
В окончательном варианте iТренированный вставлен в общий ряд.
Словоформы вроде
Дурак-2 следует воспринимать как временные до обнаружения вариантов, подходящих для солидного академического дискурса -- подобно тому, как
недонаука выполняла оперативную функцию в процессе приматологического
Накопления понимания до восхождения идеальной словоформы
гипонаука.
Свежее наблюдение Собачка вживую напомнило, что в
записи о нарциссе пришлось споткнуться об многозначность прилагательного "серый", что делает его неудобным. В то же время обойтись одним "дураком" недостаточно, даже и с номерами. Всё-таки вариабельность структур мозга (и тем более интеллектуса) огромна, достигая межвидовых масштабов [
>>] -- приходилось ведь градуировать даже
"тупость" прилагательным "крайняя", хотя многим несведущим
невозможно вообразить, что необходимость в такой градации интеллектуса может возникнуть при изучении
наукоценоза.
***
Номенклатура будет такая: сначала идёт модная буква i (в нашем случае, вестимо, от intellectus), затем с большой буквы "Дефицитный" или какое-то другое слово вроде "Нормальный", а затем через дефис цифра 1 или 2, указывающая, о каком из двух уровней интеллектуса речь.
Сначала первый уровень -- уровень приматического (комбинаторного и т.п.) интеллектуса.
iДефицитный-1 -- это солидный синоним для "тупого".
iНормальный-1 -- это нормальный приматический интеллектус со средними способностями (в частности, в комбинаторике; комбинаторная способность играет особую роль в физике-математике, да и не только).
iТренированный-1 -- iНормальный-1 по природным способностям, но подвергшийся интенсивному мотивированному развивающему тренажу. Тут можно добиться интересных результатов: Наблюдатель, помнится, оголтело (по серьёзным причинам, не имевшим никакого отношения к науке и проч.) решал в уме задачи из Сканави при подготовке к вступительной письменной математике (открываешь раздел, и начинаешь решать в уме с простых задач подряд по нарастающей), а потом извлёк из этого тренажа неиллюзорную пользу
в расчётах в начале своей научной деятельности -- да и продолжает извлекать.
Не следует путать такой интенсивный тренаж с тем, чем ограничивается подавляющее большинство студней, -- упражнениями для "понимания" изучаемых новых способов и методов в отличие от "зазубривания".
iСерый-1 -- iНормальный-1, не подвергнутый тренажу вышеописанного типа.
iОдарённый-1 -- речь о том, что заложено природой. Тут желательно указывать (ср. рассуждения С.Вяч.а в цитированных беседах) конкретный параметр одарённости; у нас, например, мелькал
комбинаторно-одарённый.
iЭксперт-1 -- подвергшийся, сверх голой одарённости, соответствующему тренажу для какой-либо практической области -- например, в шахматах особо тренируют расчёт вариантов -- комбинаторную основу игры.
Для гуманитарных наук вместо комбинаторной способности на первый план может выходить какая-нибудь другая. Скажем, в школьном возрасте одни мучаются с сочинениями, а кому-то это сразу даётся легко. Но оставим этот вопрос соответствующим специалистам.
А вот на уровне Критики Смыслов противопоставление sciences и humanities
tends to исчезать.
iДефицитный-2 / iНормальный-2 -- беспомощный на уровне Интеллектуса-2/Критики Смыслов, примерно
как Колонновожатый.
NB Обратить внимание на сдвиг нормы при переходе с первого на второй уровень интеллектуса -- достаточно взглянуть на множество
бобиков индексометрии.
Где-то тут же, вероятно, место для
логических убоищ.
iОдарённый-2 -- от природы (в том числе
квази-врождённо) расположенный к задумчивости, но не развивший эту способность соответствующей работой над собой. Например, неразвитые задумчивые обнаруживаются среди дальнобойщиков и водителей автобусов (незадумчивые будут tend to становиться таксистами).
С другой стороны, условия типа изоляции могут форсировать привычку к задумчивости, особенно если это случается в раннем возрасте (Пуанкаре в 6 лет потерял однажды слух на полгода, если не изменяет память; Upd надо бы перечитать со свежим приматологическим взглядом томик ЖЗЛ, Пуанкаре слишком важен).
iЭксперт-2 -- аналогично iЭксперту-1.
iОдарённость-2 у работников интеллектуальных (да и прочих) профессий будет основой накопления соответствующего опыта -- но только в подходящих условиях. Комбинация же подходящих условий + целенаправленной работы над собой -- совсем большая редкость, что отражается в
Числах.
Среди наших пробных тел задумчивость являл юный замдиректора и свежий, соответственно,
фанер-доктор Гриша Рубцов. Но для эффективного качественного развития этой задумчивости у него условий (давно) нет и не предвидится.
Можно подозревать ещё, может быть, одного дроида -- но тут дефицит наблюдательных данных.
***
Upd 2018-07-06 Для полной классификации обитателей наукоценоза нужны ещё и другие психопараметры, которые полезно учитывать: мотивированность, терпеливость, упёртость, темперамент, etc. Но такие параметры приведённую шкалу только дополняют или способствуют движению примата по ней.
Сама шкала сомнений не вызывает -- поэтому маркируем запись как final.