Продолжаю
цикл статей про эстетику; вторая часть статьи
про культ-работников. Тема эстетики интересна не всем; последние статьи вообще относятся скорее к группировке работников гитары и микрофона, и широкую публику вряд ли сильно взволнуют; однако мои статьи вообще мало кого волнуют, так что мы как-нибудь все вместе это переживём. :))) Попробую в этот раз показать, почему отсутствие единой эстетики де-мотивирует культ-работников, и способствует деградации культурной жизни в целом.
Сперва хочется набросить на вентилятор, и постулировать, что мотивация деньгами не работает. У многих на этом бомбанёт, но если начать разбираться в вопросе, то выяснится, что для мотивации граждан на любое занятие с помощью денег нужно непрерывно поднимать им зарплату, только в таком случае денежная мотивация способна хотя бы удержать сотрудников на месте, не говоря уже за какой-то там рост и развитие. Казалось бы, при чём тут деньги, если речь за эстетику; но у нас тут не уголок пропагандиста, а философский и честный разбор ситуации, в том числе в вопросах эстетики и смежных тем - культуры и искусства. Чем можно замотивировать работника культуры в современном мире? Только честно. А ничем вообще. Отсюда и результат, где новые "Катюши", "Подмосковные вечера" и прочие "Они сражались за Родину".
Человека можно замотивировать всяким разным - славой, популярностью, теми же деньгами; многие до сих пор тянутся в сферу культуры и искусства именно за этим; про сантехника, шахтёра, даже биржевого маклера в газетах не напишут и ролики про них не сымут, а тут спел-сплясал, и слава на пол-интернета; лепота! Люди бывают сильно разные, и многих от подобного буквально воротит (среди
интровертов таковые чуть менее чем все), но на сцену и экраны ломится народ обратного склада ума, экстраверты, и сам факт "засветки" тут и там, с тем или этим, для них значит весьма многое. Поэтому недостатка культ-работников не будет, наверное, никогда; даже когда за выход на работу с них будут брать деньги; а что, существует масса платных фестивалей, ничего.
Казалось бы, пэрэмога, статью можно заканчивать; всё с мотивацией в культуре и искусстве хорошо. А вот шиш-то там. То, что с сфере искусства нет недостатка в мотивированных гражданах, никак не помогает решить главный культурный вопрос современности - а чем вы это тут занимаетесь? Собственно, этот вопрос можно адресовать в любую сферу нашей жизнедеятельности; но сегодня всё же за культуру и искусство. "Мы поём и пляшем, и пофиг чёкак" - ответят наши героические певцы ртом и танцоры задом, оставив широкие массы трудового народа в глубоком недоумении; зачем тем самым сантехникам и шахтёрам содержать культ-работников, которым, в общем-то, действительно пофиг чёкак.
Мотивировать творца к творчеству особо не нужно; они и так творят, не остановишь; даже в моём любимом жанре простонародной культуры народ откровенно перекормлен культурными артефактами; а уж в мейнстримовых направлениях такая борьба за внимание обывателя, что тот часто не запоминает уже даже названия жанров, что уж говорить за какие-то там группочки. Одно "но" - а чем это все тут занимаются? И честный ответ на этот вопрос, по большому счёту, приводит к противоречию с темой эстетики; люди просто рубят бабло и самореализуются. Имеет ли это хоть какое-то отношение к эстетике? Отнюдь. И это даже никакое не имхо.
Гражданам, далёким от темы культуры и искусства, может показаться, что аффтар впал в маразм и выискивает проблему там, где её нет; однако люди причастные, и ещё не утратившие
критического взгляда на жизнь, наверняка уже понимают, обо что идёт речь. Сфера культуры хороша тем, что там по умолчанию (якобы) реализуется потребность человека в творчестве; одно это служит немалым мотиватором. Но слово "якобы" я добавил очень даже не зря - без понимания, что мы делаем и чем занимаемся вообще, любая деятельность превращается в бессмыслицу (по определению), и творчество без смысла низводит творца до ремесленника. И это вовсе не преувеличение.
Для обывателя любое "творчество" ассоциируется с праздником; и он зачастую склонен думать, что жизнь работников культуры - это сплошной карнавал. Negative. Значительная часть "творчества" в сфере культуры давно поставлена на поток, и кавычки тут не случайны; от того, что человек зарабатывает пением ртом, это не делает его автоматически творцом; нет творчества, нет и творца. Пение само по себе (как и живопись, и скульптура, и прочая) не является творчеством, если при этом не происходит собственно акта творения; как не является творчеством пение забулдыги под забором в состоянии глубокого алкогольного опьянения.
Ранее
уже писал, что не надо путать творчество с самовыражением. Творчество подразумевает уникальный результат, и в нём важен не только результат, но и процесс; уже это выводит большинство современных "творцов" в статус ремесленников. Они занимаются "творчеством", простите, ради денег; и в этом нет ничего плохого, если мы понимаем, что перед нами - ремесленник; но мы же почему-то считаем их людьми "творческих профессий"; а вот это уже брехня и заблуждение. Значительную часть этих "творцов" можно заменить на программу в электронном инструменте, и толком никто не поймёт, что партию второй скрипки или басухи исполняет механический болванчик. Да банальный
быдлокодер более творец, чем большинство культ-работников, уж извините.
У культ-работников, как правило, всё хорошо с самовыражением; однако с творчеством, повторюсь, не очень. Лишь далёкому от этой сферы обывателю может показаться, что жизнь культ-работника - сплошной праздник; однако для него ваши праздники - как раз самая работа, и наоборот. В основном это обычный чиновник (если брать структуры МинКульта и прочих "творческих" организаций), ещё и с не-нормированным рабочним днём; людей надо развлекать и утром и вечером, и в выходные и праздники, причём в основном - именно в выходные и праздники. При этом он точно так же зажат в рамки зарплаты, как продавец или учитель; да, у многих есть возможность "шабашек", иначе в некоторых местах попросту не выжить, но "гарантированный доход" большинства из них совсем невысок. Соответственно, он поневоле начинает косить глазом на другие виды деятельности; проблема лишь в специализированности, гуманитариев и так везде переизбыток. Здравствуй, демотивация.
Да, повторюсь в который раз, деятельность культ-работников крайне редко является творчеством; в лучшем случае она позволяет самовыражаться, но не творить. А это на хлеб не намажешь и на карту не положишь. Человеку для работы, как ни странно, нужен смысл в деятельности; представьте, что ваша работа заключается в выкапывании и закапывании одной и той же ямы; даже за солидный доход согласны ли вы этим заниматься? Помножаем это на творчествую натуру культ-работников, и получаем закономерный результат - для работы "в культуре" нужна какая-то другая мотивация, кроме денег и самовыражения.
Кое-кто находит такую мотивацию в т.н. "творческих конкурсах", т.е. участвует по сути в соревнованиях в культурной сфере. Я бы такое вообще запретил на уровне УК; творчество по определению уникально, и сравнивать два разных произведения искусства имхо - всё равно, что сравнивать Сашу и Машу, или старшего и младшего сына; це не просто абсурд, а какой-то уже не первый шажок к фашизму. Однако в качестве мотиватора вполне пойдёт; это, конечно, укладывает творцов в безжалостный формат конкурса и современной "культуры" в целом, зато задаёт им рамки поведения и мотивирует оценкой их творчества со стороны. Знакомые слова?..
Основная проблема культ-работников - в бессмысленности их работы, если говорить честно. Вся система современной "культуры" держится на Вере людей в то, что "культура" несёт в себе разумное-доброе-вечное, а это уже давно не так; слово "вера" выделено совсем неспроста. Максимум, на что способны различные направления "культуры" - на формирование суб-культур любителей того или иного жанра, зачастую конкурирующих и даже враждующих меж собой. В рамках суб-культуры мы можем быть уверены в том, что несём в мир Добро и Счастье, но мир-то давно глобален, и при выходе из своего сектантского мирка обнаруживаем, что подавляющему числу обывателей всё равно на ваше Добро и Счастье, и таковыми они их не считают.
В принципе, можно быть фанатично уверенным в своей правоте, и продолжать нести Свет в мир, в стиле "слабоумие и отвага". На самом деле, в нынешних условиях это лучшая мотивация, как бы это ни парадоксально прозвучало; ибо логичных объяснений, зачем нужно нести в мир Свет, нема. Она работает, и даже позволяет распространять свою Веру, но, увы, ограничена
религиозным видением мира, и при встрече с научным методом договориться не получится; если человек не верует в благость вашего Света, то фактами убедить его не выйдет. Ибо то, что вы несёте, является Светом только с точки зрения вашей секточки.
В каментах иногда меня убеждают, что так и есть, что так и надо. Но вот тут шиш вы отгадали; да, в современном мире всё так, но это не повод деградировать творцов до ремесленников, а ремесленников вообще уже напрямую в скот и
биомассу. Как говорят нагличане, если джентльмена не устраивают правила, он их меняет; и если это можно им, то почему нельзя нам?.. Проблема именно в правилах игры, в современной
системе ценностей имени бабла, которая отвергает любую другую
систему ценностей, включая ту же самую эстетику.
Если мы не хотим сидеть в норке собственной секты, то нам необходимо разрабатывать общую для всех эстетику, объединяющую и балетных танцоров и народную культуру, и оперу и бардов, и рок и джаз; но не в режиме "берём всех", а на
системном уровне, избегая противоречий, и решительно размежёвываясь с теми, кто противоречит нашим общим взглядам. Собстно, это и есть
эстетика. Ежегодно и чуть ли не ежедневно проводятся "культурные" конференции, где обсуждается что угодно, кроме краеугольных вопросов, как бы нам не деграднуть в биомассу. Видимо, это всех устраивает.
Необходима культурная борьба. Хватит уже делать вид, что достаточно петь ртом, чтобы все кругом спаслись и стали крайне эстетичными; напелись уже до состояния клоунов. Культура и эстетика - это не только за что-то, но и против того или сего, а вот это как-то уже подзабылось, ибо шутам негоже быть против, могут и пришибить. Ну, каждый выбирает по себе.