Между большими налётами. Около 13 часов второй и последний раз за день ударили по немцам флотские штурмовики. В вылете в 12:44-13:13 участвовала смешанная группа из трех Ил-2 8-го гшап и двух Ил-2 47-го шап, ведущий - лейтенант И.Д. Кирин (47 шап), в будущем, после тяжелого ранения и комиссования ставший хорошим историком. «Илы» сопровождали семь ЛаГГ-3 смешанной группы 267-го и 269-го иап, а также четыре И-16 975-го иап. Морские лётчики в очередной раз продемонстрировали выдающееся мужество. Они сделали три захода по войскам в районе хутора Поклаба, несмотря на атаки 10 Ме-109. Посчет «методом А» даёт ровно такую же цифру истребителей противника. Истребители сопровождения делали всё возможное, чтобы позволить штурмовикам отработать по цели, но полностью защитить их не смогли. В бою был подбит ведущий смешанной группы «ЛаГГов» ст. лейтенант С.Г. Новиков (269 иап), его самолет разбился при вынужденной посадке в районе Кабардинки. Сам Новиков получил ранение и заявил о сбитом Ме-109. Результатом групповых атак были заявлены еще один сбитый и один подбитый Ме-109.
Немцы продолжали преследование вплоть до Кабардинки. Все пять Ил-2 получили пробоины в воздушном бою и/или от зенитного огня, но серьезно пострадали и требовали среднего ремонта только два из них (по одному из каждого полка). Был убит в воздушном бою стрелок Кирина мл. лейтенант Г.М. Кулиш, тяжело ранены зенитным огнем молодой пилот краснофлотец И.А. Гапеев и стрелок ст. краснофлотец П.М. Андрейчук. Немецкие заявки на этот раз были совершенно неадекватны - шесть Ил-2 (при пяти находившихся в воздухе, ни один из которых не был сбит) и три «ЛаГГа» при потере одного, подбитого и разбившегося при вынужденной посадке. Несмотря на прекращение в 15:45 наступления ударных групп, люфтваффе продолжали действовать по старому плану. 2-моторные бомбардировщики в основном пытались подавить батареи на восточном берегу Цемесской бухты, «штуки» и штурмовики били по плацдарму. Между 08:45 и 10:50 из Елизаветинской в Геленджик перебазировался 13-й иап в составе 24 Ла-5. Туда же перелетела и опергуппа штаба 201-й иад. В 13:50 на перехват с аэродрома Геленджик вылетела четверка лейтенанта П.А. Гнидо. На взлете сержант С.М. Гладкий задел плоскостью стоящий Ла-5, скапотировал и погиб, его самолет разбился. Остальные три летчика попытались атаковать 18 Ю-88 с 22 Ме-109, но были связаны боем 16-ю Ме-109. Очевидно, число истребителей сильно преувеличено. Бой закончился благополучно - старшина Н.И. Гринько отчитался об одном сбитом Ме-109, советские самолеты не пострадали. Но пробиться к бомбардировщикам не удалось. Насколько можно судить, немецкой ударной авиации в этот период не мешало ничего, кроме зенитного огня.
Второй налет Тем временем советская авиация готовилась к повторному налёту. По боевому распоряжению, первые самолеты должны были появиться над целью в 17:00. Во втором вылете приняли участие те же ударные полки, но меньшим числом самолетов.
В этот период в воздухе находились не менее 32 немецких и 4 хорватских истребителя. Часть из них сопровождала ударные самолеты, но потом подключилась к свободной охоте, часть - непосредственно на свободной охоте в заданном районе, остальные - взлетели после начала налёта. С 16:15 войска над плацдармом прикрывали 12 Ла-5 13-го иап из Геленджика, ведущий майор С.Я. Жуковский. С 16:25 их связали боем 8 Ме-109. По донесениям летчиков, между 16:25 и 17:10 им удалось сбить три Ме-109. В бою с группой 13-го иап был незначительно поврежден Bf109G-4 унтер-офицера Франца Цеха (Cech; 6./JG3), об этом известно из боевого донесения самого Цеха. Другие успехи неизвестны, но возможны. ЖБД 13-го иап в записи об этом вылете даже не упоминает немецкие бомбардировщики, продолжавшие утюжить плацдарм, т.е. прорваться к ним не удалось. Но группа Жуковского смогла оттянуть на себя часть немецких истребителей, потерь не понесла и вернулась в Геленджик в 17:25.
а) Удар «Бостонов»
Первыми над районом хутора Поклаба появились две шестерки «Бостонов» 244-го бап, сразу за ними шла девятка 277-го бап. [Примечание:] Но см.ниже спорные данные о времени удара группы Корсуна (618 шап)
С сопровождением 244-го полка повторилась история первого вылета. Группа Покрышкина еще на подходе к цели ввязалась в бой с 12 Ме-109 и оставила бомбардировщики без прикрытия. Бой велся над морем на высоте 4000 м и закончился, по донесениям лётчиков, уничтожением четырех Ме-109 без собственных потерь. Все четыре «мессера» упали в море. В ходе боя оторвался от группы сержант Д.Г. Сапунов. Он приземлился на аэродроме Кореновская, дозаправил свою «Аэрокобру» и перелетел на родной аэродром. По донесению Сапунова, он сбил два Ме-109, один из которых упал в море, а второй - в районе Глебовки. Обе победы были ему засчитаны. Таким образом, всего счет 16-го гиап в этом вылете пополнился шестью победами.
Атаки немецких истребителей по группам 244-го бап начались при подходе к цели. «Бостон» ст. сержанта К.В. Корякина, который шел во второй шестерке правым ведомым в звене лейтенанта Г.Г. Рябова, за две минуты до цели подвергся атаке трех Ме-109 справа сзади сверху. У самолета был разбит руль поворота и загорелся правый мотор. Не дойдя до цели, экипаж сбросил бомбы в воду, потерявший управление самолет с правым разворотом резко пошел вниз и упал в Цемесскую бухту ближе к западному берегу. Экипажи наблюдали от двух до четырех выпрыгнувших с парашютом. Константин Корякин и воздушный стрелок ст. сержант В.Д. Романовский погибли, еще двое приземлились на «Малой Земле». Из них стрелок радист ст. сержант И.Т. Онищенко остался невредимым и позже прибыл в часть, а штурман мл. лейтенант Ф.Д. Ярошкевич получил тяжелое ранение и был отправлен в госпиталь. [Примечание:] В «Показаниях экипажей 244 ббап о подбитых с-тах А-20-Б при выполнении боевых заданий 20.4.43 года» (ЦАМО д.319 оп.4798 д.60 л.341) события второго налета сдвинуты на 30 минут назад, и время атаки по самолету Карякина указано как 16:28, а не 16:58, что противоречит и другим советским документам, и времени немецких заявок.
Остальные самолеты дошли до закрытой дымкой цели и отбомбились по артпозициям и скоплению «танков» в полутора километрах северо-восточнее Федотовки. В момент сбрасывания бомб один Ме-109 атаковал снизу сзади «Бостон» командира звена лейтенанта Г.Г. Рябова. Бомбардировщик с горящими моторами смог дотянуть до аэродрома Геленджик. Из шасси вышла только передняя нога, причем она болталась, в результате «Бостон» сел на фюзеляж. Пожар потушить не удалось, машина сгорела, но экипаж вышел из этой передряги невредимым. До Геленджика подбитый самолет сопровождал последний оставшийся в звене «Бостон» ст. сержанта М.П. Соловца и одна «Аэрокобра» 298-го иап.
Остальные «Бостоны» 244-го полка также подвергались атакам, но сохранили плотный строй и отбились от «мессеров» пулеметным огнем, причем стрелок-радист сержант В.И. Паршуто из экипажа ст. сержанта В.А. Калентьева из первой шестерки сбил, по наблюдениям, один Ме-109. Самолет ст. лейтенанта М.Г. Федулова получил более 30 пулевых пробоин, но смог удержаться в строю и вернулся нормально. Стрелок-радист П.Т. Талызенков из его экипажа получил ранение в правую ногу. Остальные самолеты и их экипажи не пострадали.
ЖБД 16-го гиап, в отличие от утреннего вылета, при описании которого вообще не упомянуты проблемы подопечных «Бостонов», на этот раз сообщает об одном бомбардировщике из второй шестерки, упавшем в Цемесскую бухту, и о двух парашютистах. Четверка 45-го иап, входившая в группу Покрышкина в роли ударной группы, в районе цели также была связана боем самолетами Ме-109 и ФВ-190. В боевом донесении Д. Глинки упомянуто, что отдельные немецкие истребители прорвались к «Бостонам», и отмечены потери наших бомбардировщиков. Лётчики 45-го иап потерь не понесли и об успехах не докладывали. Политдонесение 244-го бап за 20 апреля отразило настроение экипажей полка к концу дня так: «Политико-моральное состояние личного состава здоровое. После потери четырех экипажей настроение несколько снизилось, появилась некоторая боязнь». Отмечалась «обида на плохое прикрытие нашими истребителями». [Источник и примечание:] ЦАМО ф.244 бап оп.272667 д.2 л.36. На момент составления донесения не было известно, что из 16 членов экипажей считавшихся потерянными «Бостонов» погибли только четыре человека.
Фото позаимствовано с сайта ava.org.ru. Подпись на сайте: «М-р Макаров (замполит полка), п/пе Елисеев (замполит 219 БАД, п/пк Киселев (комполка), август 1943 г.». Комментарий автора статьи: К.С. Киселев (в апреле 1943 - майор) вел 244-й бап в бой во время 1-го налёта 20.4.43. Н.И. Макаров - автор приведенных выше строк о настроении личного состава полка к вечеру 20 апреля. «Бостон» №12898, на фоне которого снялись офицеры, участвовал в событиях 20 апреля.
Следом за 244-м полком к цели подошла девятка 277-го бап. На подходе к цели шесть Ме-109 попытались атаковать «Бостоны», но «Аэрокобры» группы Ерошкина не подпустили их к бомбардировщикам и сбили, по докладам лётчиков, четыре Ме-109, падение двух из них подтвердили экипажи «Бостонов». Немцам удалось подбить «Кобру» Андрея Вильямсона. Он под прикрытием Ивана Згривца дотянул до аэродрома Геленджик и приземлился нормально. «Бостоны» отбомбились по той же цели, что и 244-й полк, и вернулись без потерь. Пересекая Цемесскую бухту на пути домой, Иван Ерошкин заметил отставший горящий «Бостон» Георгия Рябова из 244-го полка, и сопроводил его до Геленджика. 277-й полк передал группе Ерошкина через командира 219-й бад «самую искреннюю тёплую благодарность за отличное прикрытие …». Вероятно, эта благодарность была тем теплее, что экипажи второй раз за день наблюдали, как сопровождался истребителями братский 244-го полк.
б) Удары штурмовиков
Следом за бомбардировщиками в район цели вышли четыре группы штурмовиков 230-й шад - две семерки 210-го полка и две восьмерки 805-го полка. Их сопровождали пять ЛаГГ-3 979-го иап и пять Як-1 42-го гиап. В сопровождении также должны были участвовать восемь ЛаГГ-3 926-го иап. Однако «Илы» не сделали круг над аэродромом истребителей (Днепровская), а сразу ушли к цели. «ЛаГГи» взлетели, но найти штурмовиков не смогли и вернулись. Это обернулось немалыми потерями. На подходе к цели штурмовиков встретили 14 Ме-109. Группа 42-го гиап была связана четверкой Ме-109 и вела с ними безрезультатный бой. Пятерка 979-го иап отражала атаки на «Илы», но на всех немцев её не хватило. Сами штурмовики активно отбивались, на счет стрелков 210-го шап - сержанта В.А. Блинкова из первой группы и мл. сержанта Г.А. Варича из второй группы - были записаны по одному сбитому Ме-109. 210-й шап отработал по войскам, артиллерии и технике в лощине в 2 км северо-восточнее Федотовки (т.е. у основания немецкого вклинения в плацдарм), 805-й шап - по таким же целям в Широкой Щели в 2 км северо-западнее Федотовки. Как обычно, в ходе ударов и на выходе группы Ил-2 растянулись. Экипаж мл. лейтенант И.М. Тюрин - мл. сержант А.А. Самойлов пропал без вести - по различным свидетельствам, сбит зенитным огнем или истребителями. Экипаж мл. лейтенант Н.И. Федин - сержант Ф.А. Шуляренко был подбит истребителями и, возможно, зенитным огнем, при заходе на посадку на свой аэродром задел землю и разбился. «Ил» разобрали и отправили на запчасти, а экипаж попал в госпиталь. Экипаж лейтенант Г.И. Ильин - сержант Л.Г. Татаренко был сильно поврежден зенитным огнем над целью, отстал от группы и 12 минут в одиночку отражал атаки пары Ме-109. Лётчику удалось посадить «Ил» на аэродром Кореновская, экипаж не пострадал.
805-му полку пришлось еще тяжелее. Экипаж мл. лейтенант С.Г. Зиновьев - мл. сержант Н.И. Пахчилов над целью был подбит зенитным огнем, на отходе подвергался атакам истребителей, которые вывели из строя рули. Дотянуть до Геленджика ему помог экипаж мл. лейтенант А.И. Бугров - мл. сержант В.С. Коновалов. Зиновьев смог посадить самолет на пересеченной местности рядом с аэродромом. Ил-2 подлежал разборке на запчасти, раненый стрелок остался в госпитале в Геленджике, а лётчик не пострадал. Ни один истребитель не смог прикрыть подбитый самолет. Спасший его экипаж Бугрова сам был подбит «мессерами» и сел прямо в городе Геленджик. Ил-2 разбился, лётчик получил ожоги и ушибы. Стрелок попытался выпрыгнуть с парашютом с высоты 15-20 м методом срыва, но стропа захлестнула ему шею и задушила. Экипаж лейтенант Д.И. Сычев - сержант Ф.И. Федько подбили истребители. Дмитрий Сычев видимо получил ранение, дотянул до своего аэродрома, но при заходе на посадку сорвался в штопор и упал. Лётчик скончался через 20 минут, стрелок - 8 мая в госпитале. Экипаж лейтенант Ф.Ф. Пашков - сержант С.А. Резников при уходе от цели был подбит парой Ме-109, дотянул до аэродрома Геленджик и сел нормально. Самолет пострадал относительно мало и подлежал ремонту в ПАРМ, стрелок отправлен в госпиталь с ранением, а лётчик остался невредимым.
Фото позаимствовано с сайта ava.org.ru. Подпись на сайте: «Летчик-штурмовик Анна Александровна Егорова у самолета Ил-2, июнь 1943 г.». Комментарий автора статьи: За 236 вылетов на связном У-2 в 1941-42 годах Егорова получила орден «Боевое Красное Знамя». Затем переучилась на Ил-2. Её первый боевой вылет на штурмовике в составе 805-го шап пришелся как раз на 20.4.43.
979-й иап на отходе продолжал вести бой. Лейтенант И.М. Бойко и ст. сержант П.В. Щепочкин сбили, по донесениям, два Ме-109. В свою очередь, сержант Л.А. Маменко был подбит еще над целью, но смог приземлиться нормально на аэродроме Геленджик. Через четыре дня он на отремонтированном «ЛаГГе» перелетел на свой аэродром.
Осталось сказать о штурмовиках 214-й шад. Как мы видели на примере утреннего вылета, с отражением времени ударов этой дивизии в документах есть проблемы. В данном случае озадачивает время удара первой группы 618-го шап - 16:55-17:00, причем относительно этого времени разнобоя в документах как раз нет. Дивизия работала по артиллерии и минометам в районе высоты 307,2 и северо-западнее Новороссийска, т.е. в стороне от района целей 219-й бад и 230-й шад. К сожалению, многочисленные сохранившиеся немецкие документы не помогают прояснить время начала ударов по этим целям. Хотя время 16:55 и кажется ошибочным, т.к. это на пять минут раньше налёта бомбардировщиков и вообще раньше времени по боевому распоряжению, полностью исключить его правильность нельзя.
Всего для удара вылетели две пятерки 618-го шап в сопровождении 14 Як-1 402-го иап и затем две группы 190-го шап (5+6 Ил-2) в сопровождении двух шестерок Ла-5 437-го иап. Ведущий последней группы 190-го полка старший лейтенант П.А. Ермаков, дойдя до Краснодара (аэродром встречи с истребителями), вместо курса 235 градусов пошел курсом 325 градусов - возможно, перепутал цифры. Увидев, что идет не туда, он повел группу вдоль северного берега Кубани. Это довольно странное решение, и единственное объяснение, которое приходит в голову - так было проще не потерять дорогу обратно. В результате вместо цели Ермаков вывел свои «Илы» в район Варениковской. Ведущий группы истребителей сопровождения пытался сообщить ему по радио, что он идет не туда, но Ермаков выключил приемник. В приказе №080 от 26 апреля командир 214-й шад полковник С.У. Рубанов обвинил его в том, что тот под впечатлением от увиденного в первом вылете струсил и заблудился сознательно. Но, возможно, дело всё же в слабой подготовке Ермакова, хотя тот уже имел боевой опыт - участвовал в Освободительном походе на Западную Украину в 1939 году и с 1.11.1942 воевал под Сталинградом. На обратном пути он не смог самостоятельно найти свой аэродром. Молодой летчик сержант Г.Б. Гофман, видя, что горючее уже на исходе, вышел вперед и благополучно привел группу домой. За это он получил орден Красной Звезды. Ермаков несколько дней не участвовал в боевых вылетах, потом снова начал летать, но уже не ведущим. А через некоторое время его перевели на Карельский фронт.
Шесть Ла-5, которые сопровождали группу злополучного Ермакова, после ухода «Илов» домой оказались в районе Кабардинки, где вели бой с восемью Ме-109. Группа отчиталась об одном сбитом и одном подбитом Ме-109. Однако в этом бою был сбит опытный ведущий - ст. лейтенант И.П. Чурилов. В районе Холмской он выпрыгнул с парашютом методом срыва с высоты 30 м, но купол парашюта не успел наполниться воздухом, и летчик погиб. [Неразбериха с датой потери Чурилова:] В донесениях о потерях личного состава и в приказах он ошибочно числится погибшим 21 апреля. Однако его потеря упомянута в составленных вечером 20 апреля оперсводках 201 иад и 2 сак, что не оставляет места для сомнений.
Таким образом, на цель вышли только три группы 214-й шад. 402-й иап смог уберечь обе пятерки 618-го шап от потерь, но дорогой ценой. В воздушном бою с 16 Ме-109 полк потерял три Як-1. Мл. лейтенант В.И. Пустошкин пропал без вести, мл. лейтенант В.Н. Куликов был сбит и приземлился на парашюте на территории противника в 5 км северо-западнее Новороссийска. Лётчик несколько дней скрывался, потом ночью пересек линию фронта и 1 мая прибыл в часть. Мл. лейтенант И.Н. Феклин был подбит в бою и разбил свой «Як» при вынужденной посадке на лес в районе станицы Дербентская. Лётчика доставили в госпиталь, через некоторое время он вернулся в полк. Сама группа 402-го иап отчиталась о пяти сбитых Ме-109. Шестерка Ла-5 437-го иап защитила группу лейтенанта Д.Э. Тавадзе (190-й шап) от атак до восьми Ме-109, сама потерь не понесла и о победах не заявляла. «Илы» благополучно отработали по цели. Сильным зенитным огнем были тяжело повреждены штурмовики Давида Тавадзе и сержанта В.И. Шулешова, но оба летчика смогли посадить свои Ил-2 на аэродром базирования.
Помимо 13-го иап, который прикрывал «Малую Землю» и вернулся в Геленджик в 17:25, во время второго большого налёта в этом районе находились шесть Як-1 291-го иап с задачей свободным полетом прикрывать бомбардировщики и штурмовики в районе Новороссийска. С 16:45 они вели бой с 12 Ме-109. Как неоднократно случалось с лётчиками 3-го иак в этот день, группа в ходе боя распалась на одиночные самолеты, в результате пропал без вести командир полка майор В.С. Симонов. Лейтенант М.И. Куценко на подбитом Як-1 приземлился на аэродроме Геленджик. По его докладу, он был подбит зенитным огнем, а сам сбил один Ме-109. К моменту прибытия второй шестерки 291-го полка на смену первой основные события уже закончились, воздушного боя она видимо не вела, потерь не имела. В 16:30 на отсечение немецких истребителей от советских бомбардировщиков вылетели 10 Як-7 43-го иап. На подходе к району Новороссийска они встретили возвращавшиеся после удара бомбардировщики и истребители, которые вели бой с 14-16 Ме-109, и присоединились к этому бою. По донесениям летчиков, они сбили два Ме-109 и один подбили. В деле 278-й иад с материалами по премированию все три Ме-109 засчитаны сбитыми. Время заявок в оперсводке - 16:45-16:48, в деле по премированию - 16:55-16:59, и оба эти интервала противоречат описанию вылета 43-го иап в оперсводке, т.к. встреча возвращающихся бомбардировщиков могла состояться только после 17:00. В очередной раз остается вспомнить, что большая часть личного состава штабов полков и дивизий 3-го иак месяц-полтора добиралась до Кубани по железной дороге, а находившиеся на месте оперативные группы штабов явно не справлялись с объемом работы, качество документов страдало. В бою пилоты 43-го иап наблюдали немецкие истребители со змеями на борту. Скорее всего, они видели самолеты группы III./JG52 с тильдой (~) после креста. Если это так, лётчики 43-го иап сражались в том числе с лейтенантами Альфредом Гриславски (Grislawski) и Йозефом Цвернеманном (Zwernemann), счет побед которых к этому времени перевалил за сотню. Бой закончился для 43-го иап без потерь, лишь Як-7 Звягина получил 11 пулевых пробоин, но он смог вернуться на свой аэродром.
В 16:45 на прикрытие действий бомбардировщиков вылетели 12 Як-1 812-го иап, один из которых вернулся по техническим причинам. В числе 11 дошедших до поля боя лётчиков были все три приданных полку лётчика из 42-го гиап, один из них - Николай Наумчик - вёл эту группу. При подходе к району действий группа встретила уходившие от цели «Бостоны» в сопровождении «Аэрокобр», проводили их в тыл и снова пошли в район цели. Здесь они прикрыли действия двух групп штурмовиков, а потом сопроводили их до Тимашевской. В этом вылете Наумчик вместе с одной «Аэрокоброй» сбил Ме-109 в ходе воздушного боя с шестью истребителями, другие лётчики этой группы встреч с противником не имели, два из них оторвались и сели на другом аэродроме. Это, видимо, говорит о том, что группа если и не полностью, то частично распалась, причем ведущий действовал в одиночку. Потерь многострадальный 812-й полк в этом вылете не понёс.
Всё это время люфтваффе продолжали бить по плацдарму и по батареям на другом берегу. Группа из четырех Ju88 III./KG51, которая в 16:52 бомбила батареи, доложила об однократной безрезультатной атаке трех «И-17» (т.е. скоростных истребителей). С советской стороны нет ни одного упоминания об атаках по бомбардировщикам в этот период, все были заняты борьбой с истребителями. Возможно, экипажи «Юнкерсов» приняли на свой счет близкий пролёт советских истребителей в ходе их боя с «мессерами», или же атаку произвели лётчики, не вернувшиеся с боевого задания.
Результаты второго налёта
Какие результаты принес второй налёт? Можно определенно сказать, что он не произвел на противника такого впечатления, как первый. Наступление к тому времени было уже остановлено, ударные группы противника заняли оборону и находились в менее уязвимом положении, батальонов на марше, как это было утром, не наблюдалось. Немецкая истребительная авиация отреагировала на новый налёт более организованно. Советские части воспользовались налётом и контратаковали вклинившегося противника, но безуспешно. Видимо главным результатом этого налёта стало то, что противник окончательно убедился в решимости советского командования всеми средствами отстоять «Малую Землю».
Советские ВВС (ударные группы, истребители сопровождения и истребители, прикрывавшие район действий свободным полётом) в ходе 2-го налёта понесли следующие потери.
Потери лётного состава
Истребители противника при отражении этого налёта заявили об уничтожении 3 «Бостонов», 8 Ил-2 и 19 истребителей. Кроме того, в 16:55 хорват лейтенант Цвитан Галич якобы сбил чуть южнее «Малой земли» летающую лодку МДР-6, она же Че-2. К этому эпизоду мы вернемся чуть позже. На остальные 30 заявок приходятся 12 потерянных и 5 серьезно поврежденных советских самолетов. Таким образом, противник примерно в два раза менее точно оценил свои успехи при отражении второго налёта по сравнению с первым.
Советские авиаторы доложили о 30 сбитых и 3 подбитых Ме-109, в том числе истребители - 27+2 (один из подбитых затем был засчитан сбитым), ударная авиация - 3+1. Из потерь противника, понесенных в период второго советского налёта, известна только одна. Хорват ст. сержант Виктор Михельчич посадил свой Bf109G-2 на фюзеляж по неизвестной причине, сам он не пострадал, а самолет вышел из строя на два дня. В известные немецкие документы этот случай не попал и известен благодаря ЖБД 15./JG52. Возможно, к этому же периоду относятся некоторые потери, время которых неизвестно, и потери (а вероятнее - повреждения), не попавшие в немецкие документы.
Вечер и ночь
Всё оставшееся до наступления темноты время немцы продолжали свои налёты. Теперь их основной целью стала попытка убедить советскую сторону, что «Нептун» еще продолжается. Согласно KTB эскадры StG2, последние Ju87 приземлились в 19:25. Впрочем, в лётной книжке Эрнста Орцеговски (Orzegowski) из 4./StG77 отмечено, что он сел в 19:30. Вообще лётные книжки пилотов «штук» показывают, что они летали с большим напряжением. Например, унтер-офицер Вильгельм Ноллер (Noller, 2./StG2) сделал за день шесть боевых вылетов, Тео Флоссдорф (Flossdorf, 2./StG3) - пять вылетов и еще один ночью, уже упомянутый Орцеговски - пять боевых вылетов.
Восьмерка Ла-5 13-го иап (ведущий Гнидо) в 18:45-19:45 прикрывала аэродром Геленджик. Во время патрулирования они атаковали четыре Хе-111 и два Ме-109, которые ушли в сторону Новороссийска. К вечеру 6-й гиап ВВС ЧФ смог ввести в строй три Як-1, которые в 19:15 вылетели на отражение налёта очередной группы бомбардировщиков. В районе мыса Пенай два из них произвели три безрезультатных атаки по бомбардировщикам.
В этот день ВВС ЧФ в результате атаки истребителя лишились одной из своих немногочисленных летающих лодок Че-2. [Трагедия самолета Че-2 №213029:] В 16:05 вылетел из Геленджика на разведку коммуникаций по маршруту Анапа-Феодосия-Ялта Че-2 зав.№213029 80-й омраэ. Как уже упоминалось, в 16:55 самолет такого типа чуть южнее Малой Земли якобы сбил лейтенант Цвитан Галич из 15./JG52. Теоретически он мог видеть пролетавший мимо Че-2, но сомнительно, что тот через 50 минут после взлёта все еще находился недалеко от Геленджика. В любом случае, разведчик не донес по радио ни о каких атаках, прошел заданный маршрут до Ялты полностью и в 18:55 начал заход на посадку на гидроаэродром Геленджик. В этот момент его внезапно атаковала и сбила пара Ме-109. Погибли лётчик капитан И.И. Липницкий, штурман звена ст. лейтенант Г.Л. Киселенко, наблюдатель мл. лейтенант В.В. Демин, дублёр начальника связи эскадрильи мл. лейтенант Л.Л. Рипиньский и борттехник лейтенант В.А. Творогов. Живым из воды удалось поднять тяжелораненого стрелка-радиста ст. краснофлотца А.С. Трунова, но он скончался в госпитале.В отчете эскадрильи за 2-й квартал 1943 года виновным в потере назван Липницкий, который вопреки приказу заходил на посадку в опасном районе до наступления сумерек. Этот самолет сбил ас из 8./JG3 фельдфебель Ганс Райф (Reiff), имевший к тому времени на счету около 50 побед. До сих пор считалось, что он заявил о сбитом «Бостоне», и возникал вопрос, как можно было перепутать столь непохожие друг на друга самолеты. Теперь на качественном скане дела RL5/1454, кадр 303 [удивительно, но в деле не обнаруживается архивная нумерация листов] можно разглядеть, что Райф идентифицировал самолет как «GST-Flugboot». Конечно, Че-2 - это не ГСТ (лицензионная копия «Каталины»; один ГСТ в 80-й омраэ на тот момент был, базировался южнее). Но, во всяком случае, немец видел, что атакует летающую лодку. Атака была произведена на высоте 50 метров, т.е. по заходившему на посадку самолету.
Летающая лодка Че-2 на гидроаэродроме в Геленджике. Снимок Е.А. Халдея, февраль 1943.
Вечерние налеты немецких двухмоторных бомбардировщиков плавно перешли в ночные. «Железнодорожные» самолеты действовали, как и положено, по целям на железных дорогах, бомбардировщики - в основном по пристаням на «Малой Земле», по тем же целям били FW58 «Прибрежной эскадрильи Крым». По-настоящему удивительно, что ночной налет произвели даже «штуки», причем с пикирования (с высоты 3000 м). В ударе по пристаням на плацдарме приняли участие восемь Ju87, вылет в 00:30-02:04, наблюдали отдельные взрывы на пристанях. Понятно, что кто-то подсвечивал «штукам» цель САБами. Немцев встретил сильный зенитный огонь всех калибров. На обратном пути в 10 км западнее Багерово рухнул горящий Ju87D-3 №131219, бортовой код S7+KK, оба члена экипажа - лейтенант Фердинанд Корн (Korn) и унтер-офицер Райнхольд Шольц (Scholz) - погибли. Видимо, самолет был подбит над целью. Что-то из его обломков пошло в дело, т.к. в донесении о потере он указан поврежденным на 90%. [KTB StG2 против лётной книжки Флоссдорфа:] В лётной книжке уже упоминавшегося Флоссдорфа время этого вылета отмечено как 00:00-01:45, т.е. сдвинуто примерно на полчаса по сравнению с записью в KTB StG2.
В советских документах пока не удалось найти упоминаний об этом налёте. Вполне возможно, что «штуки» добились каких-то попаданий в район пристаней, но на фоне постоянных ночных бомбежек и обстрелов этот удар не выделился чем-то особенным.
Прежде чем подвести общие итоги дня 20 апреля, я решил написать небольшую заметку о проблемах с установлением списка потерь люфтваффе. Чтобы потом, вместо повторения в каждой статье примерно одних и тех же пассажей, просто ссылаться на эту заметку.