Пока флотские «Илы» штурмовали немецкие войска, с аэродромов начали взлетать фронтовые ударные самолеты. До сих пор Вершинин и подчиненные ему штабы не имели опыта таких массированных налетов. К удару были привлечены следующие силы:
Здесь и далее в скобках дано число самолетов, выполнивших боевое задание, если имелась разница с числом взлетевших самолетов.
К этой таблице полезно добавить краткую характеристику полков ударной авиации.
244 бап: в очередной раз вернулся на фронт 22.3.43, имея 70% молодых экипажей без боевого опыта. 26 марта - 2 апреля полк работал ограниченными силами, затем из-за плохой погоды и подавляющего превосходства противника в воздухе не летал вплоть до 20 апреля.
277 бап: вернулся на фронт 17.9.42 после переучивания на «Бостоны». На 20 апреля был укомплектован в основном опытным и очень опытным лётным составом.
210 шап: в очередной раз вернулся на фронт 26.3.43, имел много опытных пилотов, но были и молодые, которые за эти недели получили некоторый опыт
805 шап: в очередной раз вернулся на фронт 2.4.43, ситуация схожая с 210 шап.
618 шап: в целом боеготов, хотя несколько лётчиков не имели боевого опыта.
190 шап: имел задачу ввести в строй молодой состав, но ее выполнение срывалось из-за нехватки горючего. Перебазировавшись 18 апреля в Усть-Лабинскую, полк получил приказ продолжать подготовку молодых экипажей, сколачивание групп, бомбометание и стрельбу на полигоне. Однако на следующий день пришел приказ произвести облёт будущего района боевых действий, а 20 апреля полк был брошен в бой. Этот налёт ровно для половины лётчиков стал первым боевым вылетом, вторая половина начала воевать в ноябре 1942 года.
В это время готовилось очередное наступление немцев на «Малую Землю». Подкрепления к ударным группам пробирались на острие вклинения в районе Чертовой горы с трудом, перебегая открытое пространство группами под сильным артогнем и неся потери. Значительная часть занятой немцами территории просматривалась с горы Мысхако, что давало возможность успешно корректировать огонь советских батарей. В ориентировке, переданной утром штабом группы Ветцель в штаб 17-й армии, сообщалось о скептическом настрое командиров относительно перспектив наступления. Кроме того, в связи с замедленным выдвижением резервов задавался вопрос, не перенести ли атаку на один час. В конечном счете запланированное время осталось прежним - 10:00 (11:00 по Москве), но естественным ходом вещей оно чуть сдвинулось «вправо». К 11:00 немецкие пикирующие бомбардировщики только подходили к плацдарму, а пехота должна была подняться в атаку сразу после их удара. [Еще немного о времени начала атаки:]Колебания по этому поводу отразились в немецких документах. Так, начальник оперотдела 17-й армии в 09:15 (10:15 мск) доложил начальнику штаба группы армий, что атака начнется в 10:30 (11:30 мск). Это повлияло и на разнобой в немецких документах с указанием времени начала советского налёта. Все знали, что он начался прямо перед плановым временем начала атаки, но само это время в документах разных уровней указано по-разному.
Однако в этот момент внезапно обрушили первые бомбы на исходные и огневые позиции противника советские бомбардировщики, а за ними и штурмовики. Точности удара по вклинившемуся противнику помогло то, что защитники «Малой Земли» четко отметили передовую, разложив своё бельё. В это время концентрация авиации в воздухе в районе Малой Земли достигла невиданного уровня. Шли одна за другой волны советской ударной авиации в сопровождении истребителей, с запада приближались несколько групп «штук» также в сопровождении истребителей, подходили группы немецких 2-моторных бомбардировщиков. Кроме того, здесь же находились немецкие и хорватские истребители на свободной охоте, а так же истребители 3-го авиакорпуса. Минимальное количество истребителей противника, принявших участие в отражении налёта первых групп, определенное «методом А» - 16 немецких и 4 хорватских. Видимо, в данном случае оно получилось заниженным. Поскольку уровень противодействия, которое оказали при первом налёте истребители противника, важен для понимания событий, остановимся на этом вопросе чуть подробнее. Из участников поименно известны на данный момент 17 лётчиков - 13 немцев и 4 хорвата. Восемь из них к началу советского налёта имели на счету более 10 побед (от 11 до 74), и только четверо побед вообще не имели. Но это не значит, что последние были новичками. Например, погибший в этом бою фон Гордон, судя по знакам отличия (фронтовая пряжка истребителя), имел на счету не менее 20 боевых вылетов. Чего добились эти именитые и не очень пилоты (а так же те, имена которых не установлены), мы увидим ниже. [Перечень установленных пилотов противника, принявших участие в отражении налёта:]4./JG3: Lt Werner Lucas (74), Lt Leopold Münster (57); 6./JG3: Lt Karl-Ludwig Seewald (2); Stab III./JG3: Lt Adolf von Gordon (0); 9./JG3: Oblt Emil Bitsch (54), Fw Emil Ziebler (28), Uffz Erich Kreul (0), Uffz Walter Zimmerman (0); Stab II./JG52: Lt Heinrich Sturm (25), Oblt Wilhelm Batz (4); 4./JG52: Fw Hans Gleissner (36); 6./JG52: Lt Günther Kurz (13), Uffz Friedrich Barnickel (6); 15./JG52: Oblt Ljudevit Bencetić (12), Lt Mato Dukovac (2), Fw Viktor Mihelčič (1), Fw Božidar Bartulović (0). В скобках дано число побед к началу этого налёта. Цифры по немецких лётчикам даны по Прину и могут немного отличаться от более выверенных данных. Информация о хорватских лётчиков дана по книге Бориса Циглича (Boris Ciglić «Messerschmitt Bf109. The Yugoslav Story». Beograd, Jeroplan Books, 2018) и поэтому точна настолько, насколько вообще позволяют сохранившиеся документы. .
а) Удар «Бостонов» Первыми ударили «Бостоны». Девятка 277-го бап отбомбилась в 11:00 по скоплению «танков» (фактически - штурмовых орудий), артиллерии, автомашин и пехоты в 1,5 км северо-восточнее Федотовки. Сопровождавшие группу 277-го бап лётчики 298-го иап наблюдали шедшие эшелонами вдоль берега моря с севера 100-150 Ю-87. В оперсводке 219-й бад «осетра» урезали до 15-20 Ю88/Ю-87, и, возможно, напрасно. Поскольку у противника была примерно сотня исправных Ju87, нижняя граница оценки в ЖБД 298-го иап могла быть близкой к реальности. Из лётных книжек известно об участии минимум трех групп «штук» из пяти имевшихся, но, возможно, решающее наступление поддержали и остальные группы. Из тех же источников видно, что к плацдарму подходили I./KG27 и 5./KG55 (возможно, вся группа II./KG55). Этот перечень, скорее всего, не полон. Группа Ивана Ерошкина не допустила немецкие истребители к своим бомбардировщикам, вела бой с четырьмя Ме-109. Старшему сержанту Н.И. Лобанову был засчитан один сбитый «мессер», однако другие экипажи его падения не наблюдали. При посадке на своем аэродроме Николай Лобанов попал в мягкий грунт, у самолета сложилась одна нога шасси, и он вышел из строя на 9 дней. «Аэрокобра» ст. лейтенанта А.И. Луканцева получила повреждения в воздушном бою и вышла из строя на 4 дня. «Бостоны» 277-го полка вернулись домой без потерь и повреждений и передали 298-му полку благодарность за отличное сопровождение.
Фото из книги В. Романа «Аэрокобры над Кубанью». Киев, 2006. Иван Ерошкин за свою короткую жизнь успел многое, но, вероятно, одно из главных его достижений - отличное сопровождение его группой 277-го бап в обоих налётах 20 апреля 1943 года, которое позволило «Бостонам» этого полка точно отбомбиться и вернуться без потерь. Андрей Вильямсон также участвовал в обоих вылетах на сопровождение в этот день. Он стал Героем Советского Союза, пережил войну. Константин Вишневецкий и Александр Румм - отличные боевые лётчики, как и многие, многие другие в 298-м иап (будущем 104-м гиап).
У двух групп 244-го бап вылет прошел гораздо драматичнее. Их сопровождала группа 16-го гиап капитана А.И. Покрышкина, усиленная четверкой «Аэрокобр» 45-го иап во главе со старшим лейтенантом Д.Б. Глинкой. По ЖБД 16-го гиап, Покрышкин, помимо двух групп «Бостонов», сопровождал также девять Ил-2. В районе цели наблюдались до 20 Ю-87 и до 10 Хе-111 с сопровождением. Четыре Ме-109 попытались атаковать «Бостоны», но Покрышкин лично отразил эту атаку и затем сбил один «мессер», который упал в море юго-западнее Цемесской бухты. При этом он потерял над морем своего ведомого сержанта И.Ф. Савина, который пропал без вести. В донесениях бомбардировщиков всё это выглядело по-другому. Группа Покрышкина, увидев несколько Ме-109, в полном составе ввязалась с ними в бой и оставила «Бостоны» без прикрытия. В результате восемь Ме-109 несколькими заходами атаковали «Бостоны». Самолет младшего лейтенанта Е.Д. Безменовой из группы Киселева при развороте на боевой курс в пяти километрах южнее Новороссийска получил попадание зенитным снарядом в правую плоскость. Сразу же после этого его атаковал истребитель. Вышел из строя правый мотор, и самолет стал резко терять высоту с правым креном. После потери 1900 метров высоты 22-летняя Евдокия Безменова выровняла свой «Бостон» на 900 метрах и снова легла на боевой курс. Отбомбившись по цели, она на одном моторе пошла на ближайший аэродром - Геленджик. Но недалеко от него сдал и второй мотор. Безменова посадила самолет с убранными шасси на маленькую площадку, он подлежал капитальному ремонту. Сама лётчица осталась невредимой, стрелок-бомбардир мл. лейтенант Г.С. Будко при посадке сломал руку, стрелок-радист мл.сержант П.В. Цимбалюк был в бою легко ранен в ногу, а воздушный стрелок ст.сержант И.С. Бирюков получил смертельное ранение в голову и скончался в госпитале. Остальные самолеты группы Константина Киселева смогли отбиться от атак и не пострадали.
Фото позаимствовано с сайта ava.org.ru. Подпись на сайте: «Cтрелок Потапенко и Е.Д. Мамаева-Безменова на самолете А-20 в августе 1943 г.». Комментарий автора статьи: на гимнастерке Евдокии Безменовой присутствует орден Красной Звезды, полученный ею за мужество, проявленное 20 апреля 1943. Имя-отчество стрелка Потапенко - Юрий Прокофьевич. Он участвовал в 1-м налете 20.4.43 в экипаже ст. сержанта В.В. Евсеенкова.
Из группы Петра Волкова при развороте от Кабардинки на боевой курс несколько отстал «Бостон» ст. сержанта И.Н. Эммери. Тем не менее, он отбомбился по цели, а после разворота на обратный курс его в 11:02 атаковали два истребителя. Один из них отвалил из-за начавшегося боя с советскими истребителями (вероятно, с четверкой 45-го иап), а второй преследовал никем не прикрытый самолет Игоря Эммери. «Бостон» с дымящимся правым мотором был разбит при посадке в районе Геленджика и подлежал разборке на запчасти. Пилот и стрелок-радист сержант Н.А. Левченко остались невредимы, стрелок-бомбардир сержант И.Н. Гандзя был ранен в воздухе и погиб при посадке, раненого воздушного стрелка мл. сержанта П.М. Новикова отправили в госпиталь. Остальные самолеты группы Волкова не пострадали, только стрелок-радист мл. сержант И.П. Курилов получил легкое ранение. В свою очередь, экипаж ст. сержанта В.В. Евсеенкова отчитался об одном сбитом Ме-109. На два совершивших вынужденные посадки «Бостона» 244-го бап приходятся две заявки 4./JG3, они на счету самых именитых асов из тех, кто точно участвовавал в этом бою - оберлейтенанта Вернера Лукаса (Lucas) в 11:04 мск и фельдфебеля Леопольда Мюнстера (Münster) в 11:05 мск. Они доложили, что якобы наблюдали падение обоих самолетов в море. Обе группы 244-го полка отбомбилась по цели (по артпозициям и «танкам» в полутора километрах северо-восточнее Федотовки) и наблюдали четыре взрыва, из них два сильных, и один сильный пожар. Полку были засчитаны уничтожение одного склада боеприпасов и одной артбатареи. Осталось сказать о четверке 45-го иап, приданной группе Покрышкина. По боевому донесению Дмитрия Глинки, в районе цели истребителей противника не было, а на отходе были обнаружены два Ме-109 и один ФВ-190 курсом от Геленджика на Новороссийск. Четверка вела с ними безрезультатный бой, в ходе которого «Аэрокобры» также подверглись атаке пары «Яков». Понятно, что это были не мифические «Яки-оборотни» с немецкими летчиками, а самолеты 812-го или 402-го иап. Видимо четверка Глинки в какой-то мере облегчила уход «Бостонов» от цели, но помешать описанным выше атакам не смогла.
б) Группы 230-й шад и 214-й шад Сразу после «Бостонов» к цели подошли четыре восьмерки штурмовиков 230-й шад в сопровождении 19 истребителей. 805-й шап отработал по «танкам», автомашинам, артиллерии и войскам в Широкой Щели 1,5 км северо-западнее Федотовки, а 210-й шап - по аналогичному набору целей в балке 1,5 км северо-восточнее Федотовки (т.е. у основания вклинения боевой группы Гёбель), а также по дороге от Федотовки до этой балки. Очевидно, истребители противника были в это время заняты другими группами, поскольку 230-я дивизия вернулась без потерь, а по истребителям сопровождения не упомянут расход боеприпасов. По ЖБД 210-го шап, две его группы уничтожили 1 танк, 3 бензовоза, 7 автомашин, 3 орудия и до 105 солдат. По 805-му шап данные есть только за день в целом - уничтожены 5 ДЗОТов, 2 автомашины, 1 блиндаж и 95 солдат.
Вслед за 230-й шад шли полки 214-й шад. [Проблема с временем ударов 214 шад:]Относительно времени ударов групп 214-й шад в документах царит удивительный разнобой. Самый вопиющий пример связан с группой майора И.П. Бахтина, командира 190-шап. По ЖБД полка, удар этой группы состоялся в 11:10, по итоговому боевому донесению полка за день - в 11:20-11:30, а по оперсводке 214-й шад - в 11:50-12:00. У других групп разброс меньше, но тоже заметен. По боевому распоряжению для 201-й иад, чей 437-й иап должен был сопровождать три восьмерки Ил-2 190-го шап, «Илы» должны были нанести БШУ в 11:00-11:15 с интервалом пять минут. В то же время оперсводка 214-й шад относит окончание БШУ последней группы к 12:25. Между 11:08 и 11:30 нанесли бомбо-штурмовые удары две группы 618-го шап в сопровождении 402-го иап. Группа ст. лейтенанта В.Ф. Черного одним заходом ударила по огневым позициям артиллерии и минометов в районе высоты 307,2 и затем, в том же заходе, углубилась на 7-10 км на запад и проштурмовала автомашины на дороге Глебовка - Юж.Озерейка. Ведущий доложил об уничтожении двух зенитных орудий, восьми автомашин и до 30 солдат. В ходе этого долгого захода минимум три самолета (все - одноместные) отстали от группы. Мл. лейтенанта М.П. Верятина на отходе атаковали два Ме-109. На подбитом самолете он перетянул через бухту, выпрыгнул с парашютом в районе Дообского маяка и был доставлен в часть на самолете Р-5. «Ил» мл. лейтенанта Е.Н. Андреева при штурмовке целей у высоты 307,2 был поврежден зенитным огнем и затем атакован тремя Ме-109. По донесению летчика, он подбил один из истребителей, затем над морем был подбит парой Ме-109, на почти неуправляемом самолете развернулся к «Малой Земле» и произвел вынужденную посадку у Станички. «Ил» при этом развалился на части и затем был окончательно уничтожен огнем противника. Сам Евгений Андреев не пострадал, не считая того, что при приземлении он на какое-то время потерял сознание. Ночью лётчика переправили морем в Геленджик, а затем на машине по кружному маршруту через Туапсе и Майкоп доставили в часть к 25 апреля. Мл. лейтенант Ф.Н. Миронычев был сбит истребителями и попал в плен. Видимо, именно к этому случаю относится заявка уже упоминавшегося Мюнстера на Ил-2, сбитый в 11:08 северо-западнее озера Абрау. Для немецкого аса эта заявка стала 60-й. [О сложной судьбе Миронычева]Сохранилось изложение его допроса в документах разведотдела немецкой 17-й армии. Фамилия не указана, но из штурмовиков в плен 20 апреля попал только он. Миронычев показал, что это был его первый боевой вылет, как и всех остальных в группе, кроме опытного ст. лейтенанта (ведущим группы был В.Ф. Черный, который воевал с августа 1941 года). На самом деле для Миронычева это был девятый боевой вылет, вышеупомянутые Верятин и Андреев начали воевать на Ил-2 под Сталинградом в ноябре 1942 года. Поскольку не все участники этого вылета известны поименно, нельзя сказать, был ли среди них хоть кто-то без боевого опыта. Федор Миронычев вскоре сбежал из плена и вернулся в часть. Однако 24.7.1943 по неизвестной автору причине он был осужден военным трибуналом на 10 лет ИТЛ, причем не с отсрочкой до конца войны и не с отправкой в штрафную часть, что было стандартной практикой. Весь срок он отсидел реально. Вряд ли приговор был связан с его пребыванием в плену.
Вторая группа (ведущий ст. лейтенант И.В. Битюков) сделала два захода по огневым позициям в районе высоты 307,2 и отчиталась об уничтожении 6 орудий полевой артиллерии, 1 миномета, 1 склада боеприпасов и до 50 солдат. Группа Битюкова потерь не понесла, а воздушный стрелок сержант Б.Т. Шаныгин сбил один Ме-109. Возможно, это был лейтенант Адольф фон Гордон (Gordon, Stab III./JG3) на самолете Bf109G-4 №14946, который числился пропавшим без вести в бою с «Илами» после 11:15 мск. 10 Як-1 402-го иап, которые сопровождали обе группы 618-го шап, вели бой с 4 Ме-109 и 1 ФВ-190, об успехах не докладывали и, как мы видели, не смогли предотвратить потери в одной из групп. Сам 402-й полк потерял в этом вылете трех летчиков-мл.лейтенантов: П.В. Масленников был сбит в воздушном бою и погиб, а И.Н. Чернышев и Д.И. Колошин пропали без вести. Они закончили лётные школы в 1940-41 годах, имели общий налёт 162-229 часов, в том числе на Як-1 25,5-30,5 часов, т.е. по сравнению с лётчиками выпуска 1943 имели солидную подготовку. Но для всех них это был первый боевой вылет.
190-й шап по каким-то причинам нанес удары с запозданием - по крайней мере, две группы из трех. Как уже упоминалось, с определением времени их ударов есть проблемы, крайние точки по документам - 11:10 и 12:25. Документы немецких сухопутных войск, при всём их обилии, не позволяют уточнить хронометраж. Хорошим ориентиром могли бы быть заявки немецкой авиации на сбитые «Илы». От истребителей Bf109 есть четыре заявки на «Илы» в 11:07-11:10 мск и еще две в 12:05. Т.к. 230-я шад в этот период потерь не имела и, насколько известно, даже не подверглась атакам, все эти заявки явно относятся к 214-й шад. К сожалению, дополнительную неопределенность создаёт участие в бою штурмовиков FW190 из II./SchG1. 20 апреля их лётчики заявили о 5-6 сбитых самолетах, среди которых могли быть и «Илы». По крайней мере, как видно из донесений советских групп, самолеты ФВ-190 участвовали в атаках на них. Увы, время ни одной из заявок немецких штурмовиков в этот день не известно. [Об успехах FW190 в воздушных боях 20 апреля:]В разных немецких донесениях указаны 91 или 92 самолета, сбитых истребителями и штурмовиками за день на Кубани. На истребители приходится 86 заявок, соответственно, на долю FW190 остаются пять или шесть самолетов.
Группа командира полка майора И.П. Бахтина сделала два захода по артиллерии и пехоте в районе высоты 307,2. «Илы» встретил сильный зенитный огонь. Обстановка в воздухе уже была нездоровой - в районе цели отмечено до 20 Ме-109. Известно об участии не менее 18 Bf109, включая 4 хорватских, и неизвестного числа штурмовиков FW190. «Илы» и истребители сопровождения (6 Ла-5 437-го иап, ведущий лейтенант Н.Н. Смирнов) вели бой с 12 Ме-109 и 2 ФВ-190. Мл. лейтенанту В.М. Храпову был засчитан один сбитый Ме-109. Мл. лейтенант С.Ю. Ясанис получил тяжелое ранение и выпрыгнул с парашютом, впоследствии вернулся в строй. Еще два Ла-5 имели пулевые пробоины, но вернулись нормально. В столь сложной обстановке группа Смирнова сделала всё, что могла, но полностью предотвратить потери «Илов» не получилось. Тем не менее, штурмовики оценили сопровождение как отличное. Согласно ЖБД полка, группа уничтожила 5 зениток, 7 артиллерийских орудий, 6 минометов, 3 автомашины и до взвода пехоты. Сержант М.П. Данилин на одноместном Ил-2 был сбит истребителями, упал в горах и погиб. Это был его четвертый боевой вылет. Ил-2 сержанта К.А. Рябова был подбит и сел на свой аэродром с полувыпущенным шасси, получив тяжелые повреждения. Его стрелок красноармеец Ф.Д. Ягин доложил об одном сбитом Ме-109, сам получил тяжелые ранения и был отправлен в госпиталь, впоследствии вернулся в строй.
Фото одного из самых известных фронтовых фотокорреспондентов Е.А. Халдея. «Илы» над Цемесской бухтой. На переднем плане - защитники «Малой Земли».
Группа ст. лейтенанта А.Н. Меньшикова (8 Ил-2) в сопровождении 5 Ла-5 (ст. лейтенант И.П. Чурилов) под сильным зенитным огнем сделала два захода по той же цели. Истребители вместе с штурмовиками в районе цели вели бой с 20 Ме-109. Мл. лейтенант Б.М. Титов подбил один Ме-109, Ла-5 мл. лейтенанта И.В. Яшелина был сбит и упал в море, лётчик погиб. Тяжелые потери понесла и группа «Илов». Ведущий экипаж Меньшиков - сержант Е.И. Веселков был сбит. По некоторым наблюдениям, Меньшиков выпрыгнул с парашютом, но в итоге экипаж пропал без вести. Подбитый экипаж сержант А.О. Бессчастнов А.О - сержант Г.С. Выборнов после удара вместе с группой перетянул Цемесскую бухту, но потом отвернул, видимо в попытке произвести вынужденную посадку, и пропал без вести. Экипаж сержант Е.К. Ильин - сержант Н.С. Минин сначала числился сбитым и упавшим в море, но 25 апреля оба были обнаружены в госпитале в Шапсугской с тяжелыми ранениями. Евгений Ильин вернулся в строй 20.6.43, а Николая Минина комиссовали. Воздушному стрелку сержанту А.И. Авдееву был засчитан один сбитый Ме-109. В документах 190-го полка сопровождение этой группы истребителями оценено как плохое, но вряд ли при таком численном превосходстве противника можно было избежать потерь. По ЖБД полка, группа уничтожила 4 зенитки, 8 артиллерийских орудий, 3 автомашины и до взвода пехоты.
Группа лейтенанта Д.Э. Товадзе (6 Ил-2) в сопровождении 5 Ла-5 (мл. лейтенант А.И. Балясников) также сделала под сильным огнем два захода по той же цели, наблюдалось 20 Ме-109, но истребители вели бой лишь с восьмью из них, пытавшимися атаковать. Видимо, основные усилия немцев были сосредоточены на других группах. Штурмовики и истребители третьей группы потерь не понесли, а Алексей Балясников доложил об одном сбитом Ме-109, который упал в море. Очень похоже, что именно он сбил немецкого аса фельдфебеля Ганса Гляйснера (Gleissner) из 4./JG52, за которым числилось 37 побед. Того якобы таранил «Киттихаук» в одном километре северо-западнее Кабардинки в 12:00 мск. Однако «Киттихауков» в воздухе не было, да и подходящих случаю столкновений самолетов не обнаруживается. По ЖБД полка, группа Товадзе уничтожила 1 ДОТ, 4 автомашины, 7 артиллерийских орудий, 1 зенитку, 3 миномета и до взвода пехоты. Воздушному стрелку сержанту А.И. Куразову был засчитан сбитый Ме-109.
Во время описанных выше событий в воздухе находилась также группа 11 Як-1 812-го иап, ведущий - майор Д.Е. Николаенков. Вместе с девятью летчиками полка, для которых это был первый в жизни боевой вылет, в состав группы вошли два опытных лётчика 42 гиап - ст. лейтенант И.М. Горбунов и сержант М.И. Косса. Группа имела задачу свободным полетом прикрывать действия бомбардировщиков и штурмовиков. В район прикрытия требовалось прибыть в 10:50, т.е. за 10 минут до начала массированного налёта. После налёта группа Николаенкова должна была сопровождать ударную авиацию до её аэродромов. Фактически истребители в 10:50 только взлетели с аэродрома Красноармейская (85 км по прямой до района прикрытия). По ЖБД 812-го иап, группа вела бои с 10 Ме-109, 8 Ю-87, 8 Ю-88 и 2 Хе-111. После первых же атак по бомбардировщикам (что не было задачей в этом вылете) и стычек с истребителями группа распалась на пары и одиночные самолеты, которые бились, прикрывая отход ударных групп. Лётчики заявили о четырех сбитых Ме-109. Кроме того, Тимофей Новиков поджег левый мотор одного Хе-111, этот самолет также был засчитан как сбитый. Пара из 42-го гиап после распада группы действовала самостоятельно, Михаил Косса доложил об одном сбитом Ме-109. Удивительно, что сама группа в этом хаосе пострадала незначительно. Ст. сержант А.И. Иванов был подбит и ранен, при вынужденной посадке южнее Крымской его «Як» разбился, а летчик попал в госпиталь, из которого вернулся 7 мая. Кроме того, самолет Дмитрия Николаенкова получил пулевые пробоины.
Итоги 1-го налета не поместились в эту часть, см. следующую ...