Про религию и Церковь в рамках Красного Проекта

Apr 07, 2014 16:27

Продолжу цикл статей про Красный Проект - имхо архи-важнейшая тема в политике, несмотря на все нынешние успехи России на международной арене, прём мы на буфет с голыми тылами в виде либеральной верхушки власти и не соответствующей амбициям экономикой. Про экономику было в первой статье, про внешнюю политику - во второй, а сегодня хотелось бы обдумать проблему взаимодействия власти и религии в рамках потенциального Левого Разворота. Покуда всё это выглядит прожектёрством, вестимо, но если не думать и не готовиться, то ничего и не будет. Мало кто думал и верил, что третий город страны может выбрать мэром коммуниста - а вон оно как вышло...

Тема достаточно опасная и многие мои православные читатели могут получить от некоторых мыслей и фактов определённую дозу баттхерта - но что делать, не всем же благолепствовать, кому-то надо и конкретику обдумывать и озвучивать. Попробую высказать свои мысли по этому поводу, с учётом старой статьи о Церкви.

Зайду, как обычно, издали. Как многие из моих читателей уже успели заметить, давно, с дедства, занимаюсь народной культурой - не профессионально, любительски, в некотором плане я в ней варюсь. Так уж получилось, что подавляющее большинство моих поездок и общения происходят в местах, населённых староверами - Забайкалье, Алтай, немного Ставрополье... И вот какую интересную особенность я заметил в общении со староверами.

Когда мы приезжаем в село, нас сразу видно, что мы не местные, тем более ещё издалека; это даже и по говору слышно. И тем не менее обычно нет никакого неприятия и размежевания - да, конечно, последнюю рубаху вам в глубинке никто не отдаст, но общение идёт вполне равное, без каких-то пререканий и снисхождений - вот, можете посмотреть прошлогоднее видео; значительную часть заснятых людей видели впервые. Ни разу не слышал отторжения или там демонстративного размежевания - типа вы такие, мы такие.

И вот тут - внимание, сурковская пропаганда! - суровое отличие от классического православного народа, окормляемого РПЦ. В прошлом году на Этнофоруме обратил внимание - уже началась вечорка, но тут подошли организаторы и бац - стоп музыка, все стоят и молятся, "так надо". Щито?.. Ничего подобного не видел за 30 лет общения со староверами. Люди, которые веками стояли за собственную веру, не прячутся, но и ни в коем случае не ведут себя демонстративно, что паства РПЦ, увы, частенько показывает.

Другой аспект этой проблемы - были в прошлом году на старообрядческом молебне... Так наш православный друг с панике с него сбежал - типа раскольники и всё такое; хотя он и занимается их культурой. Раскол в Церкви ещё далеко не преодолён, какими бы благими красками это не пытались замазать.

И вот это показывает, что религия и Церковь, к сожалению, не могут быть объединяющим началом для всего общества - которое сейчас, после 70 лет "коммунизма" и 25 лет "либеразма" на значительный процент состоит из людей неверующих - или верующих "только по праздникам". А если учесть, что многие области нашей страны являются не-христианскими - при объединении страны в границах СССР их станет много больше - то и вовсе становится понятно, что идеи Православия на полноценные духовные скрепы всего общества претендовать не могут. Вместо объединения с большой вероятностью будет ровно обратное - отторжение. Вот, посмотрите, как нынешняя украинская власть пытается объединить всю Украину методом "кто не скачет. тот москаль" - весь Юго-Восток уже на дыбах стоит - потому что пытаются насильно объединить всю страну под лозунгами Запада страны, которые Юго-Восток не разделяет.

И, понятное дело, Ислам ровно так же не подходит для объединения всей страны - по очевидным причинам. Как же быть - спросите вы? А ответ очевиден - надо строить атеистическое государство при мульти-религиозном обществе. То есть не допускать религию в государственное управление, но не мешать ей на общественном уровне. Может показаться странным, но имхо Богу богово, а кесарю кесарево - государство должно выполнять свои насущные функции вне зависимости от религиозной принадлежности и предпочтений, но с оглядкой на ценности общества.

В некотором плане это может показаться калькой с европейского пути мульти-культурализма, но тут имхо надо воспользоваться уроками и первых лет Советской власти - что бороться с религией сейчас не нужно, о чём писал в первой статье цикла; ну и европейский негативный опыт следует учитывать. Да, на мой взгляд, нынешняя Европа - показатель, как не надо строить общество будущего. Потому что вместо симбиоза, согласия религий и культур - сугубо тоталитарное общество толерантности, то есть взаимо-терпения. Когда заради демократии запрещают носить крестики и чадру, на мой сугубо лапотный взгляд это даже уже не обман, а по сути преступление.

Поэтому считаю необходимым представление религий и прочих общественных объединений в виде совещательного голоса при властях - чтобы они со своей стороны тормозили негативные тенденции в обществе. В старом посте про выборы писал про желаемую форму возрождения народной демократии через Советы - и вот при этих Советах должны быть общественные Советы от общественных организаций и религий, для контроля общественной жизни и официального канала влияния на происходящее вокруг.

Сейчас у нас Церковь влияет только на собственных прихожан, и вполне довольствуется этим - в том плане, что ей вообще не волнует ситуация за стенами монастырей и храмов. Доходит до того, что некоторые священнослужители заявляют, что в советское время-де была вакханалия и ужосы, а вот сейчас-то всё намного духовнее и чище. Это показывает, что Церковь целиком сосредоточена на собственной пастве, и проблемы страны ей, похоже, безразличны, увы. Поэтому у остальных общественных организаций тоже должны быть свои голоса - хотя бы в виде политических партий.

Получается, что придётся договариваться - коммунистам с православными, мусульманам с иудеями, и всем вместе = для того, чтобы прийти к соборному решению, которое устраивает все слои общества. А пока что получается, что все довольствуются своими кусками пирога и не смотрят по сторонам, что чревато.

Ещё раз напомню, что совместное выдвижение единого кандидата от оппозиции позволило прервать многолетнюю монополию власти в третьем городе страны - поэтому выгоднее объединяться, чем сидеть по углам по одиночке. Понимаю, что сейчас всё это выглядит как утопия и прожектёрство, но надо же думать и хотя бы начинать двигаться в сторону, обоюдовыгодную для всего общества, а не куда большие дядечки подскажут.

Общественный контроль нужен за жизнью общества. Чтобы было кому аргументированно и официально высказаться на тему культуры и общества. Затеял Михалков снять очередное своё "мега-кино" - тут встаёт Компартия и говорит "ты чего, проклятый, делаешь?". Если кто-то захочет провести какую-нибудь адскую акцию современной культуры, надругающуюся над христианскими ценностями, тут мнение РПЦ пригодится. А когда кто-то начнёт над "чурками" измываться, тут уже ход мусульманских организаций. У всех должно быть право голоса - и не только голоса, но и влияния на принятие решений, это важно. Пока что обратной связи нет, все голоса "против" превращаются в "бла-бла", но это же ненормально, такое моё мнение.

Ну и в конце - немного уже привычной пропаганды:


Оригинальное исполнение :))) я не виноват.
P.S. Из комментариев на ютубе к этой песне - и почему тоталитарные режимы наплодили столько художественных шедевров, а демократии - ни одного?.. :)))

терминология, психология, размышления, культура, политика

Previous post Next post
Up