Великаны в метаистории и истории. Глава 5. Земля полян, земля Полюса

Jun 11, 2024 13:42

Часть I - https://a-eliseev.livejournal.com/2237599.html
Глава 1. До вод Потопа
Глава 2. Два великанских «класса»
Часть II - https://a-eliseev.livejournal.com/2237775.html
Глава 3. Сын великанского народа и смирение Силы
Глава 4. Два прародителя славенороссов

Глава 5. Земля полян, земля Полюса.

«Повесть временных лет» сообщает: «поляне, ноне зовомые русь». Это означает, что некогда, в землю полян, пришли «великанские» русы-росы, принявшие активное участие в создание Державы. Причём, их участие было столь активным, что они дали этой Державе своё имя.
Поэтому, крайне важно рассмотреть здесь исторические реалии жизни полян. В 1 в. до н. э. греческий писатель Диодор Сицилийский сообщал о неких палах, обитавших в Северном Причерноморье. Он же сделал пересказ легенды, повествующей о Пале и Напе, двух сыновьях Скифа, родившегося от соития Геракла и Змеедевы. Скифы разделялись на 1) оседлую, земледельческую; и 2) кочевническую, скотоводческую линию. В связи с этим, можно предположить, что Пал персонифицирует как раз первую линию, тогда как Нап - вторую.
Скифы-земледельцы сами себя именовали с-кол-отами, а их родоначальник - Кол-аксай («Солнце-Царь», так в летописях именуют русского Даждьбога) - был правителем этнополитического образования паралатов. (Именно с-кол-оты были этнополитическим ядром, вокруг которого было создано Скифское царство, см. «Солнечная империя скифо-славян» - https://zavtra.ru/blogs/solnechnaya_imperiya_skifo-slavyan) Поскольку «р» может переходить в «л», то и в паралатах можно увидеть образование с основой «пал»-«пол». И тогда можно говорить уже о древнейших предшественниках днепровских полян - сами сколоты жили именно в Приднепровье. Очевидно, что Славен - это и есть Пал («сколот», «паралат»). И показательно, что Иоакимовская летопись «противопоставляет» Славена - Скифу, живущему в пустыне и занимающемуся скотоводством и грабительством.
Римлянин Плиний Старший (1 в. н. э.) размещал в Северном Причерноморье неких с-пал-еев, в которых надо видеть все тех же палов.
Особенно ценно сообщение готского историка Иордана (6 в. н. э.) о с-пал-ах, населяющих область Ойюм, находящуюся в Скифии - недалеко от Чёрного моря. Исследователи много спорили по поводу того, где же располагалась эта самая область (готское ajoum - «страна, изобилующая водой», «речная область»). Многие исследователи почему-то склонны видеть в ней Пинские болота. Хотя уже само указание на речную область говорит о том, что спалеи жили у некоей великой реки, в стране, «изобилующей водой». И таковой рекой следует считать Днепр. Итак, Иордан уже через тысячу лет после Геродота и четыреста-триста лет после Диодора Сицилийского и Плиния Старшего помещает в Приднепровье народ, чьё имя тождественно имени паралатов. И его данные гораздо ближе, по времени, к «Повести временных лет», рассказывающей о полянах.
Паралаты-палы-спалеи-спалы-поляне этимологически связаны со словом «поле», и это великолепно согласуется с данными Геродота, приписывающего днепровским праславянам-сколотам наличие высокоэффективного земледелия. (Оно подтверждается и данными археологии.). Рассуждая о геродотовых скифах-пахарях (иначе оратаях) Иван Забелин ещё в 19 веке сделал наблюдение: «По точному описанию Геродота жительство этих скифов-оратаев приходится прямо на киевскую область. Как увидим ниже… и по левому берегу Днепра живут также земледельцы на супротив этих оратаев… Западная часть Скифии… была заселена по обеим сторонам Днепра до Киева пахарями-земледельцами, которые по нашей летописи именуются полянами, а поляне в древнем языке обозначают пахарей, ратаев (польский ратай), так что геродотово название оратаев есть как бы перевод имени поля». («История русской жизни с древнейших времён»).
Безусловно, здесь не следует замыкаться на одной только «земледельческой» теме. Точнее сказать, сама эта тема весьма тесно связана с иной тематикой - «нордической», «северно-полярной». Поляне - это скифы-борисфениты, о которых пишет Геродот. Борисфен же был назван по имени ветра Борея. Следовательно, и жители Гипербореи, которую греки считали сакральной северной страной, должны называться бореями. Между прочим, в индоарийской традиции священная земля Норда именуется Варахи (переход «вар» в «бор»), что означает «земля вепря». В связи с этим Рене Генон писал: «Корень вар (var) в имени вепря встречается в форме бор (bor); точный перевод слова варахи, стало быть, борея, и истина заключается в том, что общепринятое имя «Гиперборея» стало употребляться греками лишь тогда, когда они уже утратили смысл этого древнейшего названия; и, следовательно, было бы лучше, вопреки возобладавшему с тех пор словоупотреблению называть изначальную традицию не «гиперборейской», а просто «борейской», тем самым утверждая её безусловную связь с Бореей или «землей вепря». («Символы священной науки» - М., Беловодье, 2002) Тут с классиком традиционализма, невзирая на весь его авторитет, можно и нужно спорить. Эллины, в данном случае, отнюдь не «утратили смысл древнейшего названия». Тот же самый Днепр назывался ими Борисфеном, по имени бога северного ветра. Приставка «гипер» («за») понадобилась для того, чтобы подчеркнуть сакральность Севера. Сами эллины описывают северян как 1) вполне посюсторонний, земной народ; 2) обитателей некоей иной реальности. И греческий автор Пиндар (6-5 вв. до н. э.) подчёркивал: «Ни сушей, ни морем не найдешь ты дорогу в Гиперборею».
Индоевропейцы хранили память об изначальной стране. Греки именовали её Гипербореей, индоарии - Варахой, иранцы - Варой. На некоторых средневековых картах она изображается в качестве округлого материка, разделённого крестообразно - на четыре части. Именно с этой страной и связывали Золотой век, бывший временем изначальной мощи. Располагалась же данная страна на Северном полюсе. Когда Золотой век окончился, Гиперборея исчезла с плана видимой нами (физической) реальности. Символически это выражалось в нашествии льдов, которые ныне сковывают Арктиду. Ледяная толща скрывает некоторое, внутреннее измерение, в котором расположен земной «рай». Греки населяли этот рай гипербореями - людьми Золотого века. Собственно говоря, приставка «гипер» нужна была греками для того, чтобы указать на запредельность некогда утерянной священной страны. «За Бореем» - нужно понимать не только географически, но и символически. Это означает, что гипербореи обитают на Севере, причём именно на внутреннем, сокрытом Севере, который есть полюс духовной мощи. А видимый нами Северный полюс есть его материальный символ. Он символизирует обуздание водной стихии, ведь лёд фиксирует сверхподвижную, ликвидную воду, символизирующую хаос. Примерно также символом изначальных и запредельных гипербореев выступает некий «обычный» народ. (*) Это и есть борисфениты, о которых писал Геродот в 1 тыс. до н. э. И уже в начале нашей эры Страбон помещал в Приднепровье неких борусков. А позднее, в 3 в. н. э., античные авторы («Новая история» Зосимы», «Каноническое послание» Григория Чудотворца) писали о боранах (они же - ворады, ср. «бор», «вор»-«вар», «Варахи»), живущих в Приазовье и Северном Причерноморье. Отмечается также их проживание на Истре (Дунае). Зосима отождествляется боран со скифами. Он рассказывает об их походах на Римскую империю - в коалиции с другими народами (готами, уругундами и карпами) или в одиночку. Самостоятельно бораны взяли Питиунт и Трапезунт (Трабзон).
Необходимо отметить, что основа «бор» чрезвычайно важна для Руси, русских национальных символов и смыслов. «Здесь следует упомянуть, что первыми собственно русскими православными святыми были Борис и Глеб, братья-князья, имя первого из которых… имеет явно аполлонический, гиперборейский характер: Бор, вариант Бореи, - пишет Александр Дугин. - Кроме того, в соответствии с этой «народной», а на самом деле сакрально-лингвистической, этимологией следует рассматривать и русский рождественский ритуал поедания поросёнка, чьё славянское название боров сохранило отчётливое фонетическое родство с именем северной полярной земли в индуизме - Варахи («Земля Кабана»). Эта связь Рождества - Зимнего Солнцеворота с «Бореей» очевидна и в иконописном каноне фигур Бориса и Глеба, которые также имеют явно новогодний характер: Борис всегда изображается старшим, «старым», что подчёркивается наличием бороды (русское слово «борода» имеет тоже «гиперборейское» звучание). (Отсюда русский обычай обязательного ношения бороды, отличающее «солнечное» лицо мужчины от лунного, лишь наполовину «освещённого» лучами-волосами, лица женщины.), а Глеб молодым, младшим, безбородым, то есть оба святых брата суть символы Старого и Нового года, соединённые православным каноном в знак «Зимнего Солнцеворота». («Мистерии Евразии». - М., Арктогея, 1996).
В русской сказочной традиции присутствует Буря-богатырь - коровий сын, чьё имя указывает на основу «бор». Он рождается от коровы, которая съела некую волшебную златокрылую щуку. Поедание данной рыбы также привело - к рождению Ивана-царевича (от царевны) и Ивана девкина сына (от служанки). Символизм Рыбы, вообще, и Щуки, в частности, разобран нами в работе «Метасоциальный аспект Русского эпоса» (Глава 8. «Царь Мира Емеля и священная Щука» - https://a-eliseev.livejournal.com/2221121.html) Вывод сделан следующий: «Что касается священной Рыбы (в нашем случае - Щуки), то здесь налицо некий аспект Царя Мира, который символизирует преображение животного, звериного начала, подчиняющегося бытийному полюсу. Рыба - символ охранения людей от стихий нашего искажённого, падшего мира. Сами эти стихии символически выражают воды первобытного, изначального хаоса. Сдерживая своё животное начало, подчиняя его Царю Мира и райскому Духу, люди находятся внутри спасительной Рыба. Да они и сами являются «рыбками», способными плавать в водах хаоса. Таким образом, Царь Мира Емеля и Щука есть одно целое - вторая есть аспект первого. И в этом она подобна Земле - женской проекции Царя Мира, его Супруги».
(Гипер)Борейский богатырь Буря является центральной фигурой сказки. Он, вместе с двумя другими Иванами, отправляется гулять. Его братья не захотели возвращаться с прогулки, вернулся только один Буря. Царь отправляет его вернуть братьев, которых богатырь находит у Калинова моста. Данный мост, который возведён над рекой Смородиной, символизирует вход в Навь - царство теней, регион Души, отличный от райско-ангелического Духа. («Мир Людей и мир Теней» -https://zavtra.ru/blogs/mir_lyudej_i_mir_tenej_mistika_podzemel_ya_)
Характерно, что через Калинов мост в наш мир приходят демонические чуда-юда. Таким образом, символизм сказки очевиден - братья Бури удаляются от Царского Центра, близкого именно к Духу. И направляются они именно к Нави. Буря - единственный, кто хранит верность принципам Гипер(Бореи). Он возвращает братьев, тем самым восстанавливая нарушенную пол-ярную Пол-ноту.
Сказку о Буре необходимо сопоставить со скандинавским мифом о великане Имире - первосуществе, который был вскормлен молоком именно коровы - Аудумлы. Имира убивают братья Один, Вилли и Ве - внуки бога Бури и дети бога Бора. Два последних имени указывают на Борею, а имя деда богов-убийц так и прямо совпадает с именем рассматриваемого нами сказочного богатыря. И, что весьма показательно, Имир «хорош собою, высок и могуч» - появляется на свет после того, как Аудумла полизала покрытые инеем солёные глыбы. Внуки Бури и сыновья Бора явно изменяют борейским принципам, совершая убийство Первочеловека (первоубийство), которое в скандинавской традиции (как и в индоарийской) отождествляется с творением. Перед нами языческая инверсия изначальной традиции. («Древнее «эллинство»: искажение Традиции» - Глава 1. «Оболганный Кронос и мифология прогрессизма» - https://a-eliseev.livejournal.com/2218619.html; Глава 2. «Зевс: история одной узурпации» - https://a-eliseev.livejournal.com/2218853.html)
К слову, именно оно и привело к образованию рационализма. («Метафизические корни рационализма» - Глава 2. «Изначальное убийство как познание» - https://zavtra.ru/blogs/metafizicheskie_korni_ratcionalizma)
Однако, пора (с учётом сказанного выше) вернуться к этногенетическому рассмотрению. «Б» переходит в «п», а «р» в «л», вот почему в борисфенитах-бореях-борусах-боранах надо видеть паралатов-палов-спалов-спалеев-полян. Поляне же однозначно связываются с Нордом в средневековой «Великопольской хронике» (14 в.). Она сообщает о том, что лехиты стали называться «поляками (Poloni) от названия Северного полюса или иначе полянами (Роlani)». На основании этих данных можно предположить, что днепровские поляне сыграли важную роль в польском этногенезе. Польский историк К. Кротосский даже считал, что поляне (точнее, какая-то их ветвь) некогда завоевали лехитов. Это - тема для очень серьёзного разговора, но сейчас нас больше всего должна интересовать связь пол-ян с Пол-юсом, явно обозначенная в хронике. «Фонетическое» совпадение, с точки зрения Священной науки, не случайно и символично. Слово «полюс» и слово «пол-е», которое лежит в основе этнонима «поляне», выражают одни и те же реалии. Поле, для земледельца, является неким центром сосредоточения всей хозяйственной деятельности, то есть - полюсом. Впрочем, оно является таковым и для воина. Вспомним, что великие битвы прошлого происходили «во широком поле», где сходились рати противников. На полях разворачивались великие сражения - как метаисторические (Идавель-поле, Куру-кшетра), так и собственно исторические (Куликовская битва, Косово поле). Для нас, русских, особенным символизмом обладает Куликово поле. Обращает внимание, что оно находится в Тульской области, ведь Туле - имя священной арийской страны. Таким образом, поле выступало и как центр приложения враждебных друг другу сил, которые сражались за господство. Победитель, овладевший полем, символически становился и обладателем Полюса. И, в высшей степени характерно, что индоарийское слово «кшатрий» («аристократ», «воин», ср. с «кшатра» - «сила», «мощь») этимологически связано с такими словами, как «кшетра» («поле») и «кшатрам» («надел, полученный воином»).
Очень важно ещё и отметить связь слов «поле» и «поляне» со старорусским словом «пол-оник», которое обозначало ис-пол-ина, великана. Так, в древнерусской редакции Хроники Амартола читаем: «бысть некыи гигантии, рекомыи полоник, имя ему Неврод».
Пол-оник, ис-пол-ин - существо, которое символизирует наличие некоей пол-ноты человеческого могущества, дарованной Богом. Великан и становится великим ростом (великаном) потому, что выражает эту полноту. Причём, как уже показывалось выше, он может её и искажать.
Здесь можно и нужно вспомнить про одну древнейшую культуру, которая непосредственно связана с регионом полян: «Люди, занимавшие территории юго-запада и запада России в V-IV тыс. до н. э., отличались удивительной мощью и статью, - сообщает А. Гудзь-Марков. - Никогда и нигде ни раньше, ни позже народы Евразии не обладали столь массивными и длинными конечностями, не были так высокорослы и широколицы (вместе с тем черепа их - долихокранной формы). Необыкновенные гиганты Днепро-Донецкого водораздела эпохи V-IV тыс. до н. э. являлись коренным населением северной полосы Евразии со времени таяния последнего ледника (IX-VIII тыс. до н. э.) и были родственны охотникам Северо-Западной Европы (средний рост которых составлял 187 см.) и, несомненно, принадлежали к индоевропейской группе народов Евразии. Полагают, что они были прямыми потомками кроманьонцев-охотников Северной Европы каменного века». («Индоевропейцы Евразии и славяне». - М., Вече, 2014).

(*) Возникает вопрос - насколько реальна Гиперборея в историческом плане? В настоящий момент исследователи накопили достаточно данных, чтобы, со всей уверенностью, утверждать - некая древнейшая цивилизация на Севере была. Ещё в 70-е годы 20 века археолог Леонид Хлобыстин обнаружил металлургические мастерские на Таймыре. Всего было найдено пять заполярных мастерских. Как бы то ни было, но сама тема гиперборейского Севера соответствует неким глубинным архетипам русского народа. Здесь стремление к Полюсу, как к некоему Центру Бытия, где проходит Ось, символизирующая нетварную Вертикаль Божественных Энергий, которые пронизывают тварный мир. Здесь и воля к Правде, желание возродить какие-то реалии Золотого Века, желание, всегда присущее русскому человеку с его обостренным чувством Справедливости.
История русского народа, безусловно, связана с древней Гипербореей. В античных источниках гипербореи представлялись народом, который граничит с Гипербореей на севере и непосредственно воспринимает от неё все священные дары, отправляемые в Грецию на остров Делос - особым почитателям солнечного бога Аполлона - покровителя загадочных северян. Весьма характерен рассказ грека Ямблиха о скифе Абарисе, являвшимся жителем Гипербореи.
Гипербореи тогда не существовали на видимом плане реальности, но находились на некоем незримом её уровне, который был доступен немногим. Описывая чудесную жизнь гипербореев, не знающих старости и печали, их воздушные полёты и медные дожди, эллины определенным образом преодолевали тоску по человеческому совершенству, утерянному «во время оно», приписывая это совершенство якобы реально существующему северному народу. А вот то, что с этим народом теснее всего связывали именно скифов - весьма показательно.
Судя по всему, северный, гиперборейский культ Аполлона был привнесён скифами, от которых и произошли русы. («Древнее «эллинство»: искажение Традиции». - Глава 7. «Аполлон и Гефест: неугодные боги» - https://a-eliseev.livejournal.com/2219772.html) Они знали Аполлона как Даждьбога, названного в летописях Солнце-Кесарем. При этом, сами русичи именовали себя «даждьбоговыми внуками» («Слово о полку Игореве»). И вот показательное совпадение - именно Аполлон покровительствовал Энею, и никого иного, как Аполлона объявил своим патроном римский император Август, от рода которого вели свои происхождение Рюриковичи.
И не случайно, что «гиперборейско-скифская» тема нашла своё продолжение и в ромейской (восточно-римской, византийской традиции). Так, анонимный византийский автор в схолиях к сочинению Аристотеля «О небе» писал: «Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём скифы-рось (Σκυθας τους Ρως) и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу».
Здесь необходимо заметить, что Полярная, Нордическая тема присутствует и в Православной Традиции. Так, новгородский епископ (родом из Твери) Святой Василий Калика (14 в.) своём письме к тверскому владыке Фёдору утверждает о существовании наряду с небесным («мысленным») раем - рая земного, невидимого для обычных людей. Новгородский владыка ссылался на экспедицию Моислава Новгородца, достигшую этого рая. И рай сей, по словам владыки, находится где-то на севере, на высоких горах. Он осиян небывалой красой - «многочасьтным» светом - а на вершине одной из гор чудесной лазоревой краской написан Деисус (изображение Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя). До путешественников, сумевших, в силу духовной чистоты, добраться до чудесной северной земли и увидеть её красоты, доносились сладчайшее пение и весёлые возгласы.
Обращает на себя внимание прозвище - «Калика». «Калики перехожии», от которых получил свои силу (инициацию) Илья Муромец были не просто сообществом странников, сочинявших и распространявших знаменитые духовные стихи, они ещё и посвящали себя богатырскому служению. В толковом словаре Владимира Даля «калика» определяется и как «странствующий, нищенствующий богатырь». В духовном стихе «Сорок калик со каликою» они предстают «добрыми молодцами», от их зычного крика дрожит «матушка сыра-земля». Указанное стихотворение содержит данные о том, что движение «калик перехожих» было чётко структурировано - у них наличествовал институт «атаманов», обладавших значительными властными полномочиями. По сути дела, калики перехожие являлись неким религиозно-мистическим орденом.
Глава 6. Русы: великаны, ставшие «кастой» - https://a-eliseev.livejournal.com/2244584.html
Previous post Next post
Up