Сразу вслед
статье про обывательскую мораль выстреливаю её вторую часть - про взаимодействие активных и пассивных членов Общества, между условными пассионариями и обывателями.
Обыватель - это не хорошо и не плохо, это как средняя температура по больнице - оно вроде как и есть, только смысла нема. Фактически шо такое обыватель - это пассивное большинство; оно такое было всегда, и всегда будет. Бороться с ним и обличать слегка бессмысленно, это как обличать силу гравитации. И одновременно с этим не следует думать, что "так и надо, это нормально" - это как раз обывательская позиция, о чём говорил в прошлой части.
Обыватели лежат и нифига не делают (в общественном плане, в экономическом-то они как раз основная рабочая сила), и сложно их в этом винить - поишачь-ка на заводе от гудка до гудка, или потаксуй, или там ещё чего. Обыватель, как правило, таков не потому, что он плох, а потому, что у него выбора толком нет, нет времени предаваться философским измышлениям, как некоторые тут. Остаётся энергии на что-то более креативное, чем просмотр ТВ да игру в танчики - уже хорошо.
Перемены общества происходят за счёт т.н.
пассионариев, они же общественные активисты - это люди с шилом в попе, которые думают не только за себя, но и за всё Общество, или какую-то значительную его часть. Они воздействуют на это самое Общество, и меняют его философию, психологию и через это - или наоборот -
экономический уклад. Может показаться - особенно в мегаполисах - что от простого человечка ничего не зависит; но это именно обывательский взгляд. Мы в своих
экспедициях видим, как один человек может запустить вокруг себя круги, влияющие чуть ли не на всю республику-область-край, даже без особой цели устроить Майдан или революцию - просто достаточно заниматься своим делом с огоньком.
Фактически эти активисты-пассионарии шевелят аморфную массу обывателей в попытках направить их на путь истинный - с их точки зрения. Является ли это насилием и манипуляцией? Определённо да. Нужно ли это делать? Как ни странно, тоже да, особенно в кризисных и пред-кризисных ситуациях, подобной нонешней - когда дом шатается и горит, сидеть и говорить по-обывательски, что "всё нормально", довольно глупо. Некоторые вещи навроде того же пожара обыватели способны вычислить и самостоятельно, только вот понять его первопричины и особенно методы его предотвращения могут не только лишь все. Обывателя по умолчанию волнует его собственная хата, и какие-то глубинные события и тайные процессы ему по барабану - и это тоже не плохо, это факт.
Здесь также важно уточнить, что активист-пассионарий не равно "благодетель Человечества". К безусловным пассионариям можно причислить и Сталина и Гитлера; и протопопа Аввакума и патриарха Никона, хотя, казалось бы, они
антагонисты. Стремление "твоя труба шатать" может быть разнонаправленным, и ту же самую
бывшую Украину подорвали две противоположные группировки активистов - "майданутые" и "колорады"; обои двое активисты, но ведут общество в разные стороны, шо какбэ намекает.
Общество менять, безусловно, нужно, особенно в наше тревожное время суток; обыватель, повторяю, будет до последнего сидеть и надеяться на лучшее, даже когда ему на голову уже будет валиться штукатурка от падающих общественных конструкций; как это было во всех пост-советских странах, и на наших глазах происходит вна бУкраине. Коммуналка уже почти догнала зарплату, но обыватель сам по себе никуда не пойдёт, пока последнее из пасти вырывать не будут - и это, повторюсь, не удивительно, всё сугубо по определению. Мы и сами такие, схавали 2.5-кратное падение рубля и взлёт цен при заморозке зряплат, и ничего же, всё нормально? Выводы, последствия - какие выводы, ведь так и надо?
Общество меняют активисты-пассионарии - люди, которые думают не только за себя, но и за всех остальных. Но это не значит, что "пассионарий" - это однозначно положительный херой. Люди, пережившие Катастройку, должны помнить лощёных мальчиков-зайчиков, изо всех сил подражающих западенским "бизнесменам", ломавших общество под свои идеалы и интересы. В итоге в руинах лежит пространство от Гданьска до Анадыря, и все считают, что это нормально. Разительный контраст от кастрюлеголовых на Майдане, а результат ровно тот же.
Поэтому лишний раз уточню, что активист-пассионарий вовсе не равно "герой" и "спаситель". Это просто неравнодушный человек, но это неравнодушие может быть и сопереживанием, и инстинктом хищника. Поэтому всегда и говорю, что всё в нашей жизни - от
смыслов, а те - от
моральных ценностей. Звучит несколько замудрённо, но я просто предлагаю разглядывать не внешнюю мишуру, а конечную цель в любом действии. Ибо не всегда действие лучше бездействия, как бы это не звучало странно.
Современный мир подобен толстяку, который слишком много жрёт и мало двигается. Всем это понятно, но дальше абстрактых деклараций дело не идёт - как и при Горбачёвы, сплошные "начать" да "углубить". Мы слишком долго
воруем собственное будущее, думая, что "ещё вот этот пончик не повредит", и всем уже понятно, что бензин закончился; все всем должны и даже взаимозачёт не решит проблем - если я тебе должен 100 рублей, ты мне 10, а на двоих у нас один рубль, это добром не кончится. В этих условиях неибежно нужно ужиматься; но и это тоже проблему не решит - если толстяка кормить всё меньше и меньше, то он не станет Аполлоном, а заработает себе гастрит и превратится в рахитика, что немногим-то и лучше. Если в приоритете ставить гармонию, то необходимо больше работать физически; есть можно даже больше, главное - чтобы было куда корм расходовать.
В этих условиях активисты монетаризма - среди которых подавляющее большинство "культурных деятелей" - зовут обывателя не вверх, в сторону выздоровления (сиречь движения), а наоборот, вниз, в сторону паразитизма, по Гумилёву - суб-пассионарности. Слова говорятся красивые, вид смазливый, а вот смыслы - людоедские, практически в буквальном смысле (у "цивилизованных" и до этого доходит).
В этом плане всех активистов-пассионариев надо рассматривать с точки зрения их
морально-культурного базиса - во что они верят, куда зовут и
зачем они всё это делают. Сейчас развелось этой братии немало - всем понятно, что надо что-то менять, вот и прёт народ на тропу активизма; вот только не все йогурты одинаково полезны. Есть и сектанты, и фанатики, и вышеупомянутые "гуманизаторы", опускающие обывателя ниже уровня дна, в мир жЫвотных. Нужны ли пассионарии-активисты - безусловно; но они нужны "правильные" - те, кто толкает Человечество и отдельных человечков вверх, а не вниз. Для этого, как минимум, надо понять, что такое эти вверх и вниз - обывателю это до сих пор местами непонятно; ещё бы, после стольких лет воя о том, что мы все - уникальные свободные личности. :)))
Без
включения философских тумблеров в голове не обойтись; обыватель легко ведётся на козни активистов, такова селяви; однако по большому счёту большинство активистов лишь зверит и скотинит нашего обывателя, погружая в болото суб-пассионарности (о чём - вся прошлая статья). Как-то надо научиться отличать "наших" от "не-наших", а для этого нужно как минимум снова научиться
различать Добро и Зло - не по внешним признакам, а по целям и средствам.
Как это сделать - возможно, когда-нибудь потом сформулирую. Как минимум, надо заходить с культурно-идеологической обработки населения, через образование. Не имени ЕГЭ, а формирования Личности. Но это - большая отдельная тема.
>>> Третья часть - про активистов и суб-пассионариев >>>