Начало -
вот здесь. 2.
А вот теперь обещанный кровавый сюжет.
Начнём с того, что среди обильной родни Гаи-Маярны-лётчиков-контрабандистов и пр. имеется некто Яуз, не случайно служащий в сем повествовании связующим звеном. Знаток Востока и Запада, легко выступающий в качестве хоть арийца, хоть неарийца, хоть чёрта с дьяволом, знаток боевых искусств и фольклорист, контрабандист - с таким багажом да контрабандистом не быть! - дока в общении с музейщиками и магами, организатор молодёжных слётов - как по принципу "знай и люби свой край", так и по принципу "дети разных народов, объединяйтесь" - длинный, рыжий, тощий, узловатый, нежданно могучий, всемерно зубастый, с хищной ухмылкой… Экстравагантного господина Яуза можно описывать долго. Кстати говоря, и Яуз и Гая с Маярной являются так примерно потомками авторов небезызвестной песни про четыре мумии, которая нет-нет да и придёт мне на ум; однако поразмыслить над вековой давности хитом ещё успеем, сейчас о другом.
Было это в тот год, когда мне наконец удалось найти дорогу домой и прибыть на Землю Алестры в составе Организации Троек, своеобразной команды волонтёров (в нашем случае "разведчики-волонтёры" - юные странники по мирам, имеющие целью нанесение истины и причинение добра, местами в особо тяжких извращённых формах:)) Есть основания считать большую часть волонтёров ОрТр также и альтерристами - ведь когда некто живёт в двух и более мирах, при этом телесно достичь одного мира из другого не может, сии миры по определению взаимно являются альтеррами. Организация Троек называлась так потому, что боевые единицы были сгруппированы в тройки, при этом личности и тела соотносились произвольно: на одну личность могло приходиться от одного (и даже менее) до трёх (реже более) тел - попросту говоря, исходно-то тела были рассчитаны на конкретных юзеров, но по факту народ приходил и уходил, используя тела на манер комнат в общаге. Про эти штучки я неоднократно говорил в других текстах, но считаю необходимым напомнить особо, ибо сие имеет прямое касательство к сюжету.
Безобразный водевиль, именуемый "история с филиалом Школы в Северном Городе" соединяет Четвёртую Тройку, Тринадцатую Тройку и Яуза; к Тринадцатой Тройке, как вы знаете, имею отношение лично я - хотя в данном случае я как раз отсутствовал, моим телом управляли другие - а вот про Четвёртую необходимо говорить отдельно. Подчеркну сразу, что лично я с оной тройкой общения не имел, поскольку в полной мере вселился когда от неё остался лишь миф, так что дальнейшее следует рассматривать не как отчёт, а как продолжение "поэмы о столпах вселенной"; поэзия сия питается отчасти доступной мне общей памятью ОрТр, отчасти зафиксированными свидетельствами очевидцев, отчасти приватными беседами.
Чётвёртая Тройка видится мне плавно-подвижной группой стройных тонколицых шатенов - принцеподобных, печальных, серьёзных; ума не приложу, сколько их там на каком этапе было: один, двое, и впрямь трое, последовательно или параллельно - однако воображение рисует двоих, помладше и постарше; может это два брата, может две сестры, может сестра с братом / брат с сестрой. Если пытаться угадать возраст, то представляется, что это существа, взрослеющие скорее как у нас на ЗА, чем как на Земле-здешней - то есть формально им может быть много лет, но фактически это дети или подростки, не взрослые и уж тем более не зрелые. Из чего это следует (и следует ли) - обрисую ниже.
Занятно, что по сравнению с историей Гаи и Маярны ситуация вокруг Четвёртой смотрится "зеркальной": если там чада дикого леса прибывают к людям цивилизации - то здесь ОрТр вообще и Четвёртая в частности выступают в роли пришельцев, несущих просвещение воинственным дикарям. В подобном положении отчасти находился и Яуз, не только по рождению бывший восточником, но и сотрудничавший с восточными структурами, занимавшимися гуманитарно-просветительской помощью жителям Запада; фактически, Четвёртая и Яуз оказались в общении именно через эти круги, при том что формально должны были быть врагами - члены ОрТр выступали как союзники неарийцев, Яуз же в числе прочего состоял в арийском офицерском чине.
Четвёртая Тройка всемерно являла познания в области разнообразных видов "танца-борьбы", натаскивала в этих делах коллег из ОрТр и продвигала идею, что способность себя защитить повышает склонность к великодушию, что рукопашная сближает врагов, что "мастера боевого танца" враждующих сторон всегда найдут общий язык - поэтому как только все научатся как следует драться, так сразу же и договорятся о мире. Четвёртая с достоинством носила титул "Танцующие Дьяволы" (чертями-дьяволами именовались в Городе все члены ОрТр, а знаменитые имели особую титулатуру) и активно общалась с молодёжью Северного - утверждая ту мысль, что взрослые арийцы и неарийцы пребывают в косности, зато молодые способны совершить рывок и протянуть навстречу друг другу руки поверх баррикад. При этом отношения с реальной молодёжью у Четвёртой были сложные.
Из анналов известно, что Танцующие Дьяволы постоянно затевали с милитаризованными арийскими подростками мимолётные знакомства - всякого рода споры-потасовки, в которых неизменно побеждали, после чего требовали от противника произнести что-нибудь вроде "неарийцы умеют драться не хуже арийцев" или "я больше не буду называть неарийцев животными" - в случае же отказа могли безвозвратно отобрать у побеждённого оружие и/или символически изобразить его "временную смерть". В результате одни ребята восхищались Четвёртой, практически боготворили, другие, наоборот, злились и мечтали о реванше - кроме того, многих задевал менторский тон Танцующих Дьяволов: с виду будучи юными и нежными, они держали себя "мудрыми наставниками", при этом вникать в "грязные" реалии уличной жизни не хотели и куда более жёстко относились ко всяким обыденностям подростковой среды, чем это было в ней принято.
Парадоксальным образом вышло, что идеализм и ригоризм Четвёртой пришёлся по душе прожжённому цинику Яузу. Возможно, сыграла роль специфика его отношений с молодёжью: подростком он немало колесил по юношеским слётам, повзрослев, сам сделался организатором подобных мероприятий, поначалу для родни - должен же кто-то отвлекать детей, чтобы те от скуки не совали нос в нелегальные дела взрослых:) - потом и шире. В отношении Четвёртой Яуз, надо полагать, испытывал клубок противоречивых чувств: специфическая двойственность Танцующих Дьяволов призывала одновременно и "последовать за мессией-харизматом" и "оказать покровительство младшему". Кроме того, Яузу не могло не импонировать критическое отношение Четвёртой к Востоку - оба сходились на том, что Восток совсем не идеал, что необходимо делать всё по-новому - вот, например, попытаться построить на Западе союз юношества разных народов, в котором объединятся лучшие достижения враждующих, схватка переплавится в мир и т.п.
Не вдаваясь в детали ситуации, следует отметить факт, что создать в Северном Городе филиал Школы Следователей, которая с самого основания была единственной на всю страну, было по разным причинам интересно целому ряду партий - так что когда дело дошло до открытия, проект был битком набит представителями противоборствующих сторон. В этом компоте Яуз и Четвёртая были даже не самыми активными, хотя Четвёртая, несомненно, выглядела экстравагантно: будучи формально врагами существующего порядка - а филиал ведь был организуем практически легально - Танцующие Дьяволы изъявили желание быть принятыми не в ученики, а в преподаватели на приличествующую ставку и даже оставили соответствующие заявления. По всей видимости, то была не просто шутка, а дерзание - эти существа вполне могли дать ученикам филиала урок и канонической борьбы, и неарийского поединка, и боевой рукопашной, и самообороны голыми руками против оружия.
Информация об инициативе Четвёртой мгновенно сделалась достоянием преподавателей и абитуриентов, страсти закипели, часть народу счастливы были бы принять Четвёртую, часть наоборот - и тут в дело неожиданно оказалась втянута Тринадцатая Тройка. На тот момент в ней не было меня, а мои друзья, составлявшие тогда Тринадцатую, в ситуации не разбирались и вообще плохо всё помнят, так что нахрена их потянуло развлекаться именно сюда, сказать трудно. Развлекаться, впрочем, наши любили и во все дыры охотно лезли:) Как бы то ни было, Тринадцатая Тройка явилась в новоорганизованный филиал, оставила заявления на приём и тут же оказалась схвачена - что, в общем-то, входило в план развлекухи, так что, как говорится, шалость удалась. Тот факт, что развлечение кончилось кровавым безобразием и гибелью половины подростков, был неожиданным, хотя в своём роде штатным - впрочем, рассуждать будем потом.
Для пущей внятности привожу фрагмент одного из отчётов, который вполне согласуется с воспоминаниями моих друзей - лично у меня на сей счёт воспоминаний нет.
"Электрон сперва огорчился - а где же Четвёртая? мы так ждали… потом пришёл в ярость - вообразил, что эти выскочки из Тринадцатой вздумали перехватить лавры у Четвёртой - и решил обеспечить им враз и лавровый, и терновый венец, чтоб было неповадно. (…)
Арист в тройках не разбирался и не знал, что это не те, кто ожидался в качестве кандидатов в препы, поэтому рвался взяться за них как следует. Его не смутило аналогичное стремление со стороны "партии Электрона", он мельком подумал "показуха или что-то не поделили". Тем более что Электрон делал попытки наспех определиться с присутствующими и выгнать лишних - даже задал провокационный вопрос во всеуслышание: мол, что-то тут многовато народу, всё ли это поступающие в филиал Школы (…)? Многие ребята смутились и растерялись, особенно из его собственных подопечных (…) И тут вперёд высунулся один из них, Азраил. Действуя как "южный князь" из анекдота про поединок двух князей, Азраил поспешил выхватить нож и заявить, что он на деле докажет, что он - из будущих следователей, прямо вот на пойманных террористах сейчас и докажет!
Электрон, который этому мальчику особо покровительствовал, настолько опешил от нелепости заявления, что потерял инициативу. Это выступление сработало как триггер, и почти все загомонили "и я, и я!", спеша подтвердить своё право тут находиться и во всём участвовать: многим вдруг пришло в голову, что показать себя сейчас в деле - это шанс обойти возможные претензии к качеству своих вступительных бумаг.
Тут Хриз, юноша из группы Ариста, поднял руку с места и громко заявил, что он может продемонстрировать кое-что и без ножа. Все замолчали и обернулись к нему. Электрон ухватился за мнившуюся ему возможность выйти из идиотской ситуации (и заодно поставить на место Ариста, который, как ему казалось, наслаждался промахом коллеги) и сделал Хризу приглашающий жест в сторону пленных.
Хриз несколько раз ткнул пальцами в разные места Тринадцатой, сперва картинно, потом, не увидев ожидаемого эффекта, всё более неуверенно. Все на него смотрели буквально раскрыв рты ("третья о" всегда вызывает в непрофессионалах болезненно жгучий интерес), потом начали хихикать вслед уничижительным комментариям Тринадцатой ("пальчик, не сломай мальчик, то есть наоборот!", "ой, щекотно, щас признáюсь во всём!" "вы кнопочку ищете? заело, сильнее жмите!" и т.п.) Это был момент, когда ситуацию можно было бы повернуть на позитив - именно на такой вариант общения, который мыслился Четвёртой: явили себя друг другу, продемонстрировали драйв, никто ещё не получил моральных и физических травм - начинаем дружить.
Электрон так и собирался сделать, успел что-то сказать в ключе "поиграли и будет, господа абитуриенты, вот видите, много нам ещё надо учиться…", но Аристу послышалось в его тоне злорадство, и он потребовал - нет, так нечестно, пусть-ка теперь пробует твой любимчик! указывая на Азраила. Электрона, что называется, переклинило (…) Потеряв рассудительность в этом клубке эмоций, Электрон подпустил Азраила к пленным (в качестве сублимации страстного желания раскромсать на куски самого Ариста) и через пару минут хотел прекратить процесс, но мальчика пришлось оттаскивать силой. Пока двое ребят крутили руки Азраилу, между ним и Тринадцатой образовалась целая очередь желающих поучаствовать всё равно как. Электрону пришлось разнимать драку вокруг Азраила, Арист пришёл на помощь своим ребятам, которых расшвырял Электрон - но препы не подрались между собой, а только начали браниться. (…) Вокруг Тринадцатой тем временем творилось форменное безобразие, потому что несколько ребят вместе и поочерёдно выступали на стороне пленных: одни потому, что думали, что это легендарная Четвёртая, другие потому, что легендарная Четвёртая внушила им расположение к ОрТр, третьи просто из отвращения к издевательству над безоружными. Кто-то попытался прикончить пленных, кто-то в истерике прищемил кому-то пальцы дверью, поранили чей-то глаз, одного из атакующих ткнули ножом - вид крови "своих" окончательно сорвал всем тормоза, по ходу дела увечили не только Тринадцатую, но и отчасти друг друга…"
Присутствовавшие в здании взрослые, в том числе Яуз, пытались пресечь оргию, но безуспешно, положение стремительно ухудшалось; надо полагать, в какой-то момент мысленный вопль Яуза достиг Четвёртой - Танцующие Дьяволы примчались и стремительно учинили разгром: всех подряд перестреляли снотворным, погрузили в машины Тринадцатую и учащихся, которых было тридцать, после чего один из Четвёртой сделал несколько выстрелов боевыми патронами в разных направлениях - складывается впечатление, что это был эмоциональный выплеск по принципу "на кого Бог пошлёт". Таким образом Яуз и Электрон оказались ранены, Арист и второй из Четвёртой - убиты. Когда Танцующие Дьяволы вместе с добычей покинули помещение, Электрон очнулся, обнаружил мёртвого Ариста, вспомнил что произошло и в аффекте застрелился.
В лагере ОрТр произошла "сортировка" захваченных подростков, которая привела к смерти почти половины; прежде чем изложить что было, хочу отметить важный момент, связанный с телами и реальным присутствием Четвёртой. Ко времени событий в филиале Танцующих Дьяволов было уже не трое, а двое; при каких обстоятельствах было утрачено первое тело, я не знаю, но некоторыми соображениями о том, что это может значить, хотелось бы поделиться.
Имеется достаточно оснований полагать, что потери тел членами ОрТр не могли оказаться случайными - утверждать на сто процентов не берусь, но интуиция подсказывает, что если бы тело кого-то из наших было утрачено некстати, нашлись бы способы утрату восполнить. Я делаю сей вывод даже по собственному опыту. По собственному же опыту предполагаю, что тело в тройке может оказаться лишним - одному и даже двоим может стать неудобно водить три тела, при том что раньше было удобно или хотя бы терпимо. В этом плане отказ от одного из тел может означать разное, но всегда важное - начиная от "один из трёх участников выбыл, воспретив пользоваться его телом, так как не желает иметь зацепок с сим миром" до "одному владельцу трёх тел захотелось сосредоточиться на одном теле, чтобы как можно плотнее контачить с сим миром". Если думать, что Четвёртая всерьёз рассчитывала работать с филиалом, с Яузом, с Северным и вообще с ЗА - то логичнее предположить последний вариант, хотя и первый тоже не исключён. Ведь это лично мне кажется, что их двое - а может их всё-таки было трое, и невидимый для меня третий отщепился раньше. Завёл, например, себе другую альтерру или вовсе альтерристом быть перестал. На эту тему, впрочем, поговорим погодя, а конкретно про Четвёртую я всё же думаю, что как минимум на предпоследнем этапе их было двое, и что они скорее планировали жить, чем умирать / отчаливать прочь.
Итак, к моменту возвращения в лагерь Четвёртая остался в единственном экземпляре; далее, судя по всему, было вот что. Он закрылся в помещении вместе с тридцатью спящими пленными и принялся по очереди подвергать юношей испытанию: каждый переживал во сне острые ситуации, требовавшие от него принятия значимых решений. В этих сновидениях - как известно по рассказам выживших и погибших, впоследствии оживлённых - иногда появлялись Танцующие Дьяволы или другие тройки, иногда, наоборот, участниками были важные для самих испытуемых лица; эти сны были предельно эмоционально нагружены и завершались гибелью либо катарсисом и чудесным спасением. Таким образом четырнадцать учащихся умерли во сне, а шестнадцать выжили (и далее были спящими же отвезены обратно в Город). Закончив эту сортировку, Четвёртая ушёл в лес и застрелился.
Можно смело утверждать, что уход Четвёртой был переживаем всей ОрТр как драма. В лагере был устроен мемориал, соратники горевали - притом горе это касалось не смерти как прекращения жизни, все понимали, что ребята ушли отсюда, а не исчезли из мироздания; судя по всему, драму составлял тот факт, что Танцующие Дьяволы были первыми в отряде, кто ушли из волонтёров, распрощались с этой деятельностью вообще - и вдобавок нельзя исключить, что альтерристами тоже быть перестали.
Можно представить, какой шок испытали Танцующие Дьяволы, впав через ментальный канал Яуза в кошмар оргии, участниками коей оказались ребята, с которыми они общались на улицах - и уже, как думалось, над баррикадами протягивали друг другу руки. Потеряв головы, подростки во всей красе явили то самое, что было ненавистно Четвёртой, и это касалось не только беспризорников, но и домашних мальчиков-идеалистов. Очень вероятно, что пережитое сокрушило Четвёртую, разбило его/их веру в избранный путь, лишило надежды на возможность взаимопомощи - а коли волонтёрство на взаимопомощи основано, хрена ли с этим делом играть вообще, как-то так?..
Можно представить, что пережил Яуз, когда Танцующие Дьяволы, вместе с которыми он опекал городских детей и кого испытывал необходимость беречь как дитя, похитили и убили тех самых, кого хотели растить - тем более, что с этим исчезновением и гибелью всё было невнятно. Мальчики пропали - кажется, убиты - нет, кажется, часть вернулись и живы - нет, кажется, часть тех кто вернулись уже опять умерли… Следует отметить, что при сортировке погибли по большей части беспризорники-одиночки, которых никто не ждал, зато часть домашних детей, оставшихся в живых, поспешили после сего приключения уйти из семей, кое-кто даже прямо в ОрТр - и родные их предпочитали наводить тень на плетень, так что судьба всей группы оставалась неизвестной. Как в легенде про бродягу с дудочкой, который увёл детей в зазеркалье! - Яуз на выбор мог надеяться, что иномирный мессия забрал подростков туда, где им будет чище и светлее, или же отчаиваться, что хрустальный план его юного друга разбился - и сам юный друг насмерть разбился вместе с ним.
Может быть, их и в самом деле было двое, но сперва руководил тот, кто постарше, более опытный и - быть может - отчасти более скептичный, а потом отошёл в сторону и "передал руль" младшему?.. Видятся два юных существа - два брата, две сестры… - не сильно отличающиеся друг от друга по возрасту, но всё-таки с некоторой вилкой; может быть, тот, кто постарше, начал наконец-то подозревать, что не так всё просто, что не достаточно просто призвать к дружбе, чтобы она стала возможной, а у младшего таких подозрений-прозрений ещё не было - так что он смело предложил себя в преподаватели, и всё заверте?..
И вот тут во весь рост встаёт тема, которую я затрагивал в рассказе про Гаю и Маярну: выверить ли внутренним личным безличное внешнее, чтобы уметь в меняющихся обстоятельствах оставаться собой - или навязать прочим интимную-собственную, для себя-нынешнего единственно верную правду? Где границы личного, а где территория поиска общего языка?.. Для ребёнка здесь есть проблема, которой может не быть у взрослого не потому, что он научился её решать, а потому, что у него уже нет детского драйва общения с миром. Тот, кто вырос, может по-прежнему не уметь слушать и слышать, не уметь договариваться и взаимодействовать - но ему уже и не хочется, да и нет лишних сил ни на что сверх накатанной колеи. Если искать точки, где разрыв с альтеррой наиболее вероятен, то одной из рискованных зон несомненно является переход "между детством и взрослостью", когда свободного ресурса почему-либо не остаётся - где уж там смотреть дальние миры, коли нету сил обустроиться в ближнем, физически окружающем.
Гая и Маярна смогли найти общий язык с обитателями городов, а Танцующие Дьяволы договориться с уличными пацанами не смогли. Почему? - разница как минимум видна в том, на чьей территории взаимодействие, где границы личного, а где область общих дел. В каком-то смысле девочкам было легче - они защищали себя и друзей от навязчивого интереса непрошеных гостей, по ходу чего гости поняли нечто важное, вдобавок интерес таки оказался шире корысти, смог вырасти чтобы его хватило на человеческое знакомство; Танцующие Дьяволы были в другом положении - они сами пришли к детям улиц как гости, так что им следовало прилежнее учиться слушать, чем говорить. Они не сумели преподать беспризорникам красоту благородства не потому, что несовершенны были их проповеди, а потому, что не могли / не хотели понять, что их оппоненты пребывают в самообороне против всего белого света. Окружающий этих детей мир был не просто косным, не способным перейти к дружбе народов, как наверное представлялось Четвёртой Тройке - увы, мир был враждебен каждому из этих одиночек. Никто не был на их стороне, ибо каждый из них был сам по себе; Танцующие Дьяволы претендовали на то, чтобы встать на стороне каждого из них - но не выдержали, не вытянули.
Закономерным, но весьма печальным образом на стороне беспризорников оказался Яуз. В союзе с Крейстом, который был наставником и возлюбленным погибшего при разгроме Ариста, Яуз разработал так называемую "методику подёнки" - систему подготовки бойцов, которая позволяла достигнуть небывалой эффективности, оплаченной разрушением здоровья; чем моложе обучающийся - тем выше боевые качества, тем вернее и скорее смерть. Крейст и Яуз брали в ученики только тех, кто был одинок, только тех, кто мечтал отомстить окружающему взрослому миру, отменить его подлую власть, отстоять независимость ценою жизни; Крейст и сам был по сути таким же подростком - так что Яуз, представляется, просто принял его под крыло, как до того принял Четвёртую. Всё это кончилось бедой, многие пострадали и погибли, в том числе и сами Крейст с Яузом; позже, как вы знаете, погибших оживляли и оживили, все выясняли отношения со всеми, новая мирная жизнь налаживалась и боль-мень наладилась, то да сё… -
и только Четвёртой на Земле Алестры нет, и скорей всего не будет.
Завершение - в следующем посте.
***************************
Примечания
Про экстравагантного господина Яуза можно смотреть по метке
Яуз и Крейст; Запад и Восток - две значимые державы современной ЗА; вкратце прочитать про них можно тут:
про Восток; про Запад; о небезызвестной песне "Ко мне пришли четыре мумии" можно прочитать
вот здесь; о прибытии на ЗА Организации Троек (ОрТр) -
вот здесь; про волонтёрство - например, в посте
"Пограничье и сны"; про Школу Следователей -
вот здесь (первичное)и, например,
вот здесь (всерьёз); про Северный Город перед Чертой Мира -
вот здесь; анекдот о поединке южного князя с северным князем -
вот здесь.