Про религию и церковь, и не только

Aug 03, 2012 14:58

В продолжение прошлой статьи про идеологию...

Возможно, я тут немного буду путаться в терминах, и профессиональные яйцеголовы меня наверняка поправят, но.

В наших интернетах в последнее время стало модно ругать РПЦ, причём не абы как, а взахлёб, с истерикой и топанием ногами; иногда путая РПЦ с Путеным и наоборот - в общем, если судить по либеральной части интернета, то народ у нас прямо-таки ненавидит Церковь и мечтает повесить всех попов.

Отношение у меня к этому весьма двоякое.


Во-первых - я сам-то из идейных, я своим красным убеждениям с дедства не изменял и не собираюсь; как воспитали мама с папой и бабушки-дедушки в духе справедливости, так и живу, ни на какие другие идеалы не ведусь. Поэтому претензии РПЦ на всезнание и донесение абсолютных истин смотрю как понятно на что. А про попов ещё тов. Пушкин писал в своё время:
Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.


Вот. Это если исходить из чисто материальных посылок. Но - и это во-вторых - различаю Церковь как управленческий аппарат и Церковь как место для духовного просветления. Занимаюсь народной культурой уже почти 30 лет, и примерно вижу, как живёт - и жило в прошлом - наше крестьянство; так вот в этом плане Церковь несёт весьма положительную функцию. И это многое оправдывает.

Церкви в дореволюционной России имели роль нынешних ДК - туда приходили люди после тяжёлой работы; а лёгкой работы у нас в стране отродясь не бывало. Копается-копается человек в земле, и чтобы не стать собственно земляным червяком, приходит в эту самую церковь - там кругом картины иконы развешаны, песни красивые поются, про умные вещи говорится - где ещё на деревне он такое увидит? Да нигде.

И дело тут не только во внешних символах - религия действительно вытаскивает человека со дна сознания, даёт ему упомянутую в прошлой статье идеологию - базовый набор понятий что хорошо, а что плохо. Без идеологии человек быстро превращается в жЫвотное, инфа 146%.

Проблема РПЦ (реальная и потенциальная) в том, что она идёт по стопам своей предшественницы, дореволюционной Церкви, сращиваясь с государством. Это как в поздней КПСС - когда в партию Церковь начинают идти не "за идею", а потому что это выгодно, тут и начинается гниль и разложение. Ввиду крайней убогости нашего современного общества, регресс РПЦ может пойти куда стремительнее, нежели это было до 1917-го года, хотя возможностей у неё поменьше, и стимула к разложению тоже - просто фон куда жиже.

Но нападать на Церковь с пеной у рта считаю недопустимым. Потому что она представляет собой определённую идеологию - и, если говорить по правде, не самую плохую.

Религия - это некий набор общих ценностей, форма восприятия мира в целом. В определённом плане она почти никак не отличается от идеологии. Истинно верующие могут воротить носы от такого определения - но что делать, если сейчас практически идёт религиозная война, только уже не между религиями, а между идеологиями.

В последней статье гр. domestic_lynx показано, что современной идеологией является идеология прибыли и торгашества. Я про это дело уже давно писал в цикле статей про протестантизм, не буду повторяться.

Торгашество, возможно, имеет место быть - где-то там, подальше от приличного общества. Потому что основано оно на получении прибыли любой ценой, отрицает моральные принципы как таковые - и поэтому вступает в противоречие со всеми остальными традиционными идеологиями нашего общества.

Например, христианство - равно и ислам - изначально осуждало ссудный процент; только с появлением протестантизма начались какие-то подвижки в этом плане. Коммунизм - как ещё одна из основных идеологий нашей с вами Родины - естественно, также отрицает первенство прибыли и вообще всячески порицает сам процесс спекуляций и ростовщичества.

И вот в таких условиях у нас основной идеологиях провозглашается либеральный рынок, сиречь культ золотого тельца. То есть народ массово призывают грешить - христиан, мусульман, коммунистов. Только буддистам, как обычно, пофиг.

Коммунисты давно привыкли к окопному состоянию - как-никак 20 лет гнобят; поэтому нападки либерало-торгашей сейчас ими (нами) воспринимаются как само собой разумеющееся и вызывают скорее смех, нежели какие-то там напряги. Но вот православные христиане к такому положению дел за те же самые 20 лет напрочь отвыкли - обычно наоборот, все вокруг Церкви носились с писаной торбой, и тут на тебе... Поэтому есть некоторая растерянность общественности ввиду таких явных накатов со стороны либералов - как же так, ещё вчера призывали вместе свечки ставить за жертв репрессий, а сегодня уже пишут всякое и по телеку показывают...

Понятно, что настоящие христиане всё это смиренно выносят - "Христос терпел и нам велел". Вообще верующие люди в последнее время вызывают у меня уважение, несмотря на наши с ними идеологические разногласия; как-то так получается, что не было ни единого случая, чтобы они что-то сделали плохое - ну если не считать некоторых случаев разгильдяйства. :)

Как уже упоминал, давно занимаюсь фольклором, и за последнее время как-то так получается, что большинство "чистых" фольклористов - люди воцерковлённые. Наша банда даже на полностью форматных для нас мероприятиях чувствует себя не в своей тарелке - потому что большинство окружающих молится, ходит в Церковь; а мы-то люди светские. Как-то так получается, что то ли Вера приводит людей к народной культуре, то ли наоборот - но, в общем, эти вещи как-то определённым образом связаны. А как уже многократно писал ранее, без национальных корней человек на перекати-поле похож - вот как-то так и получается, что у верующих куда больше корней, чем у неверующих; если брать общую картину, конечно.

Тут всё сильно от воспитания зависит. Если живёшь в неблагоприятной семье, то может не помочь и самый лучший пастырь и духовный наставник; и наоборот, можно жить в атеистической семье и получить очень правильное отношение к жизни.

Я сейчас не совсем политкорректную вещь скажу, но мне можно - я ж человек неверующий и вообще. Считаю, что религия нужна не столько для того, чтобы поднимать человека в неведомые дали, а чтобы не давать ему падать ниже определённого уровня. Поэтому человеку, который имеет определённые базисные ценности и в голове у него порядок, религия в общем-то не особо и нужна; но вот если он живёт как попало, то тут ему нужна сторонняя помощь, и тут религия вполне пойдёт в качестве профилактического или даже исправительного средства. Навязывание религии считаю неверным - у нас в стране полно конфессий, и мало ли что человек имеет в качестве основы; если ребёнка из семьи староверов отдать в православную гимназию, кроме вреда из этого ни чего не выйдет, такое моё мнение.

К сожалению, здесь в вопросах воспитания и подачи примера у РПЦ есть определённый дефицит авторитета. Здесь же, как в семье, очень важен имидж, сиречь собственный пример; если отец учит сына не воровать и при этом таскает с работы всякое, то результат будет ясен. Церковь, которая учит смирению и скромности - и при этом вся в золоте, а Патриарх и важные священники ездят на совсем нескромном автотранспорте - когнитивный диссонанс вижу здесь я.

В этом плане считаю необходимым потыкать верховное руководство РПЦ носом в опыт своих старших братьев, сиречь староверов. Люди сотни лет сохраняют веру безо всякой направляющей руки Москвы (а если быть точным - вопреки ей), создают свои предметы веры (молельные дома, иконы и прочая) без помощи государства и прочих денежных мешков, всем миром; при этом даже сам институт священства местами отсутствует - что у беспоповцев, что у беглопоповцев; привыкли сами обходиться, без указивок сверху. Когда смотришь на таких людей - охотно верится, что если жить в смирении, то будет тебе счастье. А вот глядя на Патриарха - как-то не очень.

"Кто живёт в миру согласно, они век свой проживут
А живущие развратно скоро в землю потекут"

Фрагмент духовного стиха староверов Тувы.

Наверняка у читателя может возникнуть ощущение шизофрении аффтара - что это он то ругается, то наоборот? :) А я ещё раз повторюсь - я разделяю Церковь и Веру. Церковь как аппарат управления верующими у меня никакого пиетета не вызывает, а как средство несения Веры в массы - я вполне одобряю. На нынешнем этапе по крайней мере.

Как уже сказал выше, религия нужна, чтобы человек не падал ниже определённого уровня - а с этим уровнем в эпоху торгашеский отношений ну очень всё плохо. Так что особо с Церковью нам делить нечего. Если она, конечно, перестанет нападать на "кровавых большевиков" и сама покается в грехах перед народом. ;) Против Веры - не имею ничего против, а против РПЦ можно найти пару статей (не которые из ЖЖ, а которые из УК).

Но вообще не считаю, что сейчас время ковыряться в чужих болячках. Мы ж с вами не поляки, чтобы всё время изображать жертву и проклинать всех вокруг, мы русские, которые извечно умели договариваться даже со злейшими врагами. Общий враг у нас - гидра мирового империализма, она же Золотой Телец, она же либерализм западного образца. Есть шанс против него объединиться и белым и красным.

Вот, фотку нашёл буквально сегодня - 1919-го года выпуска:


Этого тогда "нашим" пришлось стрелять в "ваших", а сегодня делить-то нам нечего. И красные, и белые воевали-то за Россию, и теперь надо за Россию стоять против общечеловеков купленных. "Где стоишь - там и поле Куликово".

>>> К теме про выборы >>>

размышления, политика

Previous post Next post
Up