Прежде чем переходить к теме "пограничья" - что подразумевает такие области творчества, которые собственно альтерризмом не являются, но могут легко и свободно давать "выходы" на прямой альтерризм, открывать двери в альтерру - поговорим ещё немного
о моделировании и погружении, тем более что в зоне "пограничья" эти методы актуальны ничуть не менее, чем в сфере собственно альтерризма.
Мы полагаем, что сейчас имеет смысл "поскрести по сусекам" и подсобрать сюда то, что уже было выложено насчёт моделирования и погружения в других местах (этого будет немного, но пусть уж будет и здесь), ну и кое-что новое добавить тоже получится. Данный пост представляет собою вот именно что "кое-что новое" - а вслед за ним мы, скорее всего, выложим сюда парочку текстов уже опубликованных, ну может малость модифицированных.
Итак, поехали. Сейчас мы предлагаем связать между собою такие темы как "моделирование и погружение" - "игра в ассоциации" - "альтерризм и погранзона".
Говоря об игре в ассоциации, мы прежде всего имеем в виду нашу любимую игру в стихотворные ассоциации, о которой мы достаточно подробно рассказывали
вот здесь. Существует огромное количество разных других "игр в ассоциации" - то есть игр, построенных на ассоциациях - но с ними мы знакомы в меньшей степени, и посему предлагаем желающим произвести аналогичное исследование самостоятельно: каждый может взять свою любимую игру в ассоциации и рассмотреть её на предмет применения в ней моделирования и погружения, а также на предмет возникновения / выявления по ходу оной игры альтерристической погранзоны.
Ну а мы, стало быть, рассмотрим свою любимую игру в ассоциации - ассоциации стихами. Подробно о ней, как уже было сказано, смотрите по ссылке выше, вкратце же необходимо отметить вот что.
Каждый игрок, совершая свой ход, даёт следующему игроку некий стих (или часть стиха) - который представляет собою запрос (заказ / вопрос), на который следующий игрок должен дать ответ (а именно стих, являющийся запросом уже для следующего игрока). Напомним: моделирование - всегда запрос, погружение - всегда ответ. Что мы наблюдаем в данном случае?
Получая запрос - то есть слушая / читая предложенный предыдущим игроком стих - игрок прежде всего воспринимает этот стих непосредственно, образно. Стих может быть знакомым или незнакомым - это неважно; важно, что в момент восприятия этого стиха у игрока рождается внутри некий образ, с предложенным стихом ассоциированный - это может быть некая картина-"иллюстрация" увиденного в стихе, а может быть какой-то совсем другой мыслеобраз, который родился как отклик на прочитанное / услышанное (некое воспоминание, идея, предположение, предложение… - короче говоря, всё что угодно, любой мыслеобраз). Рождение этого образа происходит в акте погружения, и результат этого погружения - то есть собственно ответ на предложенный стих - это в обычном случае ещё не готовый стих, который будет озвучен / написан в качестве игрового ответа, а некий, повторим, "предварительный" мыслеобраз-отклик, с предыдущим стихом ассоциированный.
Нет, ну то есть конечно порою бывает и так, что при первой же подаче стиха-запроса в ответ немедленно приходит на ум готовый "ход", бывает даже и такое, что запрос-ответ зубодробительно привычны, как какие-нибудь "е-два - е-четыре" - но на самом деле в таком случае происходит просто "проскакивание", пропускание этапа рождения мыслеобраза (который, собственно говоря, и составляет особую ценность этой игры, который собственно и позволяет играющим познакомиться с "языком" понятий друг друга, осознать основные "ключи" восприятия собеседника).
Итак, восприятие предложенного стиха = акт погружения = рождение ответного мыслеобраза. Что дальше? Как мы переходим от своего новорожденного мыслеобраза к тому, чтобы дать игровой ответ, предложить следующему готовый стих?
Вот тут-то мы как раз и прибегаем к моделированию. Мы задумываемся, мы начинаем перебирать - каким же готовым стихом мы точнее всего обозначим возникший у нас мыслеобраз? Иногда думаем долго, иногда быстро - и вот оно: эврика, вот наш ответ! Смотрите, как точно отобразил некий поэт то самое, что мы почувствовали - и что мы хотим сказать предыдущему игроку в ответ на предложенный им стих!
Вот она перед нами в действии - ритмика моделирования и погружения, рассматриваемая в зоне вроде бы как совсем не альтерристической. Это всё очень похоже на то, о чём рассказывает Джанни Родари в своей
"Грамматике фантазии" - разница только в том, что,
как мы уже говорили, мыслеобразы у Родари рождаются слишком быстро: едва лишь только он заслышит вопрос - как получает от себя самого целый шквал ответов, погружение доминирует - и автор оказывается не в состоянии сознательно отделить / отличить его от моделирования.
Элементарную основу игры в ассоциации рассмотрели, едем дальше. Что получается в результате добротной, качественно сыгранной партии в ассоциации?
Получается некая весьма интересная картина, впечатляющая панорама - составленная из причудливо сплетённых тем и сюжетных линий, подразумевающая некоторую единую мировоззренческую конструкцию; это нечто совершенно иное по сравнению с просто "набором стихов любимых авторов", прочитанных игроками друг другу - нечто качественно новое, явление совсем другого уровня сложности. Сию картину можно рассматривать с самых разных ракурсов - можно, например, с философского, а можно и с сюжетного: ведь эти разрозненные стихи легко и естественно складываются в единые сюжеты - как если бы перед нами была целая поэма, склеенная из вырезанных кусков хоть бы даже и газетного текста.
И вот тут мы - сами того не замечая - вплотную приближаемся к теме пограничья.
Кусочки готовых стихов, сложившиеся в сюжеты, образуют собою некую "канву" - как бы "сценарий", "либретто" некоторого произведения, которое просматривается сквозь эту "канву" как через пушкинский "магический кристалл" (с). Данная канва являет собою "запрос", возникающий в акте моделирования - типа, "хочется понять, что могут означать эти осколки событий, как мы можем связать между собою пламенное объяснение героев в первом стихе и сцену сражения во втором? Быть может, это означает то-то и то-то?" - мы начинаем конструировать, "придумывать", то есть моделировать, что может означать всё это вместе взятое. И когда мы наконец-то складываем всё это в более-менее непротиворечивую картину - тут (если, конечно, участники игры ещё не устали:)) снова наступает пора прибегнуть к погружению. "Мы вот так ловко придумали, что это было так и эдак - а интересно, как на самом деле? Как именно оно происходило?.."
И тогда - если участники игры, конечно, ещё не устали:)) - в ответ на запрос (заказ / вопрос) моделирования мы можем получить в акте погружения весьма интересные результаты. "Как именно? - хо-хо!.. Да оно и вообще было не так, а вот эдак и вот так! А это - вот так и вот эдак; и складывается всё это совсем иначе, чем предполагалось, а главное - вооот что ещё там было очень важное, но совсем ни капельки в смоделированной схеме не отображённое!.."
Таким образом мы - как бы сами того не замечая:)) - вступаем на территорию пограничных пустынных пространств, где земля уже дышит жизнью, но на ней пока ещё почти ничего не растёт; где любая норка может оказаться переходом в нору хоббита, а любая речка - впадать в Андуин или Сирион, а то и в Воды Пробуждения - Куивиэнен (несомненно, читатель догадывается, что реалии толкиновской Арды мы приводим исключительно в качестве примера:)) В ответ на совокупность "вымышленных" конструкций рождается целостный образ-история - живая, объёмная, разбегающаяся во все стороны ручейками многослойных сплетений мыслей и поступков персонажей. Начинают просвечивать какие-то дальние дали, ощущаться какие-то глубинные подосновы… Того и гляди, развернётся перед мысленным взором целый роман - а может, и вовсе приоткроется заветная дверь: заходишь? не заходишь?..
Вот такое оно - пограничье. Ещё не альтерра, о нет! - но всегда присутствие некоего обещания, некоего "почти". Это "почти" в определённом смысле весьма обманчиво - ведь можно всю жизнь так и протоптаться перед разнообразными дверцами, не решаясь войти ни в одну (войти - страшно, войти - это броситься в пропасть, взять на себя полноту встречи с новым миром!) - утешая себя тем, что войти-то можно в любую минуту в любую дверь: типа, как только захочу - так сразу в любую и войду!..
Так-то оно так, да совсем не так. Всё намного сложнее. В каком-то смысле всё это подобно любовным отношениям - и об этом мы какое-то время назад
уже говорили; сейчас лишь только отметим, что мечты о любви, вздохи о том чтобы обрести пару формально вроде как не мешают практическому обретению оной - по факту же, если человек устойчиво предпочитает только "любоваться на дверцы", то его шансы на реальное вхождение хотя бы в одну из них неуклонно (хотя и постепенно) падают. Вот и с альтерризмом то же самое.
А сейчас мы подавим зевоту, задвинем мораль - и попробуем развеселить читателя примером, который лично нам очень нравится. Если нам не удастся доставить удовольствие читателю - то по крайней мере мы доставим удовольствие самим себе, а почему бы не сделать этого на страницах нашего же собственного журнала?:))
Речь вот о чём. Около полутора лет назад, в декабре 2009, мы с френдами
darling_elena и
lomenille, а также при участии других друзей, сыграли замечательную партию в ассоциации. Получилась очень красивая, многоступенчатая, насыщенная плетёнка на тему "дорога без начала и конца" (иначе говоря - "творчество и судьба"). Когда мы выложили перед собою все "косы" этой плетёнки в "причёсанном" виде (на результаты сего труда можно полюбоваться
вот здесь), то перед нашим мысленным взором нарисовалась умопомрачительная история, позже получившая название "Где твои крылья, или Место встречи - "Грааль Набекрень"". Рождение означенной истории происходило как раз таким вот образом, который описан выше - сперва отдельные фрагменты сложились в мозаику, затем картина "задышала". (О! Вот ведь и ещё один достаточно точный образ относительно моделирования и погружения - принцип "живой и мёртвой воды": "мёртвая" вода помогает внешним образом собрать схему - а "живая" открывает внутренний источник силы организма!)
"Грааль Набекрень" представляется нам достаточно показательным примером на тему всего вышеизложенного, посему мы приглашаем читателей (особенно тех, кто не видел этой истории раньше) обратить на неё своё благосклонное внимание. Конечно же, по ходу дела мы, КираТата, оттягивались во весь рост и прикалывались от всей души - однако по ходу дела же мы и ощутили в очередной раз трепетное дыхание пограничья, дыхание более-чем-наше. Так что прощались мы со своими героями очень нежно - от всей души желая им удачи в их будущих странствиях по мирам:))
Короче говоря, кому интересно - заходите сюда:
"Где твои крылья,
или
Место встречи - "Грааль Набекрень"" Иллюстрации, использованные в коллаже, обнаружены в Сети:
здесь,
здесь и ещё в паре мест, куда ссылки сейчас уже не ведут.
К оглавлению трактата "Альтерра и мы"