Тулку (тиб. སྤྲུལ་སྐུ) - это форма проявления Будды в обыденном мире.
В настоящее время в Лхасе проживает Дордже Пакмо XII - Дичен Чойкьи Дронме - двенадцатое перерождение тулку монастыря Самдинг, расположенного на одном из островов озера Ямдрок.
Её фото я нашла в WeChat:
А это тулку Дордже Пакмо XII - Дичен Чойкьи Дронме в буддийском одеянии:
В рассказе «Женщины-тулку», входящем в книгу «Женщины Тибета»современная писательница Келъян, этническая тибетка пишет следующее.
«От Самдинг Дордже Пакмо берёт начало линия перерождений женщин-тулку в тибетском буддизме. Положение Дордже Пакмо очень высокое, она является настоятельницей монастыря Самдинг, расположенного в уезде Нагардзе в юго-западной части озера Ямдрок на острове. Все монахи монастыря - мужчины, только настоятельница монастыря - женщина. Эта женская линия преемственности тулку не прерывается по сей день, на сегодня это уже 12-ое перерождение.
Дордже Пакмо - это тибетская транскрипция имени индийской женщины-йогини, практиковавшей тантру. Дордже Пакмо в переводе с тибетского языка означает “Алмазная Свинья“ - верховное божество, почитаемое школой Кагью. По преданиям Алмазная Свинья имеет голову свиньи и человеческое тело. Так как на протяжении длительного времени ДорджеПакмо и монахи-аскеты, живущие в монастыре Самдинг, практикуют эзотерическое учение, поэтому приобрели способности к магическим превращениям.
В 1716 году военачальник Джунгарского ханства потребовал от Дордже Пакмо продемонстрировать своё магическое превращение в свинью. После того, как Дордже Пакмо отказалась, монгольское войско ворвалось в монастырь. В монастыре не было ни одного монаха, все 160 монахов указанного монастыря превратились в свиней и хрюкали. Это колдовство потрясло воинов и полководцев монгольского войска, а монгольский генерал проникся глубокой верой в истинную природу женщины-тулку, стал приносить пожертвования монастырю Самдинг.
Дордже Пакмо так же является тантрической партнёршей Хорло Домба (Дэмчог), её статую часто изображают в объятиях с Хорло Домба, так же есть одиночные статуи. Зачастую Дорже Пакмо с обнажённым телом белого, чёрного, красно-бурого или тёмно-зелёного либо других цветов в обеих руках держит музыкальные инструменты буддийского богослужения, под мышкой зажат ритуальный жезл...С 1575 по настоящее время в течение более чем 400 лет было всего 9 женщин-тулку Дордже Пакмо. Среди них и современная женщина-тулку Дордже Пакмо XII - Дичен Чойкьи Дронме, родившаяся в 1938 году в уезде Ньемо под Лхасой. В 1941 году она получила покровительство регента, подтверждение, что она является преемницей женской линии тулку и в возрасте 4 лет препровождена в монастырь Самдинг. В 1959 году в возрасте около 18 лет она была вынуждена через горный перевал отправиться в Индию, потом с Нью Дели через Пакинстан, Афганистан, Москву вернулась обратно в Пекин. Эта её история благодаря экранизации стала известна всем».
Танкописное изображение
Дордже Пакмо:
Источник фото: Википедия
А это фото предыдущего воплощения Самдинг Дордже Пхагмо XI - Тхубтен Чойинг Палмо - на крыше монастыря Самдинг. Слева стоит жена полковника Британской армии.
Дордже Пхагмо XI (Тхубтен Чойинг Палмо) с женой полковника Британской армии на крыше монастыря Самдинг. 1932 г. Фото взято из Фэйсбука (Tashi Phuntsok)
Когда Тхубтен Чойинг Палмо выезжала за пределы своего дворца, то её сопровождал почётный эскорт всадников со знамёнами.
«В середине и в конце правления династии Цин, помимо Далай-лам и Панчен-лам, в Тибете только Дордже Пхагмо имела право пользоваться паланкином. А начиная с Дордже Пхагмо XI - Тхубтен Чойинг Палмо - женская линия преемственности тулку Дордже Пхагмо была возведена в ранг “главной линии перерождений”. Она не только получила посвящение в монахини у стоп Далай-ламы XIII, но также часто общалась с ним, поддерживала c ним тесную связь, что упрочило её положение».
Пять рассказов из книги «Женщины Тибета»:
Женщины Тибета Царь Гесар и Бругмо Тибетская богиня Палден Лхамо Женщина, у которой было четыре мужа Дочь кузнеца Всего в книге 15 рассказов. Заказывайте: пишите на e-mail xi1zang4@mail.ru и читайте упоминаемый здесь рассказ «Женщины-тулку»!
Вниманию тех, кто привык откладывать «на потом» приобретение книг. Как известно, со временем хорошие книги имеют привычку заканчиваться, после чего стремительно дорожать у букинистов. Но зачем отсрочивать покупку книги, которую хочется прочитать, а затем ее разыскивать и платить за нее втридорога? Всё надо делать вовремя!
На форзаце книги тханка, рассказывающая об истоках тибетской цивилизации. На ней изображены дети и внуки священной обезьяны и демоницы. Потомки едят зерновые культуры и постепенно превращаются в людей. Также на тханке в сжатой форме показана история первых девяти тибетских царей (цэнпо).
На нахзаце (заднем форзаце книги) тханка, повествующая о годах правления Трисонга Децэна (755 - 797 гг.), противостоянии бона распространению буддизма в Тибете. После наследования престола Трисонгом Децэном группа придворных аристократов во главе с Машаном Томпакье, поддерживающая боннских жрецов, провела указ, запрещающий буддизм. Китайские и непальские монахи были изгнаны из страны. После достижения совершеннолетия Трисонг Дэцен вместе с семьями, покро-вительствующими буддизму, устранили Машана Томпакье и его сторонников, открыв путь индийскому буддизму. Тогда же был заложен монастырь Самье.