[intellectus] интеллектус-1 и Интеллектус-2 [intellectus] нормальный цикл интеллектуса-1 (нормального) [intellectus] первый оснóвный цикл Интеллектуса-2 [intellectus] Das Denken (приматол.) Недель пару назад наблюденьице за процессом решения задачки с участием не шибко ещё опытного энцефалона наложилось на многие другие подобные наблюдения (и авто-, и в теорфизике, и в компьютерном классе ...), а также на известные (Наблюдателю) эвристики (читай экстракт опыта), чтобы эксплицировалась схемка, дополняющая первый оснóвный цикл Интеллектуса-2.
Можно сказать, что это вид с другой стороны того же в принципе процесса, когда он приобрёл развитую форму.
***
Если кратко, то схемка имеет три части/компоненты/аспекта/...:
-- пристальное разглядывание,
--
"вылизывание грязи",
-- выстраивание башни абстракций.
Если подробней, то процесс Накопления понимания представляется итерацией шагов, состоящих из трёх логических компонент (понятно, что в реальности всё tends to смешиваться в силу примордиальной стохастичности и кашеподобия процессов внутри энцефалона).
На каждом шаге "материалом" процесса служит как новая и старая эмпирика, так и уже имеющееся -- [об|поп|суб]ъективное -- знание, т.е. организация старой эмпирики в виде (частичных) теорий.
(Новичкам следует помнить, что теория в приматологическом понимании -- это позитивный фит/сжатие/описание данных. Такой фит не исключает введение сколь угодно интересных абстракций, лишь косвенно связанных с эмпирическим уровнем, если они позволяют хорошо зафитировать/сжать/описать данные.)
1) Пристальное разглядывание материала (включая старое знание) с фиксацией/экспликацией обнаруживаемых фактоидов, корреляций, комбинаций и "грязи" (нестыковок толстых и тонких) как частный случай.
(NB "Корреляции" и "комбинации" стоят в одном ряду. И то, и другое представлено в энцефалоне сцепками нейроцепей, просто в "комбинациях" их обычно больше.)
2) Встраивание обнаруженного на этапе 1) в имеющееся знание.
В более простых случаях такое встраивание имеет аддитивно-комбинаторный характер (ещё одно убийство с характерным почерком к уже расследуемой серии; ещё один лептон в компанию к электрону и мюону).
В менее простых случаях требуется подстройка старых теорий вплоть до их полного перелопачивания.
3) Внутренняя структуризация накапливаемого знания означает построение иерархии абстракций. Такая иерархия позволяет мысли управляться со сложным материалом, обозревая его с птичьего полёта (ср. континенты > страны > города > улицы ...). Секрет на самом деле в том, чтобы при работе со сложным материалом видеть его как бы одновременно с разных уровней абстракции/детализации, при этом удерживая в виду конечную цель.
Накопленное понимание вместе с исходным материалом становится предметом "разглядывания" и т.д. на следующих шагах цикла.
По сути цель процесса в том, чтобы найти для исходного материала как можно более связное сжатое описание (которое без потери общности можно считать текстом, ср. "семиотические" замечания в
предыдущей записи)
***
В упомянутом в начале записи случае цель состояла в том, чтобы научиться воспроизводить некий известный результат новым способом -- для испытания нового формализма. Вычисление любым способом там довольно громоздкое, и описано оно в литературе лишь пунктирно в силу узко-специального характера.
И наблюдалась совершенно, как вдруг осозналось, типичная картина:
неопытный решатель энергично (от искреннего энтузиазма) продирался сквозь формулы, накапливая не понимание, а
комбинаторное нагромождение без ясного понимания цели, без "вылизывания грязи" в нагромождаемом ("сделаю главное -- доведу решение до конца, а потом уж займусь ерундой вроде чистки") и без попыток структурировать вычисление, чтобы росла "башня абстракций", с которой можно было бы контролировать процесс.
Типичность картины проявляется в том, например, что точно в таком же духе действуют недостаточно опытные программисты (и чем менее они опытные, тем сильнее этот дух), т.е. спешат сделать всю программу, пиша её инструкция за инструкцией с начала до конца, и потом пытаются заставить её правильно работать (и часто вообще хоть как-то работать) мучительной "отладкой".
***
В том случае искомое решение (способ вычисления) нашлось после того, как более опытный коллега принудил менее опытных "почистить грязь" -- в частности, ввести продуманные обозначения etc., причём сделать это с явной целью получить возможность думать о вычислении, видя с птичьего полёта весь "лес", а не только нагромождение отдельных преобразований.
Всё это интересно сравнивать с методологиями программирования (top-down, agile, bottom-up).
Или с методом вывода программ по Дейкстре "с конца", т.е. всё время удерживая в виду конечную цель ("программирование -- целенаправленная деятельность").
Или с приматологическими усилиями по созданию Тезауруса, позитивно отражающего наблюдаемую реальность, в том числе суммированную в примыкающих дисциплинах вроде элементарной приматологии или нейрологии.
***
Итак, эффективное Накопление понимания подразумевает постоянную организацию и реогранизацию новых сведений и кусочков понимания таким образом, чтобы возникающая структура служила "башней абстракций", с высоты которой можно обозревать материал, подвергающийся, хм, пониманию.
При этом каждый новый этап "пристального разглядывания" подразумевает разглядывание материала со всех этажей башни, а также саму эту башню.
***
Афисьёнадо когда-то не одобрил наш пример с условным Султаном-2, делающим интересное предложение условному Кёлеру на предмет бананов. Но это был лишь простейший пример включения Интеллектуса-2, в котором (примере) ещё сохраняется связь с чисто комбинаторным интеллектусом-1.
Развитая форма -- это то, что мы обозначили как
Das Denken.
Этот самый Das Denken представляет собой замешанный на достаточно мощной
Неофилии (достаточно мощной -- чтобы преодолевать
срывы процесса пентадными факторами) процесс "расширенной интеграции" (или "вынтеграции") нового материала в зоне видимости к уже имеющемуся пониманию -- по той общей схеме, которую мы описали выше.
Деятельность по построению всевозможных "единых теорий" -- это по сути "вылизывание грязи" высокого уровня абстракции.
Разумеется, здесь надо различать
позитивную интеграцию знаний -- и залихватские
метафизические (приматол.) конфабуляции вроде
лажевого анзаца барионной симметрии сверхранней Вселенной, основанного на субъективно-эстетических соображениях примерно так же, как в древнегреческом случае представления о круговом движении как идеальном (эпициклы и проч.).
***
Вышеупомянутое инстинктивное желание новичков "сначала доделать, потом наводить красоту" стоит в ряду с инстинктивным горнолыжным поворотом "броском зада" или с инстинктивным хватом бадминтонной ракетки на пляже. Новички просто не врубаются, что "красота" в таких случаях становится технологическим по сути требованием.
Во всех случаях правильная "базовая техника" противоречит инстинктам новичков и требует "постановки".
А требование упорного кратного "вылизывания грязи" даже на промежуточных шагах приобретает характер
технической ценности: хочешь научиться находить сложные решения и делать нетривиальные открытия -- полюби "вылизывать грязь".
А переучиваться для типичного примата, уже гордого своей
бананостремительной "практичностью", довольно трудно.