24 июня 2011
Утром, когда я проснулся, поезд шёл по бесконечной равнине без
видимых признаков цивилизации, посреди которой в бесконечном же
количестве росли берёзовые рощицы - колки. Этот хорошо
мне знакомый пейзаж последний раз перед этим я имел
удовольствие наблюдать в 1992 году. Тоже из окна поезда и тоже
примерно в этих же местах. Только тогда мне надо было в Тюмень
и Тобольск. А в этот раз я в половину девятого утра вышел в
Омске.
Здание страхового общества Саламандра (1913-1914).
Улица Карла Либкнехта, 3. Архитектор Верёвкин.
Прежде всего мне надо было купить билет на автобус на следующее
утро, и я решил дойти до автовокзала пешком. Идея оказалась не
совсем удачной, так как автовокзал без всяких преувеличений
находится на краю города, а кратчайшая дорога к нему в старые
районы практически не заходит. По довольно сильной жаре я шёл
два часа. Самое интересное, что я при этом увидел -
здание управления Омской железной дороги, Иртыш и природный
парк на левом берегу. Здание управления Омской железной дороги
1916 года - огромное, занимает целый квартал, сейчас в
нём находится университет путей сообщения.
Здание управления Омской железной дороги. Проспект Карла
Маркса, 35
Проспект Марска дальше идёт в центр города, а я вместо этого
свернул на улицу Масленникова и вышел по неё на Ленинградский
мост. Иртыш я как-то видел в Тобольске издалека, а тут первый
раз подошёл к нему вблизи. Огромная серая сибирская река. Часть
четвёртого по длине водотока Евразии.
Иртыш
На левом берегу сразу за мостом - природный парк Птичья
Гавань. Это огромная территория с прудами, на которых,
наверное, осенью и весной должно собираться много птиц. Летом
мне не показалось, что их там много, хотя даже на фотографию
некоторое количество попало, но в любом случае такое огромное
зелёное пространство прямо около центра миллионного города явно
идёт ему в плюс. Никаких следов застройки я там не видел,
видимо, охранный режим реально соблюдается.
Птичья Гавань
Дальше я шёл по каким-то совсем новым и не особенно интересным
районам. Прямо перед автовокзалом обнаружился новодельный
Христорождественский собор (улица Степанца, 5), довольно
неплохой, тем более для окраины города.
Христорождественский собор
После этого я зашёл в автовокзал и примерно через час вышел из
него с билетом до Тары на семь часов следующего утра. Дальше
надо было вернуться в центр города. Я надеялся, что удастся это
сделать при помощи стандартного общественного транспорта
- автобуса или троллейбуса, но, прождав около получаса, я
плюнул и сел в газель, которая высадила меня в пешеходной
доступности от моей гостиницы - Отель Ника, Лермонтова,
62. После того, как я всё утро ходил по жаре, я был больше
всего похож, вероятно, на бомжа, и девушка на ресепшн несколько
удивилась моему появлению. Следует ей отдать должное, она
проявила хорошую обучаемость, и после того, как я сначала
предъявил распечатку брони, затем кредитную карту голландского
банка, а потом выяснил о режиме работы ресторана при гостинице,
девушка уже не удивилась просьбе заказать на шесть утра такси
на автовокзал (даже при том, что гостиница у меня была
забронирована на две ночи). Через некоторое время, приведя себя
в порядок, я отправился в город.
Времени у меня было не так много, с учётом того, что я
собирался посмотреть музей изобразительных искусств, и я решил
не пытаться осмотреть всё подряд, а наметить маршрут по точкам,
которые казались наиболее интересными, и посмотреть всё вдоль
этого маршрута.
Я уже писал, что Омск собственными силами и уже в наше время
полностью уничтожил свои ансамбли исторической застройки. На
многих моих фотографиях в кадр будут попадать уродливые
позднесоветсвие или постсоветские здания, а когда не будут, то
в большинстве случаев из-за того, что я старался выбрать точку
съёмки получше. В центре есть целые улицы домов, ещё занесённых
в реестр памятников культуры, но в реальности уже не
существующих - на их месте стоят кирпичные или бетонные
новоделы. Такова, например, почти вся улица Маршала Жукова.
Хотя Омск основан позже многих сибирских городов - и
Тобольска, и Томска, и Иркутска - в 1716 году, он всё же
имеет довольно почтенный возраст, и в нём могли бы сохраниться
первоклассные памятники, как в вышеперечисленных городах.
Несколько таких я видел, и в своё время мы их посмотрим, но
всё-таки их гораздо меньше, чем у соседей. Большая часть того,
что сохранилось - добротная застройка начала 20 века,
которая очень была бы к месту в любом уездном городе, но от
губернского города с трёхсотлетней историей, в котором никогда
не велись боевые действия, всё-таки обычно ожидаешь немного
большего. Это с одной стороны. С другой - всё-таки в
Омске сохранилось реально много. Да, ансамбли по большей части
разрушены. Да, многое снесено. Да, тут не нашлось Казанского
собора или здания Центросоюза. Но и без них в Омске есть, на
что посмотреть. Только надо готовиться заранее и знать, что
само это что не найдётся. Надо его специально искать.
Первым нашлось здание табачной фабрики Серебрякова - в
квартале от гостиницы, на углу Лермонтова и Декабристов. Всё
как положено, 1901 год, красный кирпич. Внутри сейчас
типография.
Здание табачной фабрики Г. Я. Серебрякова (улица
Декабристов, 37, она же улица Лермонтова, 59).
Рядом по Декабристов - здание управления контроля Омской
железной дороги (1916). Как видно, модерн начала века. Этот
стиль нам попадётся ещё не один раз.
Здание управления контроля Омской железной дороги (улица
Декабристов, 35).
С Декабристов я свернул на Думскую улицу, на которой стоит
хороший пример того, какие дикие представления были (и, по всей
видимости, остаются) у современных омских градоначальников о
том, как должен выглядеть город.
Доходный дом Кадыша (1902, Думская улица, 5; до
переименования улица Десятилетия Октября, 11).
Чуть подальше (ближе к центру) - здание Омской городской
думы (1898), по которому и названа улица, на этот раз в
натуральном сеттинге.
Здание Омской городской думы (Думская улица, 1).
Дума стоит прямо на берегу Оми, и от неё ведёт мост
непосредственно в центр. Но сначала я отправился не туда, а в
другую сторону, в музей изобразительных искусств. У него два
здания, и одно из них - бывший Генерал-губернаторский
дворец по улице Ленина, 23 - находится на левом берегу
Оми, в пяти минутах ходьбы от здания думы (другой - на
правом берегу, и тоже в пяти минутах ходьбы). Это здание
используется для выставок, и я оказался последним посетителем
выставки советского искусства, оказавшейся неожиданно
высококачественной. Устроители выставки даже не пытались
представить жанр как агитационный, а просто выбрали из собрания
музея несколько залов картин советского периода - от
Лентулова и Кончаловского до, кажется, Мавриной. Выставка
продержалась месяц, после чего в музей позвонил кто-то из
вышестоящего начальства и предписал её закрыть. За мной заперли
двери всех залов и разрешили по тому же билету сходить на
открытие следующей выставки - ретроспективы омского
художника Тимофея Козлова (к столетию со дня рождения), которая
на меня большого впечатления не произвела, и я, выпив кофе в
Berlin Kaffee (улица Ленина, 20), минут через двадцать был уже
на Юбилейном мосту через Омь (мост, через который проходит
улица Ленина).
Омь с Юбилейного моста. Нижний снимок в сторону Иртыша,
верхний - в противоположную. Это самый центр
города.
Улица Ленина в конце концов привела меня к основному зданию
художественного музея (Врубелевский корпус, дом 3), но между
мостом и Врубелевским корпусом сохранился довольно большой
фрагмент дореволюционной застройки.
Магазин (1870-е годы), улица Ленина, 19.
Торговый дом Кузьмина (1877-1878), улица Ленина,
9.
Торговый дом Чириковой (1870-е годы), улица Ленина,
11.
Жилой дом Шаниной (1900-е годы), улица Дзержинского,
1а.
Здание драматического театра (1901-1904), улица
Ленина, 8а.
Дальше я пошёл во Врубелевский корпус. Омский музей
изобразительных искусств по собранию русской живописи -
номер один за Уралом. Здание довольно большое, но даже в нём
удаётся показать только малую часть коллекции. Смотрительницы
жаловались на нехватку места (видели бы они Барнаул, где музею
выделены две комнаты на первом этаже хрущёвской пятиэтажки).
Часть залов к тому же была занята выставкой пейзажей
Шилова-младшего, которые, вероятно, были бы существенным шагом
вперёд лет двести назад, а сейчас мало отличаются от продукции
художников парка Измайлово. Основное же собрание, как я и
предполагал, замечательное, и где-то часа полтора я в музее
провёл, выйдя около закрытия.
Дальше мне оставалось только прогуляться по центру Омска. Начал
я с того, что пересёк сквер, в котором стоит музей, и вышел на
улицу Гагарина. Она является продолжением того самого моста,
который начинается от здания Омской думы. Прямо напротив сквера
стоит роскошное здание отделения Русско-Азиатского банка
(1915-1917) с мавританскими колоннами и прочими
аксессуарами.
Отделение Русско-Азиатского банка. Улица Гагарина,
34.
Чуть дальше, уже на Интернациональной улице, в которую улица
Гагарина превращается левым поворотом - омская пожарная
каланча, на которую я потратил минут двадцать, выбирая моменты,
чтобы в кадре не оказалось хотя бы движущихся машин. Убрать
провода сверху и удалить уродливое бетонное здание на заднем
плане было не в моих силах. Возьмите меня в этих хоромах, да
и с мостом, и поставьте среди городу Парижу...
Пожарная каланча (1914), Интернациональная улица,
1.
Интернациональная улица выходит на Соборную площадь, где стоит
снесённое в 1935 году и восстановленное несколько лет назад по
чертежам здание Успенского собора (изначально 1891-1898).
Снять нормально у меня не получилось, но представление,
надеюсь, фотография даёт.
Успенский собор
Около собора - не менее новодельное, но довольно
симпатичное здание музея православия, построенное как
часовня.
Музей православия
На той же площади, но на другой её стороне, на Тарской улице
- уже совершенно настоящее, а не новодельное, здание
фирмы Эльворти (1911-1912). Снова модерн.
Здание фирмы Эльворти, Тарская улица, 8
Тарская улица - это, по сути, внутриквартальный проезд.
Тем не менее она пересекает улицу Ленина (пересекает -
слишком громкое слово, просто внутриквартальные проезд
существует на обеих сторонах улицы Ленина и имеет одно и то же
название) и уходит в сторону Иртыша, к Тарским воротам Омской
крепости. В отличие от реальных Тобольских (которые мы увидим в
следующей серии), Тарские, построенные в конце 18 века, были
снесены, и сейчас там стоит новодел. Ничего плохого, впрочем, в
них нет, выглядят как аутентичные.
Тарские ворота Омской крепости.
С западной стороны Тарской улицы - конструктивистское
здание без опознавательных знаков. Уже дома мне удалось понять,
что это здание клуба Динамо (1934, при постройке клуб Динамо
имени Заковского, позже институт физической культуры). Здание
не состоит ни на какой охране и внешне выглядит не особенно
хорошо, так что сколько оно ещё простоит, я не знаю.
Здание клуба Динамо. Тарская улица, 2а. Угол с улицей
Красина.
За Тарскими воротами (то есть, собственно, на территории бывшей
крепости) Тарская улица меняет название на Спартаковскую и
дальним концом упирается в Партизанскую улицу. Вся
Спартаковская улица в этот день (пятница) была заполнена
тройками примерно такого содержания: молодой человек в тёмном
костюме (жара, напоминаю, страшная), девушка в свадебном
платье, и ещё одна девушка с хорошей фототехникой, снимавшая
первых двух в разного рода положениях. Благополучно пройдя все
эти препятствия, я вышел к зданию гауптвахты.
Здание гауптвахты (1781-1782), Партизанская улица, 14.
Чёрный прямоугольник справа от входа сообщает нам, почему и при
каких обстоятельствах в этом здании оказался Фёдор Михайлович
Достоевский. Более того, примерно от этого места и отходит
улица Достоевского, приводящая к тому, что осталось от Омской
крепости, но об этом в следующей серии. В этой же серии мне
осталось сделать один круг по Партизанской, Ленина и Карла
Либкнехта и вернуться к гауптахте.
Справа (с юга) от Партизанской в этом месте ничего интересного
нет, а вот с севера, кварталы между ней и улицей Ленина -
какие-то лабиринты начала 20 века, напоминающие питерские
проходные дворы. Вот неплохой образец.
Проходной двор на Партизанской (вероятно, Партизанская,
4)
На углу Партизанской и Ленина (это одновременно то же место,
где улица Ленина выходит на Юбилейный мост через Омь, метрах в
трёхстах от гауптвахты) стоит здание бывшей гостиницы
Россия.
Гостиница Россия (1905-1907). Улица Ленина, 18, он же
Партизанская улица, 2.
А на нём - вот такая мемориальная доска.
Трудно себе представить двух хуже совместимых писателей. Однако
же - всего триста метров и шестьдесят лет.
Тротуар на улице Ленина, в районе примыкания Карла
Либкнехта.
Пройдя второй раз за день этот участок улицы Ленина, я свернул
на Карла Либкнехта.
Торговый дом Вогау и Co. (1910-1912). Улица Карла
Либкнехта, 5.
Здание страхового общества Саламандра (1913-1914).
Улица Карла Либкнехта, 3.
Сама саламандра, как и положено, сидит на фронтоне здания. Она
хорошо видна на заглавной фотографии поста.
У меня оставалось около двух часов на Омскую крепость и здания
северной и восточной части центра. Об этом в следующей
серии.