Нептун-4

Aug 01, 2023 00:46


Андрей Кузнецов
Добить Нептуна.
Налёты советской авиации 20 апреля 1943 г. и крах операции "Нептун"
Часть 4

Часть 1. Источники и предыстория
Часть 2. Силы сторон
Часть 3. Оценка соотношения сил
--------------------------------------
Часть 5. Решающий удар
Часть 6. Итоги 1-го налёта
Часть 7. 2-й большой налёт
"Малая Земля" перед событиями 20 апреля
«Малая Земля» за два месяца стала настоящей крепостью с глубоко эшелонированной обороной. Устойчивость плацдарма во многом обеспечивалась артиллерийскими батареями на восточном берегу Цемесской бухты с наблюдательными и корректировочными постами на горе Мысхако и других возвышенностях. Слабым местом «Малой Земли» были проблемы со снабжением плацдарма по морю. В дни боёв большой интенсивности поступление подкреплений и грузов на «Малую Землю» не покрывало убыль.
Немецкое наступление 17 апреля началось с попытки внезапной атакой захватить гору Мысхако. Неудача этой атаки привела к тяжелым для немцев последствиям. Тем не менее, в следующие дни они нащупали уязвимое место в центре советской позиции - долину ручья Мысхако, которая частично позволяла укрыться от губительного огня батарей с восточного берега бухты. Противник вклинился на глубину более одного километра на стыке 8 гв.сбр и 51 сбр. 4-й батальон 51-й бригады, находившийся на направлении главного удара, сражался до последнего и погиб почти в полном составе.



"Малая Земля" - положение 16.4.43, за день до начала "Нептуна". Дело ЦАМО ф.371 оп.6367 д.216 есть на сайте "Память Народа". Но здесь эта карта без наляпанных водных знаков, особенно раздражающих на картах и фотографиях. Отлично виден рельеф местности, сыгравший важную роль в событиях апреля 1943 года.

К утру 20 апреля положение на Малой Земле выглядело так. Накануне вечером немцам удалось выйти на вершину тактически важной безымянной высоты севернее безымянного хутора, находившегося северо-западнее совхоза Мысхако. Немцы называли эту высоту Чертовой горой. На 20 апреля 125-й пехотной дивизии была поставлена задача захватить Охотничью высоту (немецкое название безымянной высоты юго-восточнее вышеупомянутого безымянного хутора). Её потеря означала бы рассечение плацдарма на две части. Хотя силы немецкой пехоты из-за высоких потерь были на исходе, у противника по-прежнему оставались две козырные карты - мощная группировка артиллерии и просто чудовищные по сравнению с масштабом происходившего на земле силы люфтваффе. 1-й авиакорпус на день имел те же задачи, что и накануне: основными силами поддерживать наступление 125-й пд, а так же подавлять артиллерию на восточном берегу Цемесской бухты. К этим задачам добавилась еще одна - ночью действовать «железнодорожной эскадрильей» по железным дорогам.


Ситуация на "Малой Земле" к утру 20 апреля 1943 года. Потеря территории южнее горы Мысхако мало угрожала существованию плацдарма, там по условиям местности у обеих сторон было просто боевое охранение. А вот "вмятина" в центре позиции была очень опасна.

Положение защитников «Малой Земли» к этому моменту было тяжелым. Советские войска показывали чудеса стойкости, что многократно отражено и в немецких донесениях. Однако потери в этих ожесточенных боях не покрывались доставляемыми по ночам подкреплениями, и силы постепенно таяли. Немцы также несли большие потери, но постоянный подход подкреплений к ним наблюдался всеми видами разведки, и было непонятно, чьи силы иссякнут раньше.
Г.К. Жуков к этому времени еще не успел побывать в 18-й армии и знал о положении Десантной группы только из донесений. Тем не менее, тяжесть положения была понятна. Как следует из переданного вечером 20 апреля доклада Жукова Сталину, срочные меры для исправления ситуации свелись к следующему.
1) Организованы массированные удары советской авиации перед фронтом Десантной группы.
2) Перебрасывались дополнительные силы и средства флота для увеличения тоннажа на коммуникации Геленджик - Мысхако и для надежного обеспечения этой коммуникации. Для этого на место выехал адмирал Кузнецов.
3) Подготовлены к переброске на Малую Землю дополнительно 1500 человек
4) Усиливалась артиллерия на восточном берегу Цемесской бухты за счет снятия с второстепенных участков.

Все эти меры хорошо отвечали сложившейся ситуации и, что не менее важно, были своевременно реализованы. Маршал авиации Новиков по своей части принял ряд мер, чтобы обеспечить успех намеченных Жуковым мероприятий. Поскольку решения оформлялись в виде боевых распоряжений Вершинина, не всегда понятно, кто именно их предложил. Из доклада Новикова Сталину, отправленного вечером 21 апреля, видно, что именно он решил нанести неожиданные массированные удары с воздуха, т.к. растянутые по времени действия малыми группами не обещали успеха. Кроме того, Новиков  приказал с утра 20 апреля перебросить истребители ближе к линии фронта, т.к. удаленное базирование снижало время нахождения над целью. В интересующий нас день это вылилось в перебазирование 13-го иап (Ла-5) в Геленджик.

Новикову же принадлежит идея прикрыть большими силами истребителей «Малую Землю» и дать здесь серьезный бой люфтваффе. В отличие от прочих именно эта идея при кажущейся бесспорности требует исследования. В первую очередь это касается 3-го иак. Корпус двумя полками 278-й иад (15-й и 274-й иап на Як-7б) начал боевые действия еще 19 апреля, сделав 39 боевых вылетов, из них 24 на прикрытие «Малой Земли», 11 на перехват и 4 на разведку. Две группы, прикрывавшие плацдарм, вели воздушные бои. Результат оказался шокирующим - из 24 истребителей не вернулись 14, а вернувшиеся не доложили ни об одном сбитом немецком самолете. Позже выяснилось, что результаты не столь катастрофичны. Были сбиты всего два Як-7б, еще восемь - подбиты, из них три произвели вынужденные посадки вне аэродромов (два из них разбиты), а четыре вернулись с других аэродромов невредимыми. Погиб только один летчик - командир 274-го иап майор М.И. Милютин. Четыре летчика получили ранения, один из них скончался от ран. Нашлась и одна победа - после атаки капитана Н.С. Корнилова один ФВ-190 ушел с дымом и снижением, впоследствии был засчитан как сбитый. Впрочем, среди известных потерь 19 апреля пострадавшие FW190 в документах не обнаруживаются.

Несмотря на то, что потери 3-го иак 19 апреля оказались не так тяжелы, как казалось вначале, дебют принес мало утешительного. Каждая группа истребителей в самом начале воздушного боя распадалась, и лётчики поодиночке сражались за свою жизнь, не сумев атаковать ни одного бомбардировщика. Было понятно, что лётчикам, хотя и имевшим хорошую лётную подготовку, требуются как минимум дополнительные тренировки в ведении боя группой и парами.
Савицкий в мемуарах так описал разговор с Вершининым по этому поводу: «Я понимал сложившуюся обстановку, понимал, что времени на организацию управления, взаимодействия и решение многих других вопросов, связанных с обеспечением боевой работы корпуса, нет, но все же спросил генерала Вершинина, будет ли возможность ввести в строй молодых летчиков.
- Нет, - ответил Константин Андреевич, - такой возможности не будет. - И еще более решительно заключил: - Завтра в бой...».



Командир 3-го истребительного авиакорпуса Е.Я. Савицкий. На снимке - уже генерал-лейтенант и Дважды Герой.

Ни Вершинин, бросивший в бой два полка 3-го иак 19 апреля, ни Новиков, на следующий день отправивший в бой весь корпус, не дали его лётному составу времени освоиться с обстановкой. На них давила необходимость срочно оказать помощь защитникам «Малой Земли». Для передачи боевого опыта корпусу 19 апреля были приданы на четыре дня три опытных лётчика 42-го гиап - капитан Н.К. Наумчик, старший лейтенант И.М. Горбунов и младший лейтенант М.И. Косса, все трое впоследствии стали Героями Советского Союза. Они летали на боевые задания в составе 812-го иап и сделали для передачи боевого опыта всё, что могли. Понятно, что эту меру можно охарактеризовать только словами «лучше, чем ничего».

Далее текст содержит многочисленные описания боевых вылетов. Как не утопить читателя в мелких подробностях и в то же время донести до него не только общую картину, но и важные детали? Золотую середину найти непросто. Чтобы разгрузить текст, автор решил полный поименный перечень потерь, а также заявок на победы вынести в отдельные приложения, которые будут размещены после статьи. В самой же статье фигурируют только те летчики, без упоминания которых сложно построить описание эпизодов.

В тексте постоянно будет встречаться информация о заявках советских лётчиков на сбитые немецкие самолеты, в основном без комментариев. О проблеме учета потерь люфтваффе последует отдельных текст, пока же коротко нужно сказать следующее. Заявке на победу могли соответствовать следующие варианты:

- известная потеря или повреждение вражеского самолета (такие случаи, где это возможно, прокомментированы);
- неизвестное нам на данный момент повреждение той или иной тяжести или, в отдельных случаях, даже потеря самолета;
- просто неудачная атака.
Единственное, что практически исключено - что такая атака соответствует неизвестной безвозвратной потере лётного состава люфтваффе.

Всё, что происходило в воздухе до первого массированного советского налёта, т.е. до 11 часов утра, можно свести к следующему. Немцы продолжали делать то, что с сомнительным успехом делали предыдущие три дня: ударами чудовищной силы пытались прорубить путь своей пехоте, а также подавить советскую артиллерию на восточном берегу Цемесской бухты. Советская авиация, усиленная прибытием двух неполных корпусов РГК, попыталась прикрыть «Малую Землю» и создать условия для того, чтобы чуть позже фронтовая ударная авиация смогла выйти к намеченным целям. Эти события мы сейчас и рассмотрим.
Утренний бой смешанной группы 267-го и 269-го иап

Утро 20 апреля с точки зрения войны в воздухе мало отличалось от предыдущих дней. Ровно в шесть часов утра начали отправляться на задание группы «штук». Чуть раньше с дальних аэродромов начали взлетать двухмоторные бомбардировщики, чтобы оказаться над целью в одно время со «штуками». Позже с аэродромов на Таманском полуострове начали подниматься истребители, которые должны были сопроводить ударные самолеты до цели и обратно до линии фронта, а затем действовать в роли свободных охотников в районе Малая Земля - Геленджик. Другие истребители взлетели просто на свободную охоту в том же районе.
Одной из первых (возможно, вообще первой) в район Новороссийска вышла четверка Ju88 из III./KG51. Поскольку донесения группы за этот период сохранились , есть возможность показать, как выглядели подобные вылеты. Задачей группы в этом вылете был налет на позиции батарей на восточном берегу Цемесской бухты. Удар был нанесен в 06:30  с пикирования с высоты 3300 м до 1800 м. По наблюдениям, часть бомб перекрыла позиции, а часть взорвалась в непосредственной близости. Всего были сброшены одна бомба SC500, 15 SC250, 16 SC50 и 8 бомб с бетонным корпусом SBE50. Т.е. средняя бомбовая нагрузка на самолет составила 1362,5 кг.

Артиллерия на восточном берегу Цемесской бухты. Без нее устойчивая оборона "Малой Земли" была бы невозможна. 1-й немецкий авиакорпус во время "Нептуна" подвергал эту группировку сильнейшим бомбардировкам и нанес ей ощутимые потери, но устранить ее как важнейший фактор борьбы за плацдарм не смог. Схема из того же дела, что размещенная выше карта с "Малой Землей" на 16.4.43, и также без водных знаков.

В это время район Малой Земли прикрывала смешанная группа 267-го и 269-го иап 236-й иад - всего 10 ЛаГГ-3. Они атаковали 4 бомбардировщика с 6 Ме-109. В результате воздушного боя старший лейтенант А.П. Попов (267-й иап) сбил, по донесению, Ме-109, а неуказанные летчики подбили два бомбардировщика. Насчет Ме-109 сказать что-то определенное трудно, а два Ju88 действительно пострадали, хотя и не сильно. Один из них снова летал в тот же день, но пропустил один боевой вылет, другой был выведен из строя на сутки. Оба эти случая не попали в сводки потерь ГКМ - в данном случае «законно», т.к. их повреждения явно не дотягивали до 10%.
В бою, который продолжался не менее 20 минут, был сбит ЛаГГ-3 сержанта В.М. Морозова (267-й иап), пилот выпрыгнул с парашютом и невредимым вернулся в полк. На эту потерю приходится две немецкие заявки.
[Под спойлером - Загадочный таран Юрия Медведева]Загадочная история произошла в этом бою со старшиной Ю.И. Медведевым (269-й иап). По его рапорту, он долго преследовал одиночный Хе-111, огнем воздушных стрелков был ранен, его ЛаГГ получил повреждения. После этого Юрий Медведев  таранил вражеский самолет, который упал в двух километрах юго-западнее Пятигорской, т.е. в 100 км восточнее Мысхако. Лётчику удалось посадить свой искалеченный «ЛаГГ» на огород северо-западнее станицы Хребтовой, после чего самолет сгорел. К сожалению, ни одной немецкой потери привязать к этому событию не получается. Возможно, был атакован, но смог вернуться на свой аэродром He111 из эскадры KG27, группы которой начали подходить в район  боя примерно в это время.
В 06:58-06:59 якобы сбили северо-восточнее Троицкой два ЛаГГ-3 словаки. Нет не только соответствующих советских потерь, но даже не видно, кого вообще летчики 13./JG52 могли атаковать. К 1943 году, видимо, у большинства словацких пилотов пропала (если вообще была) всякая мотивация воевать против Советского Союза.3-й истребительный авиакорпус начинает прикрывать «Малую Землю»

С семи часов утра к прикрытию Малой Земли подключился 3-й иак.
[Примечание]
Оперсводки корпуса и его дивизий за 20 апреля составлены настолько плохо, что даже не дают возможности точно посчитать число боевых вылетов. Это затрудняет реконструкцию связанных с корпусом событий. Тем не менее, совокупность сохранившихся документов позволяет восстановить картину.

Первыми на прикрытие «Малой Земли» около семи часов утра вылетели не менее девяти Як-7б 15-го иап и восемь Як-7б 274-го иап. Немцы в этот период продолжали бомбить десантников и батареи на восточном берегу бухты. Судя по всему, ни один «Як» к ним не прорвался. С советской стороны упоминаются только бои с Ме-109, с немецкой стороны данных, что бомбардировщики в этот период были атакованы, нет.  В воздухе находились не менее 22 немецких и 4 словацких летчиков-истребителей (фактически, вероятно, значительно больше) - определено "методом А".
[Для любопытных: подсчет числа истребителей противника в воздухе «методом А»:]
Для понимания ситуации хорошо бы знать, сколько истребителей противника находились в воздухе в это время. Можно использовать донесения советских лётчиков о противнике. Но в условиях длительных боёв с участием большого числа самолетов эти данные бывали весьма далеки от реальности - по вполне объективным причинам, да и по субъективным тоже. Документы противника с временем и числом вылетов истребителей за этот период не сохранились. Что же делать? Можно определить нижнюю границу числа истребителей в воздухе следующим образом. Сохранились поименные списки заявок на сбитые самолеты с указанием времени. Сохранилась небольшая часть боевых донесений лётчиков, связанных с их заявками на победы. В этих донесениях, помимо обстоятельств боя, упоминались свидетели, которые, понятно, тоже были в воздухе в это время, а иногда и другие участники. Наконец, сохранилась часть лётных книжек, в которых обязательно указывалось время взлёта и посадки, а также другие полезные сведения. Так мы можем установить перечень лётчиков, точно бывших в воздухе в интересующее нас время. Учтём также, что минимальной тактической единицей противника была пара. Поэтому, если в составленном нами списке есть нечетное количество лётчиков какой-либо эскадрильи, добавляем к сумме еще одного лётчика - по одному для каждой эскадрильи с нечетным числом установленных имён. Полученное с помощью этих подсчетов число лётчиков будет меньше или равно реальному числу лётчиков в воздухе. В общем случае оно, конечно, будет меньше реального. Но при использовании большого числа упомянутых выше источников оно будет достаточным для понимания масштаба события. Далее в тексте мы будем называть этот метод подсчета «методом А». Никакой смысловой нагрузки это название не несет, а является чем-то вроде иероглифа, который обозначает целое понятие и позволяет сделать текст более кратким.

Частью сил они сопровождали 2-моторные бомбардировщики и «штуки», но большая часть занималась свободной охотой в заданном районе.  Т.е. на стороне немцев было и качественное, и численное превосходство. Группа 15-го иап после первых же атак распалась и подверглась избиению. Были потеряны пять самолетов и еще один поврежден, три лётчика не вернулись, два временно выбыли из строя из строя из-за ранений и ушибов. Советским лётчикам были засчитаны 4 сбитых Ме-109 (один - сразу, три - позже).
Восьмерка 274-го иап над районом прикрытия каким-то образом никого не встретила. Она явно также распалась в ходе патрулирования. Когда лётчики уже направлялись домой, исполнявший должность комэска лейтенант В.А. Щукин в районе Абинской догнал и повел обратно к Новороссийску пару младший лейтенант А.И. Дудинов - сержант Г.Б. Прохоров. Вероятно, Виктор Щукин обнаружил бомбардировщики и попытался собрать силы для их атаки, хотя горючее было уже на исходе. Чуть позже они были внезапно атакованы парой Ме-109. Георгий Прохоров пропал без вести, Александр Дудинов был подбит и разбил самолет при вынужденной посадке. Вернувшись в полк 23 апреля, он заявил, что сбил Ме-109, и эта победа была ему засчитана.
Таким образом, и 274-й иап не смог помешать немецким бомбардировщикам.
[Примечание о 43-м иап]По отмененному вечером 19 апреля графику 4 Як-7б должны были утром 20 числа вылететь на свободную охоту в районе Крымской. Неясно, состоялся ли этот вылет. Если да, то его должны были перенести в район «Малой Земли». Но т.к. единственный бой с участием 43-го иап случился вечером, гипотетическое утреннее присутствие этой четверки над плацдармом никак не повлияло на события.

Немецкие лётчики между 07:20 и 08:04 мск сбили, по их донесениям, 10 истребителей. Словаки продолжали свой «бой с тенью» - «сбили» по одному Ил-2 северо-восточнее Троицкой, хотя в воздухе не было вообще ни одного «Ила». Кроме того, ими был заявлен сбитым один ЛаГГ-3 северо-восточнее Крымской, в стороне от плацдарма. В данном случае успех теоретически возможен, т.к. сражавшиеся поодиночке «Яки» рассеялись в довольно большом районе от Цемесской бухты до Абинской и Холмской. Вообще же на 11 заявленных сбитыми советских истребителей пришлись пять сбитых или пропавших, два разбившиеся при вынужденных посадках и один подбитый, но благополучно вернувшийся на свой аэродром.

Утренний бой 812-го иап

В 08:50-09:00 с аэродрома Красноармейская вылетела на прикрытие Малой земли группа 812-го иап в составе 16 экипажей. Благодаря ЖБД полка все участники вылета известны поименно, что позволяет кратко охарактеризовать уровень подготовки лётчиков. Ударную группу из восьми Як-1 вёл лично командир полка майор Еремин. С ним шел и приданный полку для передачи опыта капитан Николай Наумчик из 42-го гиап. Для всех лётчиков группы, кроме него, это был первый боевой вылет. При этом все как один имели хорошую лётную подготовку и немалый налёт в часах. Но не стоит забывать, что всего несколько месяцев назад они летали на И-153. Переучивание на Як-1 в запасном полку не составило для них труда, однако лётчики оказались не готовы слаженно действовать в паре и, тем более, в группе. Прикрывающую группу из восьми Як-1 вел комэск-3 капитан Ф.К. Свеженцев. В его группе также был всего один лётчик с боевым опытом - лейтенант К.К. Адамчук. Он воевал с лета 1942 года, имел на счету один сбитый Ме-109, однако лишь недавно вернулся из госпиталя после ранения. Четыре летчика были подготовлены на том же уровне, что и лётчики ударной группы. Три лётчика 1923 года рождения имели меньший налёт, но по сравнению со средним уровнем поступавшего в 4-ю ВА пополнения также были подготовлены хорошо. Один из них - старший сержант Ю.А. Широков - успел поработать лётчиком-инструктором. К сожалению, именно он отстал от группы и вернулся на аэродром, поэтому прикрывающая группа вступила в бой семью «Яками».
При подходе к району патрулирования были обнаружены шедшие к плацдарму на высоте 3000 м три группы по четыре Ю-88 с интервалом один километр между группами, их прикрывали шесть Ме-109. Ударная группа 812-го иап занялась бомбардировщикоми, а прикрывающая - связала боем истребители. Группа Еремина атаковала первую четверку бомбардировщиков с боевым разворотом в сторону солнца после атаки. Этот маневр закончился тем, что группа распалась, и против следующих четверок бомбардировщиков лётчики действовали поодиночке. Батычко атаковал один Ю-88, который с пламенем и резким пикированием ушел к земле. Еремин обнаружил отколовшийся от группы Ю-88, по которому производили атаки Александр Тищенко и Михаил Патраков. Комполка также атаковал этот самолет и, по наблюдениям, сбил его. Группа Еремина пострадала в этом бою относительно мало. Тищенко и Иван Мартыненко были подбиты, первый из них посадил самолет на фюзеляж в районе Абинской, второй сел вынужденно на аэродром Пашковская. Сам Еремин после боя вернулся с пробоинами кока, фюзеляжа и плоскостей. Возможно, часть этих повреждений на счету воздушных стрелков немецких бомбардировщиков. Из летчиков группы Еремина никто даже не был ранен.
В это время группа Федора Свеженцева была практически уничтожена немецкими истребителями. Пять человек пропали без вести, а Константин Адамчук был подбит, сумел перетянуть линию фронта и выпрыгнул с парашютом. Он вернулся в часть 22 апреля. . Сам Свеженцев по его донесению сбил один Ме-109, а также один из двух ФВ-189, ходивших в районе боя на большей высоте. Из первой группы на помощь ему успели прийти Николай Наумчик и старший лейтенант Д.А. Тюгаев. Наумчик отчитался об одном сбитом Ме-109, Дмитрий Тюгаев сбил второй ФВ-189 и один Ме-109.




Схема утреннего воздушного боя 812-го иап 20.4.43 из "Отчета о боевой работе 3 иак за период с 19.4. по 31.5.43 г." (ЦАМО ф.319 оп.4798 д.90 л.14).

Сохранившиеся отрывочные данные с немецкой стороны подтверждают, что бомбардировщики встретили сильное противодействие истребителей. Донесение группы III./KG51 рисует следующую картину. Четыре Ju88 вылетели для удара по батареям на восточном берегу Цемесской бухты. Удар был нанесен в 09:34 с пикирования с высоты с 3200 до 2000 м. «Юнкерсы» встретил точный зенитный огонь и многочисленные атаки истребителей «И-17», которые проводились и во время пикирования на цель. Понятно, что это отразилось на точности бомбометания. По донесению, часть бомб легла по цели, было одно прямое попадание в дом юго-восточнее позиции, а несколько бомб упали в воду. Всего были сброшены 2 SC500, 13 SC250, 1 SD250 и 16 SBE50. У одного Ju88 были повреждены закрылки и руль крена. Из боевых донесений группы видно, что два из четырех самолетов участвовали в следующем вылете в тот же день, 9K+ET сделал следующий боевой вылет 27 апреля, а 9K+HS - 8 мая. В общем, похоже, что в этом вылете были выведены из строя два из четырех Ju88.
Таким образом, в отличие от предыдущих групп, 812-й иап смог прорваться к бомбардировщикам. Видимо, в немалой степени это объясняется тем, что в воздухе находилось меньше истребителей противника, чем в период 07:00-08:00. Как мы видели по описанию этого боя в Отчете 3-го иак, сначала было  шесть Ме-109. Подсчет «методом А» показывает, что сражались с 812-м иап в общей сложности не менее 12 немецких лётчиков, т.е. примерно вдвое меньше, чем в предыдущих случаях.
Немцы заявили о восьми сбитых истребителях при реальных шести сбитых и трех подбитых, один из которых сел вне аэродрома. Возможно, часть этих потерь пришлась на огонь воздушных стрелков бомбардировщиков.

В 09:32 на смену 812-му иап с аэродрома Старонижестеблиевская вылетели 16 Як-1 291-го иап. Они попали в «пересменок» между немецкими налетами. Единственный боевой контакт с противником свелся к тому, что Як-1 старшего сержанта А.В. Иванова был атакован и поврежден тремя Ме-109, но смог вернуться нормально. Соответствующих этой атаке немецких заявок нет.

В 10:05 с геленджикского аэродрома взлетели пять Ил-2 (майор В.Х. Кунях) 47-го шап ВВС ЧФ в сопровождении истребителей 236-й иад 5-й ВА - семь ЛаГГ-3 смешанной группы 267-го и 269-го иап и шесть И-16 975-го иап. Этот вылет не имел отношения к грядущему массированному налету и был сделан в соответствии со строкой директивы ВВС СКФ на 20 апреля: «ВВС ЧФ Геленджикской группой продолжать выполнение задачи генерала Изотова в интересах 18 армии». Такие вылеты имевшимися скромными силами с 17 апреля производились регулярно. Ощутимого эффекта они, конечно, дать не могли, и по факту были лишь напоминанием защитникам «Малой Земли», что своя ударная авиация еще существует. В условиях подавляющего превосходства противника в воздухе это были чрезвычайно опасные вылеты.
Несмотря на сильный зенитный огонь, штурмовики сделали целых пять заходов по войскам в районе хутора Поклаба, т.е. у основания вклинения немецких войск в центре плацдарма. «Илы» и истребители сопровождения вели бой с шестью Ме-109 и доложили о трех сбитых истребителях . Потерь не было, один Ил-2 вышел из строя на три часа (видимо, поврежден зенитным огнем), у еще одного Ил-2 возникли проблемы с мотором. В 10:38 все «Илы» благополучно вернулись на свой аэродром. Заявок немецких истребителей, относящихся к этому бою, нет.

В целом, несмотря на отдельные успехи истребителей в первой половине дня, полноценно прикрыть «Малую Землю» не удалось. Ничем не смогли помочь и ВВС флота. В 05:30 оперативный дежурный 6-го гиап в Геленджике доложил, что два Як-1 находятся в готовности №1. Ровно через два часа он же сообщил, что «2 Як-1 вышли из строя на 4 часа, в готовности самолетов нет». Когда офицер связи на плацдарме (позывной «Орион») послал начальнику штаба МАГ подполковнику Н.И. Савицкому: «Сообщите, будете ли подавлять бомбардировщиков противника истребителями …», порадовать его было нечем. Флотские истребители в Геленджике за день 20 апреля не смогли сделать ни одного боевого вылета. И только с наступлением темноты три «Яка» вылетели на отражение налета на базу.
[Примечание об «Орионе»]
в марте-апреле офицером связи МАГ на «Малой Земле» был начштаба 82-й отдельной морской разведывательной эскадрильи майор И.Л. Скрипниченко.


Имевшиеся в Геленджике небольшие силы из состава 236-й иад были заняты единственной задачей - сопровождали флотские штурмовики. В 10:50 закончил перебазирование из Елизаветинской в Геленджик 13-й иап 201-й иад в составе 24 Ла-5. Это давало надежду, что с прикрытием «Малой Земли» проблем станет чуть меньше.
[О дате перебазирования 13-го иап в Геленджик]
На известном сайте allaces.ru приведена большая цитата из книги П.М. Бойкова «На главных направлениях», М, 1984, посвященной боевому пути 201-й иад. В этой цитате упомянуто, что 20 апреля 13-й иап начал действовать с аэродрома Геленджик с самого утра. Дело в том, что в своей книге Бойков ошибочно утверждает, что 13-й иап перебазировался в Геленджик еще 19 апреля, а 437-й иап - 20 апреля. Автор книги - ветеран этой дивизии, но на Кубань прибыл со своим полком в конце мая и свидетелем событий 20 апреля не был. Его книга написана с использованием архивных документов, но иногда противоречит им.

Следующая часть будет посвящена ключевому событию дня - первому советскому массированному налёту..

Previous post Next post
Up