Про искусство, Добро, Зло и бессмыслицу

Oct 26, 2021 16:59

В цикле статей про культурные поражения и не-отрицание Зла не раз упоминал тему искусства, в частности кино. В этой статье выдам очевидные рекомендации, как привести эту отрасль в порядок; увы, в условиях современного "свободного рыночка" это невозможно.

Начну с несколько хайповой темы - в своей валдайской речи гр. Путин в очередной раз высказался о том, что-де большевики разрушили мораль общества. На эту тему можно много чего сказать, но в данный момент рассмотрим ситуацию с искусством; практически любым, но давайте уже поглумимся над кинопромом.

Допустим, большевики были негодяями и всё извратили и поломали; ну, допустим. Значит, после их свержения в 1990е мы вернулись на путь восстановления и возвращения к истокам, не? Мы же не уподобляемся каким-нибудь полякам или евроукрам, и не воем ежечасно о грехах большевиков, ничего при этом не делая? Раз у нас соборность и духовность, то мы крепим мораль, институт семьи и всякое такое. И одним из ключевых инструментов в этом деле выступает культура, а конкретно - искусство, как верхняя и наиболее эмоционально окрашенная часть культуры. И шо таки у нас тама, православные?

А дела там у нас не очень. Относительно нейтрально публика принимает лишь нейтрально же окрашенные сериалы и фильмы (если рассматривать этот жанр искусства); как правило, продукты второго-третьего плана. Из лент первого плана крайне редко мы встречаем хотя бы нейтральную оценку публики, не говоря уж о положительной; в основном же за зрителей говорит BadComedian, и слова те ужасны.

image Click to view


Снова приведу вырезку из последнего обзора на отечественный "Чернобыль"; где дерьмом измазаны не только ликвидаторы ЧАЭС, но и первый космонавт.

Может показаться, что аффтар тут снова ковыряется в одних и тех же болячках; но мы тут с вами пытаемся говорить за мораль. Допустимы ли подобные высказывания о героях прошлого в советском кино? Да, часть пантеона русских и не очень героев большевики вывели за скобки, но они и не мазали их дерьмом.

В пост-советских фильмах всё время мы наблюдаем борьбу с любыми моральными ориентирами, и ладно бы экзекуции подвергались только большевистские герои - Ленин, Сталин, Щорс и т.п. - но нет же, у "творческой элиты" налицо непонимание культурной роли не только Юры Гагарина, но и Николая 2, или князя Владимира. Под каток де-сакрализации попадают не только герои, но и вообще ценности былого; что прекрасно видно в вышеприведённом ролике. Для нонешних сакральной является... обывательная мораль - моя хата с краю, ничего не знаю.

А теперь ещё раз посмотрим на тезис Темнейшего, что большевики разрушили мораль общества. Да вы шо? Давайте сравним любую большевистскую комедию - хоть Весёлые Ребята, хоть Шурика, хоть ИванВасилича, хоть КинДзаДза (примеры можно докидывать по вкусу), с современными "шедеврами" - Непосредственно Каха или Полицейский с рублёвки. Намеренно привожу жанр, не отличающийся высокими моральными нормами, и всё же: где больше культуры и искусства - тут или там? И ладно бы речь шла про какие-то локальные творения кого-то-там, но ведь всё это окормляется Фондом Кины, т.е. по сути Министерством нашим культуры. Т.е. это - часть осознанной культурной политики властей. Вы всё ещё хотите говорить про разрушение морали большевиками?

Вообще-то можно и поговорить, вот только в этом будет мало приятного для сторонников существующего порядка вещей. За 20-й век произошло несколько сломов общественной морали, которые я называю перепрошивками; потому что многие из них были навязаны сверху, и насаждались в том числе и через искусство. От традиционной морали, которая в силу консервации русского общества мало изменялась со времён условного изгнания монголов, мало чего осталось, но последние попытки хоть как-то сохранить моральные нормы предпринимались именно этими самыми большевиками, причём как раз во времена кровавых терранов. С хрущёвских времён волюнтаризЪма всем обществом был взят курс на мелкое обывательское щастье, которое неминуемо привело к тому, в чём мы лежим сейчас. Неплохие разборы позднесоветского кино есть на канале Культпросвет, рекомендую ознакомиться.

И современные "творцы" - это квинтэссенция этой самой обывательской морали, когда всё на свете оценивается с точки зрения нравится/не_нравится, обо что в этом цикле уже ранее писал. А это означает, что в этой культурной схеме понятий Добра и Зла вообще нет. У каждого своё Добро и Зло; более того, в пределе то, что вчера было Добром, сегодня уже может быть Злом - мы бываем такими непредсказуемыми...

Граждане охранители тут могут выкрикнуть, что зато у нас много храмов, а значит, у нас духовность +5 и соборность +20; но ведь это же так не работает. Допустим, храмы - это Добро (сейчас это не так, но допустим); но Добром нельзя превозмочь Зло, если с ним не бороться. Допустим, я по утрам делаю благотворительные вклады, а по ночам потрошу младенцев; сколько мне надо внести бабла, чтобы искупить этот грешок? Об это я писал в статье о важности ограничений; как только мы начинаем игнорировать Зло, мы автоматически обесцениваем и Добро. На каждый новый храм приходится одна закрытая школа, десяток-другой свежеподсаженных наркоманов, и очередная серия "Кахи" - вы правда готовы говорить о Добре и Зле в таких условиях?

И что печально, эти граждане действительно не просто говорят, но в буквальном смысле навязывают своё видение Добра именно в виде храмов, икон и прочей соборности. Что само по себе было бы не так плохо, если бы подкреплялось борьбой со Злом. С точки зрения богомоления СССР был действительно не очень добрым местом, но зато было А, Б и Ц, а вот Д, Е и Ф отсутствовали как класс. И нас заставляют думать, что Добро заключается именно в этом, а не в том.

Даже если ограничиваться только сферой кино, то в культуре с точки зрения Добра и Зла всё очень плохо; на одну икону или храм приходится тысячекратно больше рыгально-пердильного юмора, поливания дерьмом героев прошлого, просто мата и прочего бескультурья; не говоря уже за обывательскую мораль, которая противоположна вообще любой культуре. В ней Добро и Зло заменено на Нравится/не_нравится, и хоть посели носителя данной морали в алтаре, он будет использовать его в основном для физиологических надобностей.

А когда нет Добра и Зла, то любое действие, как ни странно, превращается в бессмыслицу. Вот сейчас мне это нравится; значит, это хорошо. А завтра уже не нравится, это, сталбыть, плохо, фуфуфу и ну его. И мы вынуждены делать всё на свете в угоду сиюминутному желанию, не глядя на какие-то другие цели. Говорить в таких условиях о Добре, Зле, целях, стратегии и вообще хоть каком-то развитии не приходится; единственная цель - потешить чьё-то эго и заработать на этом денег, которых в реальности даже и не существует.

Поэтому-то работники культуры прошлого были титанами, на которых можно было равняться, и которые пользовались уважением в обществе; за нонешних работников культуры в массе своей просто стыдно, и творчество которых интересно только с точки зрения сиюминутного развлечения толпы, и уже завтра будет забыто. Это не вкусовщина, это анализ культурного пространства; по культурным маркерам советского кино можно отличить советского человека от иностранца, а где такие маркеры в современном кино?

Лично я считаю вершиной пост-советского кино... гоблинский перевод "Властелина колец"; да, это не шутка. И то оно не тянет на культурный маркер общества. Искусство должно нести культуру в массы, а что оно несёт сейчас?

Пока мы сами не выработаем концепции Добра и Зла, с которыми все будут согласны, такая галиматня и будет продолжаться; вместо несения культурных норм искусство будет сведено к клоунаде и развлечению обывателя, удовлетворяя его (мелочное) эго. Даже развлекать можно по-разному.



Вопросы Добра и Зла не обязательно разбирать в пафосном режиме.

Пока что хороших новостей культуры у меня для вас нет.

>>> Про обывательскую мораль, Идею и антикультуру >>>

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up