Forskoledag или пробный день в школе.

Jun 06, 2013 15:27

Рассказ написан Яной и размещен с ее согласия.

Вот и доросла наша девочка до школы! Садик позади, а впереди 12 лет учебы.

Знатоком местных школьных традиций меня назвать пока сложно, но процесс инициации мы уже прошли. За сим, хочу поделиться с вами своими познаниями и наблюдениями.

Школьная система в Норвегии принципиально отличается от Российской. Это не значит, что где-то лучше, где-то хуже. Это по-другому. Консервативным людям, и тем кто в этом не разбирался в принципе в этом вопросе, Норвежская система кажется простой и примитивной. Я часто слышу, что от коллег, у кого маленькие дети: «к моменту, когда мой ребенок пойдет в школу, я постараюсь отсюда уехать», или «мне не нравиться, как тут учат детей…». В то же время эти люди не сталкивались со школой вообще, а что-то где-то слышали. И хотят «со своим уставом в чужой монастырь».


В школу дети идут с 6 лет. То есть фактически 1 класс школы можно сравнить с подготовительной группой садика в России. И мой рассказ, в основном будет касаться первоклашек. С осени 2006 г. начальное и среднее образование разделено на две основные ступени, - начальную (1-7 классы) и среднюю (8-10 классы). Дальше идет старшая школа, в которую дети идут по желанию, или же они могут идти получать профессию после средней школы.

В начальных и средних школах Норвегии преподаются следующие предметы:
* Изучение христианства и религиозное и нравственное образование
* Норвежский язык
* Математика
* Обществоведение
* Искусство и ремесла
* Естествознание
* Английский язык
* Иностранный язык/закрепление языковых навыков (в средней школе)
* Музыка
* Питание и здоровье
* Физическое воспитание
* факультативный предмет (в средней школе)

Обращаю внимание, что Английский язык и Иностранный язык, это разные предметы. В нашей школе английский язык будет у детей с первого класса. С 8 класса будет еще один язык по выбору - французский, немецкий, испанский. Как дочери двух русскоговорящих родителей Катюше школа бесплатно предоставит учителя родного языка, то есть русского. Итого, к окончанию средней школы ребенок будет знать 4 языка (норвежский, английский, русский + по выбору) - что не плохо для обычной образовательной школы.

Начало учебного года здесь с понедельника 34 недели. В этом году это 19 августа. В этот день дети приходят в школу с портфелями и учебниками. А с начала августа школа открыта для посещения детьми «продленки». С 7.30 до 16.30. Продленка также работает на протяжении учебного года, первые 4 класса.


Важным событием школьной жизни для первоклашек является пробный день в школе. У нас он был 4 июня. В 10.30 утра всех первоклашек и их родителей собрали на торжественную линейку перед начальной школой. Ректор представился сам, представил завуча, учителей первых классов (их 3 в этом году), логопеда и лидера продленки.



С ректором школы нам повезло. После того, как он заступил в должность 3 года назад, наша школа заняла хорошую позицию среди других городских школ по успеваемости, и по всем показателям идет вверх. Видно, что человек добрый, неравнодушный, и хорошо знает свое дело.



Потом завуч читала списки учеников, распределяя их по классам. А ректор рукопожатием приветствовал каждого нового ученика и провожал к первой учительнице. Вот и наш класс - 1 «А».



С учительницей нам тоже повезло. Ей около 60 и она умеет общаться с детьми. Я не могу объяснить почему, но только при одном взгляде на нее сразу понятно, вот такой и должна быть первая учительница. Добрая и строгая, внимательная и заботливая.
Потом наш класс увели в класс. Там нет парт, а все дети сидят за круглыми столами по 5 человек. Всего 21 человек - 12 девочек и 9 мальчиков, как сказала со вздохом мама Катиной подружки - «это ж в месяц по дню рождению!». Работа идет в группах.





Сразу же в первый день их учили поднимать руку. Если учитель задает вопрос, надо закрыть рот и поднять руку, если знаешь ответ. «Вы знаете песню про маленьких индейцев?»



После исполнения нескольких песен детьми родителей попросили выйти, и начался первый урок. По пути из класса я сфотографировала гардероб - он очень похож на садичный. Полочка, коробка для вещей и 6 крючков для одежды у каждого ребенка.



Через 45 минут был перерыв на еду, и получасовая перемена во дворе на воздухе. Чем
дети с радостью и воспользовались.







По прошествии получаса учительница 1 «С» засвистела в свисток, и все дети (за исключением Кати и ее подруги Каролины) прибежали строиться для того, чтобы вернуться в класс. Наши две «феечки» так заигрались в лесу, что ничего не слышали, и их пришлось отдельно звать лидеру продленки.



Дальше был второй урок. На нем можно было присутствовать родителям. На уроке каждая группа занимается своим делом. Кто-то лепит, кто-то раскрашивает, кто-то рисует, кто-то играет в лего.





Вот например проходят они букву А - за 10 минут одна группа пишет ее в прописи, вторая вылепливает из пластилина, третья раскрашивает, а четвертая строит букву А из лего. По окончании 10 минут учитель звонит в «волшебный треугольник» и все дети пересаживаются за другой стол.



И уже выполняют то задание, которое делала предыдущая группа за этим столом.













После окончания уроков мы с подругами (Аней и Анной-Катериной) поехали отмечать этот день пиццей, колой и мороженым в ресторанчик ПастаПаста. Катя была в восторге и от школы, и от того, что попала в класс с Каролиной и Мириам (подружкой из садика). Жаль только, что Анна-Катерина в другом классе. Но ничего, будут общаться на переменке.








Про родительское собрание.

Вечером того же дня собрали всех родителей первоклашек в школе, чтобы рассказать, что мы можем ожидать от первого года в школе, какие цели преследуются, и как сделать процесс обучения приятным.

Основной целью первого года обучения является ознакомление детей с процессом обучения. Легкий старт. Многим детишкам еще нет и 6 лет, когда они начинают школу. В августе с первый класс идут все дети, кто родился с 1 января до 31 декабря 2007 года. Именно в этот год у детей закладывается отношение к школе и обучению. Основной задачей родителей и школы является правильная мотивация ребенка к учебе. Не ор, крики и сидение над душой с попытками заставить что-то сделать, а чтобы ребенок сам захотел учиться.

Девиз нашей школы - «Vi gjør hverandre sterkere!» - «Мы делаем друг друга сильнее!»

В течение этого года дети будут учиться читать и писать. Учить буквы, читать рассказы. Все дети разные, и кто-то к концу года будет читать книги, а кто-то только предложения. Но это не значит, что один ребенок умнее другого. В итоге все дети научатся читать. К 9 годам этот навык сравнивается. Обучение в группах способствует тому, что дети учатся друг у друга. Это известный факт, что дети быстрее перенимают навыки у сверстников, чем у взрослых. Для обучения чтению очень важен пример родителей. Особенно важно, чтобы дети видели, что читает ПАПА! Так же в первом классе изучают норвежский язык, его фонетику, учаться слышать звуки и правильно их записывать (например, буквосочетание ”skj” звучит как русское «Щ», вопросительные слова «Hva? Hvordan?» произносятся как Ва (что) и Вурдан (как, почему)), учат правила грамматики.

Обучение в группах также ведется и в математике. Дети учатся считать, но математика это не только счет, это еще и разные формы - также они изучают объем, чем отличается шар от круга, пирамида от треугольника. Цвета, смешивание их, спектр. Учатся применять знания в практической жизни. Считают сдачу в магазине, сколько слов на букву А они могут найти в классе итд.

Следующий вопрос - это обучение детей «цифровым» методикам обучения. Используются смарт-борды и компьютеры. Все планы и домашние задания можно посмотреть на сайте школы.

Уделяется много внимания и социальному общению в коллективе. С одной стороны поддерживается некий дух соперничества, с другой - позитивный настрой на общение с одноклассниками и помощь им в трудных для них заданиях.
Так же во главу угла ставят физическую активность. Помимо физкультуры в школе раз в неделю есть tur-dag, день, когда дети проводят день в походах, поездках на фермы или музеи. Школа сотрудничает с художниками и музыкантами, которые проводят уроки.

Школьный день выглядит так:
8.30 - завтрак
8.45-9.30 - первый урок
9.45-10.30 - второй урок
10.30 - ланч
10.45 - 11.30 большая перемена
11.30 - 13.00 еще 2 урока
Дальше начинается продленка. Продленка начинается с еды. Это уже 3яя! То есть с собой в школу ребенка надо дать еды на 3-4 раза. Как раз полный рюкзак :) Еще на продленке им дают фрукты. Закрывается продленка в 16.30 - детей надо забрать до этого времени.

На каждый период обучения (от каникул до каникул, у нас это называлось «четверть») в классе есть план, что они должны пройти и знать по каждому предмету. Помимо этого есть план на каждую неделю.

Так же при школе организуются курсы для родителей. С детьми работают профессионалы, учителя и психологи, но для родителей это тоже новый этап в жизни, и будут возникать проблемы другого уровня. Возрастает самостоятельность ребенка, появляются обязанности, дети осознают, что они должны себя вести согласно требованиям и правилам, выполнять задания, даже если не хочется. Иногда дети идут в отказ, злятся, если не получается, швыряют ручки и тетради, рвут учебники. И на курсах рассказывают, как преодолеть эти проблемы. Как снизить стресс в подобной ситуации и позитивно мотивировать ребенка на выполнение заданий. Как помочь преодолеть злость и неуверенность. Как научить ребенка тому, что не все вещи можно обсуждать с другими людьми. Научить ребенка следить за вещами, держать в порядке учебные принадлежности, одежду, сменку. Как привить ребенку навык «вежливого» разговора, научить различиям разговора с друзьями, родителями, бабушками/дедушками, учителями. Как разруливать конфликтные ситуации со сверстниками ребенка. Насколько родителям можно вмешиваться в них. Как быть «эффективными родителями». Эти курсы организуются коммуной, и бесплатны для родителей всех первоклашек. Обязательно пойду!

UPDATE 04.07.2013: Также предлагаю вашему вниманию рассказ ravnorway про Норвежскую школу изнутри:

Часть 1. Общая информация
Часть 2. Школьный транспорт, продленка, питание, состав класса
Часть 3. Обучение
Часть 4. Внеклассное образование
Часть 5. Итог

жизнь, school, family, child, norway

Previous post Next post
Up