Часть 12. Агинское.
Проспавши до 9 часов (нечасто в поездке можно позволить себе такой сон) я отправился разыскивать маршрутку до Аги. Автовокзала в Чите, как известно, нет. Весь автотранспорт по области отправляется с площади у вокзала. Там я и обнаружил коммерческий микроавтобусик. Проезд стоит 200 рублей.
Пока ходил и узнавал пришлось понаблюдать за погрузкой в вагон заключенных из целых четырех машин-«воронков». Автоматчики, собаки, руки за голову... Иностранцам это надо за деньги показывать, очень гнетущяя процедура.
Ровно в 11 часов хмурого и дождливого дня мы тронулись в сторону Агинского. Проехав того знаменитого оленя, что убрали со смотровой площадки, мы начали петлять по холмам в пригородах - Антипихе, Песчанке и Атамановке.
Информация специально для
alex_brab. В Чите, между городом и поселком Песчанка тоже есть пост ВАИ! Как и в Петропавловск-Камчатском, судя по твоим рассказам и фото.
Дорога исключительно красива, настоящие горные серпантины в пламенеющих желтой и красной листвой сопках.
Не доезжаю Дарасуна мы пробили колесо:
На снимке можно наблюдать наш микроавтобус, пассажиров вокруг, железнодорожный состав и сопки. Водитель бурятской национальности меняет колесо. Вообще, связь между Агой и Читой заслуживает больших похвал - быстро, удобно и вполне надежно. Даже в случае неудач на дороге, как в нашем случае.
Хотя отсутствие ДПС по всей трассе накладывает отпечаток - без проблем и терзаний пересекается двойная сплошная, из-за лучшего дорожного покрытия машина вполне может идти по встречной полосе километрами и т. д. Посты ДПС есть только на въезде в Читу или в Агу.
За Дарасуном, спустя примерно 15-20 минут, леса кончились и начались бескрайние горные степи.
Въездной знак в поселок городского типа Агинское, бывший центр Агинского Бурятского автономного округа, отдельного субъекта федерации. Ныне в составе Забайкальского Края.
История:
Эти земли были колыбелью самой грозной в мире державы XII-XV веков - монгольской империи Чингизидов. Даже сам «потрясатель вселенной» Темучин из рода Борджигинов, принявший впоследствии имя Чингиз-Хан с немалой вероятностью родился именно на берегах реки Онон в пределах Забайкальского Края. Историки даже указывают это место - урочище Делюн-Болдох (в 8 км. от современной монгольской границы).
Эти земли были приграничьем с так называемыми «черными татарами», лесным народом, предком современных эвенков(?). Вообще, этносы в те времена еще не сложились и народ «хори» (хоринские буряты) выделился из общемонголов только в XV-XVI веке. Существует легенда о прородителе (Барга-Баатаре - брате тибетского хана) и пошедшим от него одиннадцати родах агинских бурят. Со временем родов осталось только восемь. До сих пор этнические буряты знают кто они - например мой собеседник у памятника павшим в ВОВ был из рода «бодонгудов».
Период с XIII по XVI век (до того, как тут появлись русские) является смутным, малоизученным периодом. Фактом является то, что в 1648 г. буряты согласились принять подданство русского царя. Не знаю уж как их уговаривали (говорят их родовой вождь запросил помощи для защиты от монголов) но факт есть факт: «Мы, хоридаевцы, добровольно приняли подданство Белого царя в 1648 г. при царе Алексее Михайловиче, вместе агинцы и хоринцы».
В 1655 образовано Нерчинское воеводство, которое стало административным центром этих мест. Вскоре южнее пролегла русско-китайская граница (охраняемая казачьими разъездами).
При Петре I местными жителями была подана челобитная на самоуправство и центральная власть решила - «свесть служилых и сяких чинов людей по другую сторону Селенги... чтоб им иноземцам от их налог и обид вконец не разоритца».
По сути современная нация агинских бурят твердо сложилась в момент четкого разграничения сухопутной границы с Китаем (1728 г.). Это русские буряты по земле и по происхождению, бывшие одним из источников пополнения Забайкальского казачьего войска (как коренные жители фронтира).
Долгое время у них, как и у других кочевников, не было нужды в городах. Сушествовали стойбища из юрт, административную власть представляла т.н. Агинская (выделившаяся из Хоринской) степная дума. Из родовых старейшин в результате голосования (!) выбирался тайша (по-русски «князь») и его помощник - второй тайша. В аппарат еще входили писцы. А русская администрация контактировали уже с ними.
Тайши степных дум: Селенгинской - Вандан Жамбалтаров, Баргузинской - Ринчин Сотиев, Хоринской - Цыден Аюшеев, Агинской - Жан Бодийн. 1903 г. НАРБ. Фотофонд. Оп. 30. № 10602
В 1903 г. был издан указ о волостном и сельском правлении, что вызвало большое волнение среди кочевников. Писались жалобы во все возможные инстанции, но везде был получен отказ. Тысячелетние традиции отменялись сверху. Какого накала достигало противостояние видно из документов. Вот обращение военного губернатора Забайкальской области Надарова И.П.:
24 января 1904 г.
г. Чита
К вам, буряты Забайкальской области, обращаюсь я со словом вразумления; обращаюсь не лично от себя, а как ставленник государя императора, как око и ухо великого белого русского царя.
Вы, называвшие себя до сих пор верноподданными великого русского царя, допустили, что некоторые из вас стали противиться введению среди вас, по повелению великого нашего государя русского белого царя, реформы общественного управления и суда, а некоторые из вас стали даже оказывать неповиновение поставленным над вами властям.
Опомнитесь, говорю вам! Опомнитесь, еще не поздно! Горе сопротивляющимся и неповинующимся царским повелениям. Разве своим сопротивлением и неповиновением вы можете добыть себе какие-либо выгоды! Велик и могуч царь Русской земли, кто ему может сопротивляться! Горе сопротивляющимся!
Сначала надо покорно и беспрекословно принять дарованную вам великим нашим государем реформу, беспрекословно повиноваться вашим начальникам, поставленным от царя, и уже после того просить себе милостей и просить не так, как вы теперь делаете, посылая своих доверенных в Петербург, которые дорого вам стоят, а дела все равно не сделают, а просить о милостях надо в законном порядке, через меня, как губернатора. Горе тем, кто не повинуется! Великие беды ожидают их!
Я убедился, что вас смущают ваши богатые родовичи. Не верьте им! Не верьте тому, что они говорят вам, будто реформу отменят. <...>
Военный губернатор Забайкальской области
генерал-лейтенант Надаров
НАРБ. Ф. 129. Оп. 1. Д. 3366. Л. 35. Копия. Машинопись.
Вот так! Особенно мне понравился оборот «око и ухо великого белого русского царя».
Революция и Гражанская война безусловно затронула Агу, но не более чем другие регионы. Зато 26 сентября 1937 года Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республике была дана автономия в составе Читинской области. А уже в недавние постсоветские времена (в 1992 году) регион стал даже отдельным субъектом федерации под номером 80. Но с 1 сентября 2008 г. Читинская область и АБАО слились в единый Забайкальский Край.
Итак, мы подъезжаем:
Если кто не понял - то это река. Река Цаган-Челутай. Вода в ней бывает, но только весной и осенью. А сейчас - нет! Хотя по поселку протекает настоящая река Ага с водой. А это ее неудачливый приток.
Комплекс на въезде. За стауей, аркой и фонтаном новый, с иголочки, турцентр. Правда я не знаю что там внутри, в него не заходил. В музее говорят он работает на прием больших делегаций.
Свято-Никольский храм на центральной площади, второй по счету на этом месте. Первая деревянная церковь построена в 1859 году и простояла недолго. С 1896 года был объявлен сбор средств на новую, каменную миссионерскую церковь. Основным лоббистом в столице был близкий к царской семье врач Петр Бадмаев. С государя было получено благословение и 10.000 рублей, с членов царской семьи (императрицы и дочерей) средства а покупку утвари. Храм заложен в 1897 году и сдан в 1903. После революции снесли колокольню и купол, но само здание устояло (в виде клуба и кинотеатра).
Вид на другую сторону площади. Различные магазинчики.
В этом здании сидит администрация.
Три флага - Забайкальского Края, России и пос. Агинский (или Агинского Бурятского автономного округа хотя его уже и не существует).
В этом здании находится почтамт и интернет. Забавная башенка.
Стелла в честь основания поселения. Как легко увидеть первые упоминания об Агинском датируются 1781 годом. Для Забайкалья возраст очень почтенный.
Есть даже свой танк (в честь сбора средств на колонну «Агинский колхозник»). Вообще-то есть еще большой монумент на горе, посвященный 60-летию победы. Агинские буряты гордятся двумя героями Советского Союза и двумя героем России.
Это Базар Ринчино, школьный учитель, ставший героем за форсирование Днепра и погибший в Житомирской области в 1943 г., и Александр Парадович, доживший до 1996 г.
Уже в недавнее время звание героя России было присвоено легендарному командиру брянского партизанского отряда Бадме Жабону (с абсолютно предсказуемым прозвищем «Монгол»). И еще один молодой человек (не запомнил его имени и фамилии) получил героя России за Чечню, где погиб в 1995 г.
Одно из относительно старых зданий поселка - каланча. Бросается в глаза отсутствие деревьев, но там степь и их почти нигде нет. С трудом веришь, что в получасе езды начинаются непроходимые Читинские леса.
Вот так примерно выглядит обыкновенная улица в центре. Центр там крошечный и состоит из пяти подобных. Можно, например, легко встретить гуляющих коров. Как сказал местный собеседник - «Это еще их сейчас отгонять стали, чтоб цветы на клумбах не ели».
На центральной же площади и краеведческий музей. Такое вот милое монголоподобное здание.
Экспонат во дворе. Классический «гэр» т.е. юрта кочевников. Очень в тамошних условиях удобное место для жизни, выдержавшее испытание временем.
Еще во дворе находиться большое количество межевых камней.
Чучело соболя в музее. Как живой.
А вот сурок, или как тут называют «тарбаган», не удался. Выражение лица странное :)!
Фигуры в национальной одежде с церемониальной перевязью «Хадаг». Подношение хадага - символ уважения, традиционная церемония встречи.
Фигура женщины, изготовительницы кумыса. Кумыс у монголов и бурятов традиционный спиртной напиток поэтому существует древняя культура его изготовления и потребления. И проблемам алкоголизма у монголоидов тоже сотни лет - в «Ясе» Чингисхана (законодательный документ и литературный памятник) злоупотреблению алкоголем отводится большое место:
«Если нет уж средств от питья, то должно в месяц напиваться три раза, если перейдет за три раза - виноват; если в месяц напиваться два раза - это лучше; если один раз - еще похвальнее; а если совсем не пьет, что может быть лучше этого? Но где же найти такое средство, а если найдут, то оно достойно всякого почтения».
Вот так. Такие знакомые проблемы а ведь восемьсот лет прошло!
В музее юрта вообще представлена в разрезе со всем полагающимся имуществом. Как и в русской избе каждому предмету там предназначено свое место и если читатели захотят, я могу сделать отдельную подборку фотографий с пояснениями.
А пока приложу только одну из них.
Слева хозяйственный сервант, справа молельный столик, вариант «красного угла». С музеем закончим (хотя там есть много интересного!) и насладимся видами с мемориала 60-летия победы в ВОВ.
Общий вид окраин поселка.
А вот вид на центр. Заметно, что он совсем не велик. Заметны купола Свято-Никольского храма.
Мост через реку Ага. Пешеходный.
Надпись, выложенная из камней на склоне горы. 70 лет какому-то событию?
Спустимся обратно в поселок.
Обыкновенная машина из необыкновенного места. Монгольские номера.
Памятник у развлекательного центра - мальчик на козле.
А следующий пост будет про Агинский дацан (один из двух в стране, которые работали и при советской власти). Это, в общем-то, и была главная цель посещения Аги.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть I. Перелет Москва - Благовещенск. Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть II. Благовещенск. История. Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть III. Благовещенск. Граница. Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть IV. Благовещенск. Прочее. Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть V. Биробиджан. Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть VI. Хабаровск. Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть VII. Дорога Хабаровск-Чита. Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть VIII. Чита. Смотровые площадки. Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть IX. Чита. Архитектура. Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть X. Чита. Дацан. Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть XI. Чита. Церковь Декабристов.