Что-то понесло меня в статьи на "культурную" тему, продолжаю сегодняшнюю тему
статьи "про аккуратность", хотя скорее эта статья будет в продолжение
статьи "про звукоизвлечение".
Идея статьи навеяна рассуждения
Ю.Е.Чиркова на мастер-классе по народному вокалу в Омске.
Как это часто бывает, народную культуру двигают люди с музыкальным образованием - ведь там же песни и танцы, значит нужно музыкантам этим заниматься! Но по факту получается, что базис у народной музыки сильно отличается от базиса академической музыки.
Как недавно высказалась одна вполне образованная в музыкальном плане дама, "надо освоить академическую музыку, а потом на этом базисе уже и всю остальную освоите - и народную в том числе". И тут я не могу согласиться.
Основное различие между народной - традиционной - музыкой и музыкой академической в том, что традиционная музыка поётся людьми самими для себя - причём в подавляющем большинстве своём эти люди никакого музыкального образования не имели в принципе - а академическая подразумевает исполнение музыки со сцены для зрителя. В итоге в первом случае первичны чувства исполнителей, а во втором - чувства зрителей. И из этого отличия, если призадуматься, мало-помалу вырастает такой ком различий, что в общем и вызывает у фольклористов, мягко говоря, смешанные чувства по отношению к профессиональным музыкантам.
Одна из самых центровых фишек традиционной музыки - в постоянном контакте со всеми исполнителями песни. Помните, как в "Аватаре" было - "Я тебя вижу". Так вот тут то же самое, только "я тебя слышу" - в песне очень важно слышать всех, и исполняется она совместно, соборно.
В академической музыке есть метроном (ударник), который задаёт ритм, есть камертон, определяющий тональность - раз и навсегда. В народной музыке темп гуляет взад-назад, и даже тональность уезжает регулярно.
Один из клинических примеров смены тональности песни:
Начали в одной тональности, плавненько всю песню поднимали, и закончили совсем в другой. Просто первая не понравилось, и делофф-то. Заметьте - никакой дирижёр никаких команд не подавал, палочкой не стучал и в камертон не дудел - просто душа так захотела.
В качестве примера работы с темпом приведу классического семейского "Охотника", с записи 1966-го года:
Особо обращаю внимание на запевы. Запевалам вообще пофиг на ритм - кто-то вперёд забежал, кто-то постоял, подумал. Какой метроном, какой темп? По барабану. :)) Ну и тональность тоже ездит, куда без этого.
И все эти приколы - не потому, что народные исполнители "не шарят в метроном" или в камертон. Им это вообще не надо, для них что одно, что другое - чуждые предметумы, костыли.
Поэтому народная музыка - она, как правило, согласная - то есть все слушают всех. Не смотрят на дирижёра, не слушают баян - а притираются друг к другу. Далеко не у всех это получается, вестимо - но тенденция налицо. Причём тенденция по всей стране - не зря я приложил примеры из, казалось бы, диаметрально противоположных традиций - Кубани и Забайкалья.
Подобное взаимное притирание зачастую приводит к тому, что народная музыка современным человеком плохо воспринимается - он привык к своим "тили-тили-трали-вали", и отход от "канона", вбитого с дедства поп-культурой, воспринимается им как лажа. В принципе, народное "плавающее" звукоизвлечение немного менее точное, чем раз и навсегда выструганное в училище культуры, но, как вы можете убедиться в примерах выше, оно значительно более богатое в музыкальном смысле - не в академическом плане, конечно, а в физическом. :))
Конечно, спетости носителей традиции фольклорному коллективу достичь сложно - люди в деревнях каждый день с друг другом пели, годами и десятилетиями, а тут пару раз в неделю репетиции максимум - но к этому надо стремиться. Не надо упрощать песню, пытаясь зазубрить нотки по академическому принципу; жизнь из песни уйдёт, и фиг потом вернёшь её.
Не говорю, что звук, темп и тональность не важны. Важны - но не в академическом плане, наоборот. Не надо пытаться понравиться зрителю - это уже не фольклор и не традиция, а хор имени Пятницкого получается.
Хотел кое-чего ещё написать, но нашёл старую статью "
Про основы народной культуры" - лучше её почитайте. :))
Думаете, чего я постоянно агрюсь на инструменты - любые, хоть гитары, хоть баяны: они мешают свободе песни, ведь инструмент не умеет "плавать" по тональностям - ну, может, кроме скрипки (с которой пойте сами). Как говорит всё тот же Ю.Е.Чирков, "Чтобы нам фольклор сберечь, все баяны надо сжечь." Не могу не согласиться. Когда ревёт баян или гармошка, я никого больше не слышу. Это уже не народная песня получается, а чёрт знает что.
Ну, за свободу, импровизацию, и всё такое! ;)