О войне и мире с точки зрения морали

Feb 02, 2017 16:39

Очередная статья, выросшая из обсуждения в каментах (которых у меня в журнальчике всегда немного). Замечание, изначально грозившее перерости во флейм и холи-вар, неожиданно натолкнуло на мысль о том, что я (да и не только я) до сих пор не конкретизировал ограничения для морального базиса, которые, очевидно, имеются. Говоря за абсолютность морально-этических ценностей, обычно подразумевается естественное положение вещей в Обществе, и всё то же состояние человек человеку друг; что в общем случае не вполне верно. А как вы хотите, за простыми и тупыми решениями - это к либералам и нацикам, а чем глубже в первоосновы мира, тем толще партизаны.

Когда разговор заходит на мораль и этику, автоматически мы начинаем подразумевать концепцию ЧЧД - человек человеку друг; ведь все эти негласные законы выстроены как социальная ТБ для того, чтобы люди не ели друг друга, а рассматривали соседей как друзей и соратников. И всё это хорошо и замечательно, о чём говорил в двух последних статьях; человечество может выжить только в рамках этой концепции; однако сплошь и рядом она нарушается с помощью нехитрых приёмов манипуляции, о которых сегодня и поговорим.

Первый "легитимный" способ разрушить концепцию ЧЧД в умах самых наи-дружелюбных людей - это расчеловечивание. Ведь в ЧЧД идёт речь за человеков, а всякая скотина ими не является. Жители мегаполисов привыкли, что животные - это котэ, сцобакены и прочие ми-ми-ми, однако для деревенского жителя животные - это в основном куры-бараны-коровы, которых положено зарезать, это норма. Можно сколько угодно негодовать над подобной моралью, однако если задуматься, откуда берутся все эти бесконечные беконы и окорочка, то начинаешь понимать вегетарианцев; промышленное уничтожение скотины ничем не лучше; и ведь для нас это точно такая же норма.



Русский должен умереть, чтобы мы жили

Данной картинкой пытаюсь показать, что в некоторых случаях достаточно объявить некое сообщество жЫвотными, чтобы вывести его за рамки Общества - всё по-прежнему друг другу друзья (каламбур), но вот этих и этих можно и нужно жечь в печах, чтобы нам было что покушать. Это, правда, крайний случай, практически неприкрытый фашизм, но он работает до сих пор, причём во вполне либеральных СМИ - противник выставляется грязным скотом, который объявляется не-цивилизованным и поэтому повинным смерти.

А теперь переходим к сути статьи. Расчеловечивание - это крайний случай снятия моральных ограничений в отношении целых сообществ, иногда стран и целых континентов; но есть и другие. Среди которых на первом месте стоит война. Достаточно объявить кого-то врагом (по разным причинам, или вовсе без оных), как концепция ЧЧД сокращается до собственного общества, а вне его начинает вполне официально действовать людоедская ЧЧВ - человек человеку волк. И всё - то, что нельзя по отношению к "нормальному" человек, по отношению к врагу уже можно, нужно и вообще практически подвиг.

Война - очень опасное состояние для Общества - не только для тела, но и для души, для его морального состояния. Мало того, что самих могут убить, так ещё и надо научиться смертям противника; хотя мораль мирного времени гласит, что убивать нехорошо. Даже солдатиков и то как бы жалко, но ведь под раздачу на войне попадают и "гражданские"; баб, детей и стариков гибнет зачастую не меньше, чем непосредственно воюющих зольдафонов. Как-то с этим приходится примиряться, закрывать на это глаза, или просто пропускать мимо ушей, ибо иначе придётся не-делегитимизировать войну и собственные жертвы. То есть противник объявляется с началом войны законной добычей, вполне в духе ЧЧВ.

В древние времена и вплоть до Нового времени война была практически повседневностью - за пределами больших империй (Рима, Китая, Персии) мир состоял из мелких обществ, постоянно воюющих друг с другом, и постоянные переключения в режим ЧЧВ были нормой. Однако к началу 20-го века начало казаться, что Разум победил - вон, недавно приводил европейский журнал мод 1913-го года с аннотациями на французском, немецком и английском. Правда, тогда ещё существовали колонии, которыми кормились блаародные жентльмены - в метрополии ути-пути и ЧЧД, а вне - сотонизм и ЧЧВ в полный рост. Вот, за этот самый сотонизм и пришлось воевать два раза подряд с перерывом в 20 лет; за право считать целые континенты своей добычей и кормиться их костями.

Война - крайне опасное состояние, повторяю. Для того, чтобы состояние войны шло на пользу обществу в широком смысле (сиречь всему Человечеству), необходимо, чтобы она была справедливой. Это не оправдывает зверства войны, однако легитимизирует нарушения морали мирного времени к всеобщей пользе. Например, если сейчас прилетят рептилоиды и начнут истреблять землян ради лулзов, то распоследнее ИГИЛ встанет в один строй и с Красной Армией, и с "котиками" США - потому что это будет справедливая всеобщая война с безусловным Злом; с точки зрения Человечества, конечно. В фильме Аватар, например, сделан намёк на то, что и Человечество в целом может быть неправо, так что и тут не всё так однозначно.

Тем не менее наше с вами российско-советское общество как раз построено на героях разных войн - Дмитрий Донской дубасил одних, Суворов потрошил других, Жуков метелил третих. И это также крайне опасное состояние (впрочем, Человечество и так вынуждено идти по лезвию бритвы, так что это нормально) - достаточно де-легитимизировать состояние войны в целом (как это было в Перестройку), либо какую-то конкретную войну, и целые орды героев становятся в общественном сознании из героев преступниками, что рушит мифы и основы государственности, что, в свою очередь, позволяет в очередной раз обрезать концепцию ЧЧД, объявляя войну наследию "бывших" героев.

Надо сказать, что героизация учёных и ремесленников в противовес воякам не катит - как показывал в прошлой статье, прогресс Человечества идёт таким уродским зигзагом, что "творцы" запросто могут вместо осчастливливания Человечества приблизить его Армагеддец, в виде создания Скайнета, уничтожения Земли в ходе опытов, и прочая и прочая. Простые решения в социальной сфере не работают - создатели ракетной техники запросто могут обеспечивать уничтожения миллионов гражданских, а безбашенные вояки могут спасать жизни миллионов. Как всегда, всё от смыслов - например, мало осваивать Космос, его нужно осваивать с благими целями (без всяких сносок мелким шрифтом, по-взрослому); иначе вместо расширения ноосферы и прочего Добра мы можем получить тот же ад с израилем, что и на Земле, только уже космического масштаба и космической же глупости. И облик космонавта-исследователя запросто может переродиться в образ мародёра или даже террориста - всё зависит от смыслов в башке.

Говоря о войне, не обязательно имеется в виду "настоящая" войнушка с танчиками и бомбочками; любой сепаратизм внутри общества переключает его в состояние войны с отторгаемой частью. Не каждый сепаратизм является безусловным злом, что показывал в статье выше, однако объявление врагами москаляк/укропов/жЫдов/велосипедистов однозначно выводит их за рамки концепции ЧЧД (какой бы она дохленькой не была в современном мире) и легитимизирует нарушение морали мирного времени (т.е. нормального состояния ЧЧД) по отношению к "сепаратюгам".

Так, например, Чубайс признавался, что разрушал экономику страны для... борьбы с коммуняками; и, судя по тому, что он до сих пор не висит на Кремлёвской стене, для нонешней власти это нормально; угробить десяток миллионов собственных граждан, разрушить целые отрасли народного хозяйства, лишь бы не дать "красным" вернуться - ну а чо, достойная цель. Точно так же современные нам кастрюлеголовые громят советское наследство, лишь бы насолить клятым москалям - ведь ты же творишь Зло, но если во имя Войны против ещё большего Зла, то и окей. И таких примеров - кучи и терриконы.

Скорее всего, войны будут преследовать Человечество вообще всегда - даже если построить всеобщее райское общество на Земле, то бесконечность Вселенной рано или поздно будет сводить нас с новыми и новыми вызовами, в том числе - враждебными, что означает войны. Но нужно понимать, что война во-первых должна быть безусловно справедливой (с точки зрения Человечества), чтобы оправдывать хоть что-то; а во-вторых, она не снимает все ограничения, а только некоторые, необходимые для ведения войны.

Например, сепаратизм б. Украины от России не является ни одним боком справедливой войной - я уж молчу за то, что это война гражданская и по сути захватническая; поэтому херои АТО в большинстве своём являются преступниками не только с точки зрения русских, но и вообще с точки зрения Добра и Справедливости. А также военные цели не оправдывают зверства и жестокость по отношению к противнику - несмотря ни на какие ужасы Второй Мировой, нет оправдания бомбёжкам Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки; однако "цивилизованные" за это так и не покаялись, ещё и своих миньонов тому же учат - надеюсь, всем понятны причины постоянных обстрелов Донецка и прочих городов и сёл Новороссии.

Морально-этические вопросы, связанные с войной - тема весьма широкая, и одной статьёй тут, похоже, не обойтись. Однако сразу видно, что мораль мирного времени и мораль Войны сильно различаются; и надо не давать второму проникать в первое. Нормальное состояние Человечества - это мир; и то, что сейчас становится нормой Война, это не-нормально (обратно каламбур), и с этим что-то надо делать.

Отрицание войны также не выход; фактически пацифизм == подростковая безответственность, о которой писал в предыдущей статье. Войны вызываются неразрешимыми противоречиями, которые не снимаются закрытием глаз ладошками. Войны - неизбежное зло на нонешнем этапе развития головного мозга Человечества; однако нужно понимать, что это именно Зло. С точки зрения отечественного руководства такое понимание есть (что для меня, на самом деле, слегка удивительно); но вообще-то в современном мире войны рассмативаются как типовой инструмент по достижению собственных корыстных целей; фактически вся внешняя политика Запада суть политика экспорта нестабильности. Обращаю внимание, что везде, где им удалось разжечь войнушку за последние 15-20 лет как минимум, ни одна война не закончилась, а продолжает тлеть в горячей фазе - и в Афгане, и в Ираке, в Ливии, и в Сирии, и вна б. Украине. Фактически мы имеем дело с попыткой легитимизации состояния войны как нормы. Вот с этим и надо бороться в первую очередь, такое моё мнение; хотя, конечно, там моральных проблем ещё немало, и вполне допускаю, что приоритеты нужно поменять.

Нас постоянно пытаются накормить простыми и при этом неверными решениями - "много денег хорошо, мало денег плохо", или "наши зольдаты всегда правы, а вот эти - злые фашисты". В социальной сфере нет простых однозначных ответов, всё зависит от контекстов. Добром и Злом не могут быть конкретные люди и даже страны, это - абстрактные величины и скорее направление развития, нежели некий универсальный оправдатель. Относительность Добра и Зла и подмена их выгодой - тоже ахинея и подмена понятий; это всё равно, что называть температуру длиной. Поэтому я тут вам не приведу универсального рецепта, как просветлиться и стать святее папы римского всех святых; я всего лишь целеуказатель; копать сюда. Можно и не копать, но тогда не удивляйтесь, когда окажетесь в окопах непонятно за что и против не пойми кого, "и как же так получилось?".

Война - это не хорошо и не плохо, это инструмент, как бы это странно не звучало. Она может давать силы и даже служить духовными скрепами (как для нас ВОВ); а может и наоборот, отбрасывать всё Человечество на годы и десятилетия назад. Всё зависит от нюансов.




>>> Вторая часть статьи >>>

Previous post Next post
Up