Про культуру простого человечка

Nov 26, 2014 16:33

Продолжу культурную тему (хотя в последнее время с неё особо и не ухожу) размышлениями на тему культуры простого человека. В некотором роде статья будет перекликаться со статьями про утрату повседневной культуры и про простого человека; но речь немного про другое. Хотя и в сотый раз по одному и тому же.

Как это у меня повелось в последнее время, не буду делать долгих вступлений, а с ходу сформулирую основную мысль статьи, и потом буду с ней героически бороться - на мой взгляд, культура страны определяется культурой простых граждан этой страны. Не наивысшими достижениями, не культурным достоянием, а именно текущими культурными установками населения. Не говорю, что высокая культура не важна, или что надо бороться с памятниками - но на фоне человечьих масс и то и другое представляется частным случаем. Мысль может показаться более чем спорной, но попробуем поковыряться в смыслах.

Безусловно, любое государство, общество и даже отдельно взятый человечишко с течением времени сильно изменяются, обо что писал в статье про время. При этом возникает определённый парадокс, вызыванный свойствами времени - вроде объект тот же самый, однако содержание и суть - принципиально разные; взять человека в 5 лет и в 85 - вроде тот же человек, а ни одной неизменной молекулы не осталось, да и содержание головы тоже принципиально разное. Поэтому говорить, что объект такой-то, без поправки на ветер время, довольно опасно. Так, например, современная РФ и её ближайший предок, СССР, это принципиально разные образования - РФ жрёт в три горла, а СССР до последнего откладывал на голодный годик. Ещё более показателен пример Украины - 20 лет назад это была территория безобидной безбашенности, и буквально за несколько лет "страна" преобразилась в какое-то безумное кубло - хотя вроде и люди те же, и территория та же. Так что же изменилось?

Как постоянно говорю, термин "культура" подразумевает не музыкальные произведения и не архитектуру древности, культура - это то, что нас окружает и что мы с вами считаем нормой. Мы - это не интеллигенция и не утончённые круги, а основная масса народа и общества.

25 лет назад у большинства населения страны была установка "вор должен сидеть в тюрьме". (с) Прошло два десятилетия усиленной перепрошивки операционки, и теперь культурные ценности народа таковы, что грабить и убивать зарабатывать бабло любыми методами - это нормально. Как бы не старались культурные деятели - Гергиев, Хворостовский, Волочкова там - всех тупо переборола условная Верка Сердючка. В отличие от разовых прививок высокой духовности, масс-культура работает по капельке, многократными повторами и тотальным окружением обывателя со всех сторон; хотя особо отмороженная "илита" этого до сих пор не понимает.

Культура - это своего рода щит и меч общества, как бы пафосно это не звучало. У каждого общества свои особенности, и именно культура отличает одно общество от другого - когда его члены ассоциируют себя с ним, и готовы защищать это общество от нападок извне, общество сильно, и наоборот. В обычном, мирном режиме существования это заметно слабо - хотя по брожениям в умах всё равно видно; и максимально проявляется в кризисные моменты - у сильного общества число "поросят Петров" мало и не существенно для общества и экономики, и наоборот. Когда целые слои общества и регионы страны начинают задумываться над тем, не свалить ли куда на тракторе, это явный показатель слабости культуры общества в целом.

В условиях кризиса (и не только) важна именно низовая культура общества, потому что от культурных деятелей со скрипочками уже мало что зависит. Если массы настроены пассивно (читай "их всё устраивает"), ни на какой Майдан их не поднять; но если в культурной норме общества завёлся червячок национализма, "европейского выбора" или прочих искажённых норм, то уже можно расчитывать на какую-то поддержку нужного направления движения масс.

Движения масс весьма неспешны, и переформатирование их также требует времени. Как советское общество "перепрошивали" через наиболее отмороженную интеллигенцию с 1960-х годов, а массы - годика с 1985-го, и за 5 лет добились неслабых результатов, так и на Украине - не так явно, но все 20+ лет "независимости" перепрошивали сознание бывших советских и бывших русских людей в сторону "украинства". Визуально всё выглядит вполне безобидно - большинство русских вполне положительно относится к украинской культуре - но параллельно безобидности идёт формирование нормы, что "мы все - украинцы". Нормы те формируются вполне тоталитарными способами - навроде обязательного дубляжа фильмов на "титульном" языке, хотя значительная часть населения его не знает.

Во многом потому идеи Новороссии так сильны на Украине (а они ходят далеко не только в пределах ДНР и ЛНР) - потому что сам по себе проект "Украина" - это культурный сепаратизм; из единого культурного пространства изымается значительная часть людей и принудлительно переформатируется во что-то другое. Поэтому-то новороссы - это никакие не сепаратисты, как нетрудно видеть - они как раз лоялисты, только по отношению не к мелочной локальной культурке, а к своей цивилизации в целом. Я сам наполовину украинец, но мне бы и в бреду не пришло в голову противопоставлять дедовскую бандуру балалайке или гармошке - это две стороны одной медали. Как и посещаемые регулярно семейские - неотъемлемая и хорошо сохранившаяся часть нашего общего народа и общества, несмотря на все свои различные отличия, включая религиозные.

А при чём тут простой человечек - спросите вы? При всём. Несмотря на свою кажущуюся мелочность и никчёмность (старательно вбиваемую обывателям со стороны масс-культуры), всё на свете делается именно нами, простыми людьми. И именно от нас зависит, что будет делать всё общество в целом - или грабить/убивать, или стремиться к звёздам. Да, всё это управляемо со стороны больших дяденек - и делается это через культурную перепрошивку - массировано, со всех сторон, от первых кнопок до рекламных биллбордов, нам внушается, что хорошо, а что плохо, вот мы и действуем соответственно.

Поэтому, на мой взгляд, работник культуры - это по сути манипулятор и проводник общественной культуры в массы. У кого-то это получается хорошо, у кого-то плохо, кто-то тянет общество к светлым целям, а кто-то погружает его глубже в сотонизм - но главным мерилом культуры является охват и влияние на массы, а не диапазон или красота голоса или струн.

Надо это понимать, когда ходишь на разного рода культурные мероприятия (даже если они таковыми и не кажутся) - тебя, потребителя культурной продукции, массово расписывают и перепрошивают, прививая определённые культурные установки. Возможно, даже не осознавая этого - тем не менее сам процесс культурного обмена между "илитой" и массами происходит именно так.

И, как говорил уже стотыщ раз, если мы хотим остаться при этом хотя бы как-то независимыми от данной перепрошивки сознания, нужно обладать своей собственной внутренней культурой. Не направленной на вас кем-то хитрым, а идущей изнутри самих людей. Кто про что, а я всё про народную культуру. Это уникальная культура, которая служит не для контроля масс со стороны кукловодов, а для обмена информацией между поколениями - и во многом поэтому была массово принесена в жертву по всему миру. Народная культура - это в буквальном смысле бабкины/дедкины песни, рассказы и прочие информационные потоки; в современном мире тотальной миграции и искажения смыслов они кажутся каким-то адским анахронизмом - однако если перечитать вышенаписанное, то достаточно очевидно, что они могут составить пусть и небольшой, но - базис, якорь в постоянно изменяемом кем-то мире; в относительно недавней статье про гуманизм и ориентиры уже говорил про необходимость базиса для человека, не грех повторить

Культура - это вам не хи-хи, это отлаженная система изменения ценностных установок у большого числа людей, через рекламу, пропаганду и прочие информационные потоки. Её цель - простые человеки, и она научилась достаточно быстро реагировать на вызовы сегодняшнего дня - Украину удалось "перепрошить" всего за год; хотя почву там готовили, конечно, много дольше. Та же история может произойти и с нами - хотя почему "может", она уже произошла в 1991-м, когда сепаратисты разорвали единую страну на части, а народ только сказал "му-му", хотя ещё лет 5 назад любого бы порвали на части за такое. Когда нет чёткой идеологии, единственные ориентиры человека определяет культура, а она у нас вон какая... Сами всё видите. И речь, ессно, не про Мариинский театр или Собор Василия Блаженного - у египтян вон целые пирамиды есть, помогли они им в культурном плане? Без общественной, низовой культуры любой театр или собор - кучка каменьев, не более.

Когда культура сваливается в развлекушечки, она как бы устраняется из образования личности человека, а ведь для того, чтобы зло восторжествовало, нужно, чтобы хорошие люди бездействовали... В среде культ-работников вижу отсутствие понимания важности воспитания и образования людей в нужном обществу ключе - вот и побеждает плебейство и низменность, которые, в отличие от высокорожденных, заинтересованы в том, чтобы обыватель лежал в грязи и хрюкал - только в таком состоянии и можно слушать радио "Шансон" и прочие МТВ.

Что характерно - у общества также нет запроса на высокую культуру (читай - имеющую образовательную функцию), оно привыкло к клоунам, которые его развлекают. Как обычно - созерцать проще, чем фантазировать и творить, и можно пожертвовать даже собственной идентичностью, либо бы не напрягаться. Наверняка эту ситуацию можно развернуть и в обратную сторону, с помощью тотального контроля над СМИ - он и так есть, в виде "формата", но кто мешает изменить "формат" с нужного денежным мешкам на нужный трудовому народу? Только отсутствие воли.

Пока что на все замечания, что что-то неладно в датском королевстве, большие дяди делают удивлённое лицо - вы про что, некогда нам задумываться об этом, нам бы план закрыть. Так и живём.

Previous post Next post
Up