И.Маца || «
Литература и искусство» №22, 29 мая 1943 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. О художественном переводе. Н.Анциферов. Город русской славы. И.Груздев. Ленинград. Указ Президиума Верховного Совета СССР. О награждении писательницы Ольги Дмитриевны Форш орденом «Знак Почета». Информация. 2 стр. Драматургия военного времени. На совещании драматургов и деятелей театра. И.Мартынов. Советская камерная музыка. Л.Пасынков. Сказание о герое. С.Марков. Грозная весна (стихи). Информация. 3 стр. Л.Озеров. Второе рождение. М.Слонимский. Ольга Форш. М.Рыльский. Переводы и переводчики. К.Кузнецов. Английский концерт. А.Пришелец. Донник (стихи). Информация. В Союзе советских писателей. 4 стр. А.Шавердян. Оперный театр в Ереване. В.Эрманс. «Солдатская слава». И.Маца. Гитлеровские вандалы. А.Гайдай. Под открытым небом. Новинки литературы. Книга Корнея Чуковского. «Вера в свою звезду». Стихи В.Лютовой. Информация. Искусство в освобожденных районах. Выставка картин фронтовиков.
# Все статьи за
29 мая 1943 года.
За два года до разбойничьего нападения фашистских агрессоров на Европу в полуофициозном архитектурном журнале гитлеровцев («Баувельт», 1937, №17, стр. 393) появилась статейка о судьбах архитектурных памятников в будущей войне. Автор статьи цинично «предсказал» всё, что совершилось два года спустя, - варварское разрушение городов и архитектурных памятников Западной Европы.
Вот краткое содержание этой статейки, о которой ещё придётся вспомнить, когда вандалы предстанут перед международным трибуналом. Гаагская конференция 1907 г., - писал фашистский журнал, - обязала воюющие стороны щадить памятники культуры, в том числе и архитектуры. Однако гаагская конференция не знала средств нападения с воздуха. Ее постановления устарели. Гитлеровский борзописец пытается «теоретически» оправдать разрушение культурных ценностей: «Музеи обычно расположены в центре города и поблизости к важным об’ектам. Их невредимость гарантировать нельзя… Французы имеют дурную привычку использовать свои готические соборы в целях обороны. Поэтому готические соборы должны приравняться к военным об’ектам»… Автор статьи «предвидел» возможное повреждение даже афинского Акрополя с его классическими памятниками. Правда, он проявил склонность пощадить эти памятники, но не потому, что они - сокровища всемирного архитектурного гения, а лишь потому, что «разрушение классических храмов Акрополя вызвало бы слишком большой шум в мировой прессе и дало бы
нежелательный политический резонанс».
Два года спустя, весной 1940 года, на Западе началось систематическое, преднамеренное, садическое уничтожение лучших памятников зодчества. Сколько этих разгромленных памятников, пока никто ещё не может сказать точно. Директор департамента исторических памятников при «правительстве» Виши, некий г. Шабо, в 1941 г. заявил, что в одной лишь Северной Франции «разрушено более 400 исторических и художественных памятников архитектуры». Это заявление лавалевского прихлебателя, конечно, преуменьшает настоящую цифру. Но дело и не в цифрах. Немцы за несколько месяцев 1940 года уничтожили памятники целой эпохи, представлявшей блестящую страницу не только в истории Франции, но и вообще в истории человеческой культуры. И уничтожили они их отнюдь не потому, что французы якобы «имеют плохую привычку» использовать свои готические соборы в целях обороны: Франция, как известно, была предана и капитулировала,
не оказав немцам сопротивления.
Классический период французской готики (XIII век) все свои изумительные памятники сосредоточил как раз в Северной Франции и на юге Фландрии. Готические соборы Реймса, Амьена, Бове, Руана, Дворец правосудия в Руане, ратуша в Аррасе, ратуши и торговые палаты во Фландрии - это сгусток готики, её лучшие достижения. Это были памятники свободных и борющихся за свободу городов, созданные руками замечательных художников-ремесленников, сумевших превратить мрачные церкви средневековья в легкие, пространные, лиричные сооружения, переплёты их огромных окон - в каменные кружева, их высокие каменные своды - в воздушные сени, как бы сплетённые из живых растений. Эти соборы любовно и вдохновенно создавали такие человечно-простые, свободолюбивые ремесленники, как воспетый Ромэн Ролланом Кола Брюньон из средневекового Кламси. Это они обтёсывали их камни, ваяли бесконечное число их скульптурных фигур, раскрашивали и собирали удивительные цветные витражи их окон.
И всё это погибло, как целостная симфония далёкой эпохи, симфония, застывшая в камне. Остались кусочки, фрагменты, но целого нет, и оно никогда не может быть восстановлено.
Бесцельный и бессмысленный разгром культурных ценностей весной 1940 года на Западе был лишь вступлением к зверствам, которые подготовлялись фашистами по отношению к культуре народов СССР. Это была репетиция, но какая репетиция! Вот, к примеру, небольшой городок Зеландии - Миддельбург, с его аббатством, заложенным в XII веке, с его ратушей XV века, с исключительно богатой коллекцией гобеленов XVI-XVII вв., изображающих эпизоды освободительной войны Нидерландов против испанских завоевателей, с его готическими жилыми домами. В городе, по свидетельству «Манчестер гардиан», немцами разрушено 600 зданий, в том числе и ратуша, и аббатство. Или Роттердам в той же Голландии. Кроме старых памятников,
гитлеровские погромщики полностью стёрли с лица земли три рабочих посёлка, построенных здесь по проектам известного архитектора И.П.Ауда, первого в Европе последователя знаменитого американского зодчего Франка Ллойда Райта.
Бельгийские города Намюр с его древней цитаделью, Ипр, Лувен и другие с их готическими ратушами и палатами суконщиков, пострадавшие в 1915-18 гг., в 1940 г. снова стали «городами-мучениками». Первой же бомбардировкой была разрушена значительная часть Лувена. О разрушениях в городах Северной Франции в первые годы войны поступали лишь отрывочные, случайные сведения. Теперь уже известно, что родина высокого готического искусства превращена в пустыню.
Париж, сдавшись на «милость» людоедам, сохранил большинство своих зданий. Но он потерял всё, что составляло его славную историю. Всё, что поддаётся погрузке, отвезено в Германию; всё, что стоит на месте, испоганено. Драгоценные металлические изделия прикладного искусства, бронзовые скульптурные фигуры превращены в металлический лом. Разрушая памятники русского зодчества, немцы пользовались снарядами, отлитыми из статуй французских мастеров XVII-XVIII вв. В несопротивлявшемся Париже фашисты разрушили церковь Сен-Жермен де Пре XII в., церковь Сен-Жерве, части королевского дворца и другие исторические памятники. В Туре они сожгли 250 тысяч томов ценнейшей библиотеки.
Английская готика - родная сестра французской - в количественном отношении пострадала, может быть, меньше, но и она по существу также разрушена. В Лондоне варварски уничтожен построенный в ХIII веке собор Вестминстерского аббатства и капелла Генриха при нем (нач. XVI в.) со свисающими замками бесподобного веерного свода - чудо архитектурного искусства, с гробницами английских королей, Шекспира, Бен Джонсона, Генделя и других. Разрушена вся восточная часть собора, разрушена капелла, привезенный из Рима в 1268 г. мозаичный пол, скульптура Торриджано, соперника великого Микель-Анджело. До неузнаваемости искалечено Кентерберийское аббатство и его собор, строившийся с конца XII до начала XV века. Разрушен знаменитый Миддль Темпль Холл в Лондоне (XVI в.), в большом зале которого Шекспир со своей труппой играл премьеру «Двенадцатой ночи». В восточную часть великолепного купола собора Павла попала бомба и разрушила большую часть его интерьера. Собор был построен лучшим архитектором Англии Реном, который руководил реконструкцией Лондона после пожара 1666 г. Из церквей, построенных Реном в Лондоне в конце XVII и в начале XVIII в., пострадало от фашистских бомб одиннадцать.
Мы мало пока знаем о злодеяниях гитлеровцев в отношении архитектурных памятников Балкан, где фашисты свирепствуют с особым остервенением, но известно, что об’явленный открытым городом Белград немцы в апреле 1941 г. беспрерывно бомбили два дня подряд и превратили его в кучу руин. Известно, что разгромлен и старейший памятник византийской архитектуры - собор Софии в Салониках, построенный несколько раньше, чем знаменитый собор Софии в Константинополе, т.е. до 532 года.
Самый суровый приговор организаторам и исполнителям этого разбоя не в силах оплатить счет, который культурное человечество пред’явит вандалам XX века за их варварское, преднамеренное, хладнокровное уничтожение великих памятников человеческого труда и творчества, памятников мировой культуры. // И.Маца.
************************************************************************************************************************
Грозная весна
Когда последний вздох зари
Растает в сумеречном мире,
Огромные нетопыри
В бессонном кружатся эфире.
Когда и Мюнхен и Берлин
Смыкают виевы ресницы,
Плывут над серебром долин
Неясных теней вереницы.
Внизу - Европа, что пустырь,
Столиц разрушенные соты...
- «Я - «Черный Крест»… Я - «Нетопырь»!» -
Кричат по радио пилоты.
Берлин сквозь сон хрипит: «Скорей
Старайтесь возвратиться в норы».
Огнём зенитных батарей
Пылают русские просторы!»
Восток по небу расстелил
Багровый, раскаленный полог...
И не сочтёт стальных светил -
Комет возмездия - астролог.
И вновь спокойна высота,
А враг лежит в сырой низине,
И знаки Черного Креста
Трепещут в бешеном бензине.
Светла весенняя заря,
И сердце радует примета:
Последний стон нетопыря
И песня русского рассвета!
Сергей Марков.
________________________________________________
Г.Рыклин:
Гитлеровский выкормыш* ("Правда", СССР)
Б.Полевой:
Свиньи в аудиториях* ("Правда", СССР)*
Л.Славин:
Разговор с немцами о Викторе Гюго* ("Известия", СССР)**
И.Эренбург:
Строптивая Европа || «Правда» №123, 14 мая 1943 года
«Литература и искусство» №22 (74), 29 мая 1943 года