[сводка] этические системы [тезаурус] этическая система (приматол.) Обсуждая
Этику Науки, всё время приходится противопоставлять её этике приматического уровня. Раз так, то нужно хотя бы зафиксировать понятие (и феномен) в Тезаурусе.
Примордиальная приматическая этическая система -- это укоренённая в инстинктах (независимо от осознанности) система "хорошо/плохо", возникшая у приматов в ходе Эволюции ещё в джунглях, саваннах и пещерах. Эта система с необходимостью крепко привязана к соответствующим гуморам.
Источник, полезный для новичков, ещё далёких от преодоления
Главной ошибки антропологии:
Франс де Вааль. Истоки морали.
Мы не ставим задачи полного описания этой системы. Нас интересуют только те её положения, которые проявляются в жизни наукоценоза, вступая в противоречие с Этикой Науки. Вспоминать мы их будем по мере надобности. Вот некоторые:
а) Наши -- хорошие, кто против наших -- тот плохой.
б) Признанный доминант вызывает восторг, восхищение и уважение, и реально плохим быть не может по определению.
в) Бросаться грудью за "наших", тем более за вызывающего искренний восторг доминанта -- не просто хорошо, но и дОлжно.
Заметим, что это соображения уровня даже не довольно умненьких шимпанзе, а павианов-бабуинов-верветок.
***
Важно всё-таки напомнить, что этическая система -- система хорошо/плохо -- укоренена в гуморальной системе аверзий/аппетенций, что подразумевает включение соответствующих гуморов/эмоций.
Отсюда всевозможное негодование (как у Кравчука), горячность (как у Собачка) и прочий ажиотаж.
***
В определении этической системы подчёркивалась фундаментальная неоднозначность в разграничении хорошего и плохого. Эта неоднозначность проявляет себя уже на приматическом уровне (ср. дилемма имени Павлика Морозова: "за отца или за доминанта"). Поскольку тут происходит конкуренция примордиальных эмоций (а такие эмоции достаточно крепко зашиты в мозг и контролируются с трудом), то подобные противоречия привлекают внимание и волнуют по механизму гуморального заражения ("моральный выбор" и проч.).
Однако для Высшей Приматологии наибольший интерес представляют противоречия, возникающие в "вертикальном" направлении, т.е. по оси приматическое-
Эпиприматическое. Не в последнюю очередь потому, что Эпиприматический уровень гуморально поддержан гораздо слабее и
tends to проигрывать в лобовом столкновении со стаями
внутренних приматов, отчего и нуждается в достаточно мощной (прото)ценностно-институциональной защите.
NB Последнее замечание, про нужду в особой защите, эксплицировалось довольно неожиданно в процессе
"вылизывания грязи".
Замечание представляется весьма важным для дальнейшего обсуждения эффективного устройства наукоценоза, поэтому на нём искусственно задерживается внимание посредством этого NB, чтобы получше закрепить его в памяти Наблюдателя [>>
умение думать сложные мысли].
Пример функционирования приматической системы со срывом интерпретации более тонких аспектов ситуации (указанная неоднозначность "по вертикали") разобран в записи с определением
этического дурака.