Продолжаю "теоретический" цикл разбора вроде бы очевидных понятий, которые на деле не являются тем, чем кажутся. После разбора
воспитания и
личности пора поговорить про образование.
Обычно мои "теоретические" изыскания не так интересны, как разборы более практических вопросов - почему то и сё, что делать тут и здесь. Народ любит, когда
мы ломим, гнутся шведы; а у меня - особенно в вопросах теории - сплошной мрак и уныние; если смотреть с точки зрения обывательской морали. Обыватель приучен пропагандой, что его хвалят, а виноваты всё время некие "они". И сегодня будет то же самое; кто читал предыдущие статьи "цикла", уже может догадаться, обо что пойдёт речь. Начнём сразу с примеров определений:
Википедия: Образова́ние - система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.
Академик: Образова́ние - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Федеральный закон об образовании: образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Как видно из определений, образование являются частью воспитания; у меня эти понятия также часто идут в связке. В
статье о воспитании писал, что этот процесс связан во-первых, с Личностью, а во-вторых, с Обществом. А в
статье о Личности указывал, что личность - сугубо социальное понятие, и не следует его путать с индивидуальностью или вовсе с термином "индивид", что сводится чуть ли не к биологии. И образование уже исходя из этого также является общественным процессом. На этом мои полномочия всё, расходимся.
В нашей же с вами объективной реальности все эти термины употребляются в сугубо обывательском смысле, и это ЖЖЖ неспроста; бытие определяет сознание. Функции воспитания сведены чуть ли не к биологии - только родители воспитывают граждан, хотя это - общественный процесс; и с образованием похожая ситуация, только перекос уже в сторону соответствующих учреждений.
Процесс образования сведён в современном обществе к услуге и товару - заплати больше, и лично ты получишь больше. Как и во всей остальной "экономике", общественно полезная функция сведена к заработку денег. Я в каждой статье упоминаю
о либерал-монетаризме - в любых процессах в "обществе" и "экономике" всё начинается и заканчивается деньгами, обо что бы мы не говорили и что бы мы не делали. Обыватель, запаренный пропагандой, послушно кивает - да, только так и можно. Даже уже сейчас, когда мир без объявления войны уже стоит на грани ёдреного хохлокоста, мы продолжаем думать, что по-другому нельзя...
Как только мы переходим к товарно-денежным отношениям, общественная польза заменяется личной выгодой; как обычно говорю, у современников
Выгода подменила собой Добро и Зло. Если нет Добра и Зла, то нельзя говорить и о пользе; в чём она измеряется? Только в баксах, либо в какой-то иной личной выгоде. И в таком случае образовательный процесс неизбежно сводится к личному приобретению навыков, полезных и выгодных лично тебе. Это и есть обывательское понимание образования, которое правильнее назвать тренировкой или даже дрессировкой.
Сейчас скажу некоторые вещи, которым многим не понравятся; из контекста не дёргать. Дело в том, что система образования у нас во многом наследует советской системе образования, которая была призвана в том числе
воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. С воспитанием мы уже вроде разобрались, что эту функцию мы давно делегировали родителям. Но и общество сильно поменялось; и, что крайне важно, сильно изменилась экономика. Из
автаркической экономики мы преобразовались в ресурсный придаток "цивилизованных" стран (в последнее время - и Китая тоже); так что такое количество высокообразованных граждан экономике уже не нужно. А, тем не менее, система продолжает их штамповать. Зачем?
Писал на эту тему 8 лет назад; как обычно, в этом плане всё стало только хуже.
Не только лишь все понимают уровень расходов на образование - например, у нас в Нске (3-й город страны по населению) образование отжирает...
50% городского бюджета. На дороги и транспорт (то же метро) - втрое меньше; а культура с экологией и вовсе где-то на уровне погрешности. И чем же у нас занимается образование?.. Да всё теми же тренировками и дрессировками киндеров для получения ими личных навыков к их личной Выгоде. Не жЫрноват ли будет такой праздник жизни? Об это было в прошлый раз, а воз и ныне там.
Зачем нам всё это нужно, написано в определениях - для формирования личности и бла-бла-бла. Но ведь я весь цикл статей говорю за одно и то же - зачем всё время врать и подменять понятия? Если мы говорим за образование (с воспитанием), то почему наши киндеры занимаются каким-то ЕГЭ?.. Это что, мощно продвинет их личностный рост? А если мы занимаемся тренировкой личных навыков, то почему за общественный счёт, а не за счёт родителей? Это я не к тому, что надо позакрывать школы и университеты, а к тому, что постоянная деградация под личиной "оптимизации" системы образования - совершенно логичный ответ на эти вопросы.
С одной стороны, образованное население - это хорошо; обычно это связано с повышением культурного уровня (см. определения); и многие проблемы в обществе снимаются сами собой (см.
Закон и Культура). Но с другой стороны, экономике такой уровень образования не нужен; в связи с де-индустриализацией у нас просто нет рабочих мест под выпускников ВУЗов и даже обычных школ; для работы в такси или в "Пятёрочке" физика с химией особо не нужна. /Может, и хотелось бы пойти на завод, но где они?.. Не нужны ни инженеры, ни заводские рабочие; а также не нужны и учёные; денег на науку нет.
Высокий уровень образования повышает конкуренцию за рабочие места и буквально выталкивает наиболее "успешных" в этой конкуренции... за границу, ведь там платят больше. Вспоминаем графу "расходы" - мы тут учим киндеров всякому за общественный счёт, а они потом валят куда-то к нашим вероятным партнёрам; толково придумано. Но даже и без этого очевидного просчёта наша система образования по сути не занимается образованием в широком смысле этого слова; во всяком случае, выпускники у нас считают, что "я выучился", "я всего добился сам"; это при вышеприведённых-то расходах общества на их образование.
Но не стоит валить всё на киндеров; ведь и система образования ведёт себя соответствующим образом. Вместо собственно образования в буквальном смысле (см. определения) она занимается... угадайте чем? Правильно, заработком денег. Детские садики, школы и ВУЗы конкурируют между собой за учеников, потому что учащиеся == деньги. И дабы конкретно их выпускники были более успешными, они пихают в них массу ненужной никому информации (см. двумя абзацами выше); экономике это не нужно, а киндеры страдают от переизбытка "знаний". Никакого личностного роста, сплошная зубрёжка, тренировки, дрессировка. Да, такие выпускники будут более "успешны" при поступлении в ВУЗ или при устройстве на работу, только зачем всё это?.. Лично им, возможно, будет лучше, а вот обществу - всё равно; ибо от результатов работы отечественной "экономики" всё равно ничего не зависит, мы сидим на всё импортном - от трусов до самолётов.
Образование - минимум наполовину общественный процесс; а этой функции у нас сейчас по сути нет
за отсутствием "общества" как такового. Всё атомизировано на личные, частные интересы; общей Идеи нет, общей цели тоже нет. Бюджеты только есть общие; с тенденцией на социализацию расходов и приватизацию доходов от них вскорости ничего не останется.
Проблема, разумеется, не локальна, а глобальна; общество отсутствует и там и тут; даже в "коммунистическом" Китае процессы атомизации общества по сути
разрушили демографию похлеще отечественной. И отношение к образованию и его функции также везде одинаковы; Pax Americana, как царь Мидас наоборот, всё превращает в какахи. В связи с
его кончиной у нас есть возможность повернуть на какое-нибудь более вменяемое направление развитие, но что-то
терзают меня смутные сомнения.
В своё время смеялись над попытками построить коммунизм в одной отдельно взятой стране; точно так же нельзя наладить работу системы образования в условиях отсутствия общества как такового. Как говорится, не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет. Без запроса на Личность со стороны Общества образование автоматически сводится к тренировкам и дрессировкам, что выводит его из общественно полезных механизмов в обычную сферу услуг. И, как и
в случае с "культурой", его нужно брать в кавычки.
Нет Личности, интересов общества и государства, нет и образовательной функции. Да, как обычно,
простых решений у меня для вас нет. Но мир рехнулся уже настолько, что сам факт осознания этого - уже имхо необходимое (но не достаточное) условие для его, мира, выздоровления. Пока все делают вид, что "всё нормально", мы всё глубже заныриваем в пучину взаимного вранья и
игнорирования объективной реальности.