И снова про сериалы и кино - про IQ, компутеры и прочие стереотипы в масс-культуре

Nov 20, 2016 22:18

По-прежнему не могу выйти на режим написания заумных статей (ничего, хоть у читателей мозг остынет), и продолжу тему, начатую прошлой статьёй - о сериалах и кино. Сегодня - в основном про подростковый сериал "Скорпион", а точнее - про стереотипы, на которых он паразитирует. Тема, конечно, глуповата, но постараюсь из неё вывести мораль и всё такое - у меня по-другому и не бывает, инфа 146%.

Сперва не могу не пнуть в очередной раз отечественное кино и сериалы - очередной ролик Клима Жукова про сериал "Стена", типа  об обороне Смоленска в Смутное время:

image Click to view


Как псевдо-исторические сериалы выглядят глазами историка

Постоянно говорю, что культура должна заниматься несением культуры в массы, то есть образованием, а не развлечением; тогда как целью оной у нас (впрочем, так и во всех остальных отраслях, включая то же самое образование) являются деньги. Поэтому и происходят подобные штуки-дрюки - вместо образования населения о собственной истории в бошки массово транслируется аццкая ахинея. Из пригодных для просмотра сериалов исторической направленности могу порекомендовать только " Раскол"; хотя отечественные сериалы обычно не смотрю и могу многое пропустить. Но сегодня речь не про них, а про наших заклятых заокеанских друзей.

Сериал "Скорпион" якобы основан на реальных событиях из жизни некоего "гения и иксперда" Уолтера О`Брайена, над которым поглумились не хуже, чем над персонажами сериала "Стена". Сам сериал, по большому счёту, ничем не интересен, но используемые в нём клише считаю нужным разобрать.

Во-первых, весь сюжетный замес происходит вокруг клишированного главгероя, якобы списанного с реального персонажа, но фактически представляющего из себя представления "голливудских" сценаристов о "компьютерных" гениях. Основная "фишка" сериала - в отработке заезженной "супергеройской" схемы, только в данном случае "геройство" заключается в "гениальности" персонажей; один - гениальный хакер, другой - гениальный математик, третий - бихевиорист; и т.д. В сумме мы получаем классическую историю о том, как файтер, вор, маг и клерик 4 танкиста и собака преодолевают препятствия и лутают эпиксы; то есть ничего, заслуживающего внимания взрослого человека. Сериал плох, реально плох, и со смысловой и с системной точек зрения, и по идиотизму имхо может встать рядом с "Кухней", "Ранетками" и прочими шедеврами отечественной порнографии. Попробую показать, почему.

Во-первых, главный герой, Уолтер - "гений" с IQ 197, и он не забывает об этом напоминать в каждом втором диалоге. И как бы это было бы окей, если бы IQ прилагался к гениальности; но тут всё наоборот - он "гений", потому что у него высокий IQ. Утверждение более чем спорное - как я постоянно говорю, коэффициент IQ показываеть лишь... умение проходить тест на IQ. Вообще-то ранее уже писал на тему того, что интеллект - всего лишь одна из характеристик мозга и Сознания, и наряду с ним как минимум есть ещё и Мудрость - которой у хероев сериала нет ни на грош, и для придания оной к команде прикомандировывают... официантку, которая из них реально самая мудрая. Шо какбэ намекает.

Тем не менее, "гении" звездят тут и сам, помогая спецслужбам в самых разных делах, с которыми не просто обычные смерды справиться не могут, но и пасуют "лучшие специалисты". По степени идиотии ситуаций та же "Стена" выглядит классикой и киношедевром. Например, в пилотной серии херои спасают десятки самолётов, которые не могут сесть в аэропорту, потому что... копьютерный сбой выключил программу управления. Мне даже как-то неловко напоминать, что мои летающие вёдра ценой от $300 при потере связи спокойненько ворочаются "домой" и садятся с точностью до пары-тройки метров; а тут махины в миллионы раз дороже и с пилотами на борту, которые - какое удивление - обладают разумом и, более того, умеют сажать самолёты самостоятельно. А вот по логике сценаристов без подходящей компутерной программы самолёты просто упадут на землю и все умрут. Как так получается, что сериал про гениев снимают дауны, оставляю пока за кадром.

Из серии в серию педалируется необходимость "компьютерных гениев" в жизни общества - то без них самолёты упадут, то АЭС взорвётся; то одно, то другое. Причём, по мнению сценаристов, их гениальность выражается в специальности "тыжпрограммист" - они и программы пишут, и базы данных шерстят, и взламывают всё на свете; хотя всё это совершенно разные области компутерной науки по фамилии информатика. Это всё равно, что от математика требовать великие познания в ядерной физике, а от биолога - в геологии. Это, на самом деле, широко распространённый стереотип, зародившийся не в последнюю очередь из-за подобных "культурных" артефактов на букву Хэ - о том, что компьютеры всесильны, и что "компьютерщики" умеют в компьютере всё.

Одним из важнейших умений хероев является умение "взламывать" любую контору и доставать оттуда любую информацию. Во многом это вызвано модой на "облачные хранилища", которыми лентяи-сисадмины закрывают собственную проф-непригодность. На практике же взлом большинства "контор" приведёт лишь к погружению в адовый набор серверов с промежуточной информацией и перекрёстными ссылками, причём нужная "хакерам" информация может храниться где-нибудь на диске компьютера в бухгалтерии или отделе кадров, который вообще выключен, и доступа к нему нет никак и нипочему. Вообще хранение жизненно важной информации в общедоступном месте - это что-то вроде номинации на премию Дарвина. Равно как и доверять управление девайсами, которые могут навредить людям и целой конторе, исключительно компутеру без возможности нажать на пимпочку - это точно такой же стереотип; сильно подозреваю, что даже в стране победившего IT компьютерное управление дублируется ручным в 146% случаев. А ведь без этого половина серий заканчивалась бы сразу после вступительных титров: "Хьюстон, у нас проблема!" - "Где у него кнопка, Ури?" - PROFIT!

Но в основном вымораживает "крутизна" главгероя, ведь у него IQ 197 и через это он умеет и компутеры хакать, и - не поверите - на Ламборжини гоняться с профессональными гонщиками. Ведь он же "просчитал то и это". Кто как, а я уже представил Онотоле Вассермана на пьедестале Формулы1 - там делов-то, просчитал то и это, составил таблицу и профит на кармане. Попытки влазить с "гениальным IQ" в социальную сферу весьма нелеп - что, впрочем, в фильме частенько и показано; ведь там, где имеешь дело с субъектами, а не с объектами (да и, по чесноку, вообще с реальным миром, а не со сферическим вакуумом) нельзя что-либо "просчитать" наверняка, приходится иметь дело с вероятностями; а ещё пуще этого приходится всегда брать в расчёт хилое человечье тело, которое хероическому IQ может никак не соответствовать, что обычно и происходит - лучшие студенты ВУЗов обычно куда ближе к ботаникам, чем к бодибилдерам; и чем дальше в лес, тем это различие всё больше и больше, просто по причине специализации. Ведь и умственный труд, и физический - это огромный расход энергии; мозг в "рабочем" состоянии потребляет до 25% энергии всего тела, и совмещать и работу мозга, и физические упражнения на должном уровне не получается, что и доказывает вся человечья эволюция - очень сильные люди, как правило, не особо умны, и наоборот; это касается и прочих физических параметров организЪма.

В целом же подобный "супергеройский" подход по сути асоциален; он противопоставляет "гениям" серую массу, которая способна лишь страдать и быть фоном у настоящих хероев. В данном сериале рассмотрен ещё не худший случай - тут хотя бы командная игра рассматривается, и главгер не кладёт унтерменшей в одиночку, как какой-нить Рэмбо или Супермэн; и даже иногда выслушивает нотации от натуральной унтерменши - бывшей официантки, у которой IQ должен быть почти отрицательный, однако она местами заруливает в логике даже самих хероев. Общий идиотизм сценария не позволяет говорить о происходящем всерьёз; однако тенденции в нём показаны широко распространённые, и с ними надо бороться. Культурно-просветительски.

Смотрю я ролики Роскосмоса, и в комментариях к каждому первому находятся пельмени, которые утверждают, что "космоса нет и всё снято на Мосфильме" - это продукт времени, когда вместо знаний насаждаются стереотипы. Потому и говорю, что современная "культура" - это по сути анти-культура, если смотреть с точки зрения традиционных человечьих ценностей. И противопоставить этому практически нечего, кроме собственной народной культуры. Иначе так и будем не-критически веровать во всякую ахинею.

кино, обзор фильма, психология, размышления

Previous post Next post
Up