Недавно зацепились в каментах с коллегой по хобби, фольклористом, на тему левых-правых, и мимоходом прошли мимо темы эстетики, которая у нас отличается и от тех, и от других, и вообще почти ото всех. В угаре обличения
грехов современности эта тема забылась, но потом нашлась; и почему бы не поговорить о пусть и второстепенном, но всё же важном вопросе нашей жизни - про эстетику как таковую.
Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησι - «чувство, чувственное восприятие») - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
В прошлой статье уже заявлял, что я больше технарь, чем гуманитарий, поэтому вопросы красоты и чувственности меня волнуют, как проблемы индейцев - шерифа; однако меня всегда беспокоит нарастание
бессистемности в окружающем мире; и сегодня речь пойдёт именно про это, на сей раз - в таких вопросах, которые как бы не поддаются систематизации; с точки зрения обывателя, конечно. Если же поднять глаза горе, то можно лицезреть, что таки есть некая система, учение, которое занимается осознанием и оценкой красоты и искусства. И то, что мы про неё уже и не вспоминаем, и есть определённая проблема и бессистемность.
Если перефразировать, то эстетика - это некая общепринятая система по оценке красоты; она может и не охватывать все аспекты прекрасного, но задаёт определённые стандарты прекрасного-безобразного, возвышенного-низменного, и т.д. Постоянным листателям данного бложика уже наверняка понятно, к чему я клоню, но всё же уточню; если через экономику и политику доходит не до всех, то через чуйства, всякие амур-тужур, может быть, будет более понятно, и хоть у кого-то глазёнки приподоткроются.
Существует масса
разнообразных эстетик, как систем; в основном они все ушли в прошлое, и на их место пришло нечто, что условно можно назвать "современной эстетикой", но лучше не надо, потому что полноценной эстетикой это не является, ибо не является общепризнанной системой на любом уровне общества. И именно в этом проблема и бессистемность.
Эстетика формулирует идеал красоты (и уродства), и служит для ориентировки на местности и в пространстве для творцов и обывателей; таким образом, систематизирует понятие красоты в обществе. Вы не можете творить как дебил, потому что при выходе за границы эстетики вы выглядите (и становитесь) именно что дебилом; то же и с "потребителями" красоты и искусства; если вы потребляете какой-то шлак, то отношение общества к вам будет настороженное. И, если вдуматься, то всё это в современном мире попросту не работает; поэтому можно практически уверенно сказать, что никакой "современной эстетики" не существует, в буквальном смысле слова.
Эстетика - это всегда ограничения и градация оценки красоты и творчества. То есть, если слегка утрировать, то она определяет понятия "хорошо-плохо" в искусстве и прочих проявлениях человечьей активности. И, если кто читал предыдущие статьи, то может припомнить, что этих понятий в современной культуре попросту не существует; не только в искусстве, а вообще; "хорошо" - это много денег, и "плохо" - это мало денег. Всё. Нет Добра и Зла, нет и эстетики; ибо чем ты будешь ограничивать творцов?
Основная проблема, повторюсь в тысячный раз - в самой основе
культурного базиса современного общечеловека; в том, что "свободная личность" превыше всего. Если "свободную личность" ничем не ограничивать (а как её ограничишь, если она понад усе), то неприменимы и ограничения и оценки её деяний; например, того же творчества. Единственной оценкой остаётся рентабельность (согласно экономическому базису современности), да соответствие закону; а закон что дышло по всему свету. То, что сейчас проповедуется в голливудских поделках, лет 40-50 назад вполне могло подпасть под статью УК в том же самом Голливуде; но "времена изменились", и всё, "тут мне масть и попёрла".
Без ограничений на деяния "свободной личности" невозможна любая эстетика, т.е. градация на красивое/безобразное, трагическое/комическое (привет
же-сюи-Шарли), глубокое/поверхностное и т.д. Если творца ограничивать только рамками закона, то это уже не эстетика, а простой полицейский надзор; так что современное общество по определению не эстетично.
Однако в современном обществе ещё остались следы предыдущих эстетик, когда Добро и Зло ещё что-то значили. Одна из самых заметных на пост-советском пространстве, как нетрудно догадаться, эстетика советская. Есть также эстетика дореволюционная, причём их там целых две - одна элитарная, имени французской булки, а другая простонародная, из разговора о которой и задумалась эта статья. Есть эстетика Третьего Рейха; подозреваю, что большинство современных фашиков приходит в своё нынешнее состояние именно под влиянием оной эстетики, а не из-за симпатии к идеям фюрера. В европейской истории также зарыта масса различных эстетических систем, начиная со времён античности. В некоторых обществах, сохранивших хотя бы следы традиционной культуры, эстетика всё ещё сохраняется - Китай, Индия, Япония и т.д.; но чем более общество "европеизируется", тем меньше в нём эстетики.
И у нас с вами тоже никакой эстетики нет. Захочет "творец" испражняться на нашу историю, а затем учить нас из телевизира Родину любить - так и будет. Захотят они
врать про ещё живых людей для собственного коммерческого успеха - а ты и рта открыть не сможешь, ибо кто ты, а кто они. Где красота и где уродство, где глубина, а где поверхностность; это всё ничто по сравнению с Выгодой. Эстетика умерла, а мы и рады.
Ключевой вопрос тут не столько в том, что кому нравится и не нравится, а вообще в необходимости наличия системы оценок творчества и красоты. Её отсутствие развязывает лапы "творцам" и превращает искусство, которое должно служить проводником культуры в нашу жизнь, в ремесло по увеселению масс, о чём ранее
писал и даже говорил. А также официально позволяет впаривать простому трудовому народу любую дичь в виде искусства, без какой-либо обратной связи, кроме русского бунта, бессмысленного и беспощадного.
Когда коммунистические большевики и хунвейбины крушили наследие клятого прошлого, они меняли одну эстетику на другую; можно спорить, какая из них лучше или хуже, но это был своего рода акт творения, пусть и немного страшненький. Нонешние бандерлоги крушат наследие былого (например, в виде декоммунизации), не давая взамен ничего; а вот это уже просто акт разрушения. В современной РФ точно так же нет своей эстетики, как и в США, и в прочих поражённых
либерал-монетаризмом новообразованиях, и поддерживать разрушение старого - это чистой воды вандализм, как бы тебя не воротило от идолищ клятого прошлого. Что взамен-то? Симулякры РПЦ? Ну-ну. Это же чистой воды
обман.
Можно ли всё вернуть взад?.. Можно, конечно, но для начала надо
убить в себе "либерала" и снова осознать, что такое Хорошо, и что такое Плохо, и потом уже на этой базе попробовать сформулировать новую эстетику. Или вернуться к старой; ничего, в общем-то, не мешает сейчас впасть, например, в эстетику античности. Главное, чтобы это не было частным мнением, а имело определённый общественный консенсус. Без этого ни о какой эстетике речи быть не может.
Есть ли в современном мире творцы с большой буквы Хэ?.. Конечно, есть; и, наверняка, не хуже прошлых. Но мало стремиться к Добру; нужно ещё и отвергать при этом Зло, без этого ни о какой эстетике речи идти не может.
Иллюстрации к понятию "современное искусство" искать долго не пришлось; наберите в поиске, там всё примерно об одном и том же. Отсутствие эстетики до добра не доводит.
>>> Про эстетику и искусство >>> >>> Про эстетику в РФ >>> >>> Про эстетику и культ-работников >>> >>> Про эстетику и мотивацию >>>