этическая система (3) примордиальная приматическая система

Jun 01, 2019 11:16

[сводка] этические системы
[тезаурус] этическая система (приматол.)

Обсуждая Этику Науки, всё время приходится противопоставлять её этике приматического уровня. Раз так, то нужно хотя бы зафиксировать понятие (и феномен) в Тезаурусе.

Примордиальная приматическая этическая система -- это укоренённая в инстинктах (независимо от осознанности) система "хорошо/плохо", возникшая у приматов в ходе Эволюции ещё в джунглях, саваннах и пещерах. Эта система с необходимостью крепко привязана к соответствующим гуморам.
Источник, полезный для новичков, ещё далёких от преодоления Главной ошибки антропологии: Франс де Вааль. Истоки морали.

Мы не ставим задачи полного описания этой системы. Нас интересуют только те её положения, которые проявляются в жизни наукоценоза, вступая в противоречие с Этикой Науки. Вспоминать мы их будем по мере надобности. Вот некоторые:

а) Наши -- хорошие, кто против наших -- тот плохой.

б) Признанный доминант вызывает восторг, восхищение и уважение, и реально плохим быть не может по определению.

в) Бросаться грудью за "наших", тем более за вызывающего искренний восторг доминанта -- не просто хорошо, но и дОлжно.

Заметим, что это соображения уровня даже не довольно умненьких шимпанзе, а павианов-бабуинов-верветок.

***

Важно всё-таки напомнить, что этическая система -- система хорошо/плохо -- укоренена в гуморальной системе аверзий/аппетенций, что подразумевает включение соответствующих гуморов/эмоций.

Отсюда всевозможное негодование (как у Кравчука), горячность (как у Собачка) и прочий ажиотаж.

***

В определении этической системы подчёркивалась фундаментальная неоднозначность в разграничении хорошего и плохого. Эта неоднозначность проявляет себя уже на приматическом уровне (ср. дилемма имени Павлика Морозова: "за отца или за доминанта"). Поскольку тут происходит конкуренция примордиальных эмоций (а такие эмоции достаточно крепко зашиты в мозг и контролируются с трудом), то подобные противоречия привлекают внимание и волнуют по механизму гуморального заражения ("моральный выбор" и проч.).

Однако для Высшей Приматологии наибольший интерес представляют противоречия, возникающие в "вертикальном" направлении, т.е. по оси приматическое- Эпиприматическое. Не в последнюю очередь потому, что Эпиприматический уровень гуморально поддержан гораздо слабее и tends to проигрывать в лобовом столкновении со стаями внутренних приматов, отчего и нуждается в достаточно мощной (прото)ценностно-институциональной защите.

NB Последнее замечание, про нужду в особой защите, эксплицировалось довольно неожиданно в процессе "вылизывания грязи".
Замечание представляется весьма важным для дальнейшего обсуждения эффективного устройства наукоценоза, поэтому на нём искусственно задерживается внимание посредством этого NB, чтобы получше закрепить его в памяти Наблюдателя [>> умение думать сложные мысли].
Пример функционирования приматической системы со срывом интерпретации более тонких аспектов ситуации (указанная неоднозначность "по вертикали") разобран в записи с определением этического дурака.

нормальное, эпиприматическое, этическая_система

Up