Воздушные богатыри.

May 05, 2020 02:22

1. В числе самых-самых любимых мифов про РКПМ находится миф о якобы мировом превосходстве царской авиации в период ПМВ.
И самолетов-то в ней было больше всех; и летчики-то там были самыми в мире лучшими; и самолеты передовая царская промышленность делала такие, что весь мир повторить не мог.
В качестве подтверждения приводятся единичные боевые эпизоды, - иногда даже почти реальные, хотя не без всемерного приукрашивания; и цифири статистики с числом и пудами/фунтами веса бомб, числом боевых вылетов и их результатами.
Все это должно в нужном направлении давить на мозги читателей, и реально на многих давит - особенно если эти мозги недоразвитые, информацией не владеют и находить ее не умеют, а только принимают на веру всё подсунутое готовым. И никаких примеров для сравнения не получают.
2. В реальности, подавляющее большинство царских "русскихЪ" самолетов были ухудшенными (!) копиями иностранных конструкций, и это копирование шло с заметным запаздыванием. И количество, и качество царских самолетов резко уступало развитым странам - и противникам, и союзникам.
Об этом уже есть тут ряд постов, и накопился материал на их продолжение.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/96013.html Царские самолеты-истребители
https://alan-a-skaz.livejournal.com/99524.html Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(1)
https://alan-a-skaz.livejournal.com/100282.html Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(2). Начало начал.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/100362.html Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(3). ДуксЪ.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/100740.html Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(4). Гуси-лебеди.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/100967.html Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(5). Ах, Одесса!
https://alan-a-skaz.livejournal.com/107978.html Родинаслонов и авиация. По сусекам-1.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/108124.html Родинаслонов и авиация. По сусекам-2. Это вам не сахар.
продолжение следует. ;-)
3. Самое неприятное для мифотворцев про РКМП - тотальная зависимость царской "русской" авиационной "промышленности" от иностранных поставок. Своих авиамоторов в РИ не было вовсе - были в основном зарубежные поставки, плюс некоторое количество (до 25% от общего) иностранных моторов (или их ухудшенных русских копий) производилось на территории РИ, в основном филиалами иностранных фирм - и то все равно с участием импортных комплектующих. Подшипники и то свои в РИ делать не умели, магнето и т.п. тоже обычно завозились готовыми из за границы.
4. Однако небольшое (мизерное, если быть честным!) количество конструкций самолетов были вправду русскими (об этом тоже есть в упомянутых постах). И рекорд по раздутому мифотворчеству среди них, безусловно, принадлежит самолету "Илья Муромец" (ИМ) конструкции И.Сикорского.
5. Часть восхвалений ИМ даже являются более-менее правдивыми, - что для хрустобулочных рассказов почти чудо.
Это вправду был первый в мире многомоторный самолет.
Это вправду был, на момент создания, самый тяжелый в мире самолет.
Он вправду успел поставить несколько мировых рекордов - по высотности, грузоподъемности, дальности и длительности полета. Может, еще по каким-то показателям.
6. Но все эти рекорды были поставлены в тот (весьма короткий!) промежуток времени, пока у него не было аналогов и конкурентов. Появившись, эти конкуренты сразу же оставили ИМ позади по многим параметрам, а вскоре - и по всем остальным. А потом ИМ уже оказался безнадежно отсталым от всех своих аналогов из более развитых стран, в т.ч. даже из Италии.
7. Неустанно повторяю истину, азбучную для знающих людей, - но навеки засекреченную для безграмотных дебилов, особенно хрустобулочникЪовЪ:
Уровень развития промышленности оценивается по ее МАССОВОЙ и СЕРИЙНОЙ продукции.
К его оценке НИКАКОГО отношения не имеют, и не могут иметь, единичные экземпляры самоделок, - неважно, какой уникальностью и какими прочими сверхдостоинствами эти самоделки обладают.
Тем более если эти самоделки делаются с применением импортных (!) критично важных (!) комплектующих. А двигатели ИМ именно такими и были, - и не только они.
8. На этом месте меня некоторые безграмотные, - но не совсем безмозглые, - спрашивают: а как же атомные бомбы и космические корабли? Разе они массовые изделия?
Хороший вопрос, - но плохое понимание темы.
Атомная и космическая промышленность - это именно промышленность, причем высокоразвитая. А единичные изделия, ими создаваемые, являются лишь вершиной мощной технологической пирамиды.
Например, атомную бомбу до сих пор могут создавать лишь немногие государства планеты, - хотя "чертеж атомной бомбы" любой более-менее грамотный школьник уже давно может нарисовать в тетрадке, или позаимствовать в Википеди.
Поскольку для создания хоть одной бомбы нужны в определенных количествах специфические изотопы урана, или плутония и других делящихся материалов. И эти материалы должны обладать необходимой изотопной чистотой.
Вот их-то наработка и является главной лимитирующей стадией ядерной промышленности и военных ядерных технологий. Тут без ОЧЕНЬ развитой промышленности не обойтись. Германия, например, первой (!) в мире начав ядерную гонку, до результата так и не дошла.
С космической промышленностью примерно так же: даже один космический запуск невозможен без целого набора высоких технологий, до сих пор доступных единичным странам на планете.
Когда такая технологическая база есть, уже можно делать ядерные бомбы или космические корабли - от единиц до любых заметных количеств. Когда такой базы нет, не получится НИ ЕДИНОГО.
9. Так вот, вернувшись к ИМ. Не был он продукцией развитой промышленности, - потому, что такой промышленности в РИ не было.
Не был он "полностью русским" - потому что для него требовались иностранные моторы и другие импортные компоненты, критично важные.
Не был он по настоящему серийным: производство его было все время кустарным, на ходу конструкция доделывалась и переделывалась, экземпляр от экземпляра мог иметь серьезные отличия. Хотя бы потому, что нужного количества одинаковых нужных компонентов (например - моторов) могло не хватать, и часто не хватало, ставили что было, с соответствующими изменениями в конструкции.
И количество его не было массовым. Несколько десятков экземпляров в сумме; из них не более 20-30 одновременно находящихся в строю, на всю страну; и на боевое применение их пускали только поодиночке или парами. Так что все рассказы о "массированных бомбардировках" или "стратегических бомбардировках" с применением ИМ - заведомо брехня.
Но отдельный рассказ о ИМ еще предстоит.
А пока хочу следующие посты посвятить не ему, а его иностранным аналогам, - якобы вовсе не существовавшим в тогдашнем мире.

ИлМур, ликбез, без-ретуши, РКМП, авиация, родинаслонов., ПМВ

Previous post Next post
Up