Вернулись с
анонсированного ранее фестиваля "ВотЭтно" в Горном Алтае. Для нас это не совсем форматное мероприятие, но, в отличие от прошлого
нашего приезда сюда 5 лет назад, тут кое-что поменялось в лучшую (имхо) сторону, о чём сегодня расскажу и кое-чего покажу.
Сперва - многобукв в целом про фестиваль "ВотЭтно". Он - про этническую музыку. Людям со стороны может показаться, что этно-музыка - это что-то про традиции и всякую древность; и это, как обычно, заблуждение.
Этно-музыка - это коммерческий массовый продукт, использующий элементы традиционной музыки, но не
в контексте, а встраивая их в более-менее стандартную поп-культуру как некую "фишку". Это меняет основной смысл творчества - традиционная музыка воспитывает, а поп-музыка развлекает. Хотя, конечно, поражающая сила у сценического действа многократно выше.
Есть и не-музыкальные этно-направления, но, опять же, они направлены на массовость и охват, а не на передачу традиции; достаточно редко можно встретить системный подход; в основном "в интернете нашёл и несу свет людям". Популярны в этой среде индийская культура и йога; это далеко не худший вариант, однако 5 лет назад тех же "йожиков" на фестивале было несравнимо больше, чем представителей русской культуры; как-то это интересно получается.
В этом году существенно сменилась атмосфера фестиваля - кратно выросло количество русских коллективов (с одного + парочка одиночек до пяти); а также появилось много людей в русских одеждах и мастеров традиционной культуры; например, знакомая нам по прошлому году
мастерская "Десятиручка" из с. Чепош;
вот тут писал про них. Даже охрану фестиваля обеспечивал известный в Нске... ансамбль казачей песни "Майдан". :) Так что атмосфера фестиваля стала куда менее "ёжистой", и это не просто так. Продюсер фестиваля, Юрий Романов, вот уже несколько лет как сам "заболел" народной культурой, и даже собрал свой собственный казачий ансамбль "Сибирский казак", так что смещение акцентов в сторону русской культуры - вполне осознанная политика организаторов.
К сожалению, взаимопроникновения культур всё никак не получится; и у меня есть серьёзные опасения, что оно и не срастётся, из-за разницы в смыслах деятельности. Фольклористы - люди "горящие", они занимаются делом для себя и для других, а профессионалы всё же больше делают упор на музыкальную составляющую, что, как ни странно, немного про другое. В итоге весь фестиваль фольклорная тусовка "создавала атмосферу" по всей площади лагеря, а вот с "профи" практически не пересекались, за некоторыми исключениями - хотя пели далеко не только старинную этнографию, но и вполне известные народу песни, причём под не совсем традиционные инструменты. :)) В прошлый раз мы жили на выселках палаточного лагеря, и ещё поэтому был некоторый отрыв от "профи", но сейчас-то прямо в центре лагеря постоянно клубились.
Итак, переходим к фото- и вообще отчётной части статьи.
База "Талда" - место проведения фестивалей "ВотЭтно" вот уже который год.
Талда находится в самом начале Горного Алтая, если ехать "из цивилизации" - здесь горки совсем небольшие, по сравнению с
Уймонской долиной и тем более
долиной Чулышмана; но атмосфера Алтая уже чувствуется. Низовья Катуни уже изрядно обсижены туристами, но тут в окрестностях пока что народу мало, и, кроме фестиваля, никого кругом не было видно.
В первый день фестиваля все ехали в ночь, так что днём все приходили в себя, и показать особо нечего. К вечеру началась культурная программа фестиваля, самое массовое мероприятие. Но оно тут всегда медленно раскачивается; зрителей до сумерек достаточно мало. И этому есть своё объяснение - звук настроен по-дискотечному, и находиться перед сценой сложновато. Однако фестивальную программу слышно по всему лагерю, так что ходить к сцене не обязательно; к тому же из наших домиков (на фото выше - по центру внизу) сцену и так видно.
Юрий Романов начинает фестиваль.
Наше выступление; экспромт - казачья "А кто у нас ранёшенько" в сопровождении скрипки и...
укулеле. :))
Номер родился прямо на фестивале. Хотели ещё мою
колёсную лиру туда подтянуть; но пока что, увы, не смог настроить её для сцены. Состав наш также необычен - например, с нами дебютировала дочка Ивана, Маша. И вообще вся наша "обязательная" программа шла вразрез с нашими привычными
семейскими песнопениями и
духовными стихами; ничего, где ещё расширять горизонты, как не на таких фестивалях.
После выступления можно поваляться на сене, с нашими друзьями из Усть-Каменогорска (Казахстан), ансамблем "Бастеньки".
Перед нами выступала "Традиция"; молодой во всех смыслах коллектив при Центре Этнографии, но мы одевались и готовились к выходу, так что слышали их только со стороны, и фоточек у меня, увы, нет. А вот после нас через какое-то время на сцену вышел "Сибирский казак", привлекавший для совместных песен охрану из "Майдана". ;)))
"Сибирский казак" и "Майдан" на сцене ВотЭтно.
Вот такие неожиданные мастера попадаются на фестивале - женщина-кузнец.
Первый фестивальный день закончился форс-мажором - грозой с сильным ветром, и последующим отключением электричества до утра. А нам всё равно - сидим в беседке и поём песни - Полынь, Бастеньки, Традиция, и часть Майдана и Сибирского Казака. На фото ещё проливной дождь, но ему темно. ;))
Прохожие спрашивали - что за коллектив поёт? А тут у всех есть общий репертуар, несмотря на расстояния и разницу в традициях. Что общего у Усть-Каменогорска и Новосибирска? Близость к Алтаю. :) Усть-Каменогорск вообще находится в
Рудном Алтае; нам чуть подальше, но значительная часть Нских фольклористов воспитана на традициях
"поляков" и казаков Алтая - с. Первокаменка, Тулата и прочих. Хотя, конечно, пели не только традицию, но и всё подряд. :)))
Второй день начался уже как положено, с утра. :) На поляне, которую накануне заливало потоками, по-прежнему оптимистично проживал "Майдан" - прямо напротив сцены:
Жить у сцены - это вам не хухры-мухры. Тут вечером сносит звуком.
Пасторальная картинка - детишки собирают сено. Трудотерапия. :)))
На сцене - "Бастеньки" из Усть-Каменогорска, Казахстан.
Закатное небо
Второй день фестиваля был довольно дождливым, так что много фоточек оттуда не покажу. Похороводились немного с детишками на поляне перед сценой, послушали выступления, а в час ночи ещё... пошли на вечорку:
"Традиция" проводит вечорку; мы помогаем в меру сил. :))) Народу немного - ну так и время не детское, 1:15.
Третий день выдался жарким, настоящее пекло. А "Традиции" пришлось после полуночной вечорки с утра проводить 2-часовой мастер-класс под солнцем:
Подготовка к мастер-классу возле фестивальной столовой.
Днём устроили совместные хороводы, в процессе которых записали несколько заготовочек для аэро-клипов; буду потихоньку собирать; кое-что приложу в конце-статьи уже сейчас, не переключайтесь. ;) Вот вам смычка традиции и современности:
Наша Наталья сама вызвалась на роль дрононоса. :)))
А кто-то купался в Катуни, хотя тут это крайне опасно:
Пловцы; скорость течения можно будет оценить на клипчиках в конце статьи; рисковые граждане попались.
Выступает французский дуэт "Paris Sepia", зрители танцуют.
Сцена с высоты метров 100.
Чуть приблизил - на сцене "Майдан"; единственный коллектив, который удалось заснять на сцене с дрона.
Вечером-ночером уже темно; предыдущий кадр и так уже на самом закате; а агрегат у меня самодельный и к ночным полётам пока не приспособленный; так что увы-увы остальным артистам.
Ну, и напоследок:
База "Талда" на закате третьего фестивального дня.
В целом фестиваль, конечно, удался, вне зависимости от сюрпризов погоды и прочих форс-мажоров. По сравнению с прошлый разом (5 лет назад) - однозначно шаг вперёд.
Обещаные клипы:
Click to view
"Чёрный ворон воду пил", хоровод; звук - в исполнении ансамбля "Берегиня" из Омска.
Click to view
Вася-Василёчек, хоровод с. Плоское, Алтайский край; оригинальное этнографическое исполнение.
Хороводились "Традиция", "Бастеньки" и "
Полынь".
Скорее всего, скоро будут дополнения; вынесу воздушные фото-видео в отдельный пост.