Джебель Тубкаль, высочайшая вершина Атласских гор, не так велика - всего каких-то 4165 североафриканских метров. Летом на вершину может подняться любой здоровый человек, тем более, что классическое восхождение занимает два дня и при большом желании в первый день сопровождается мулами, во второй - гидом/портером.
Намного интереснее подняться на Тубкаль зимой. Снежный покров Атласа весьма скромен, и зимняя гора представляет собой смесь ледопадов, фирновых полей, обледеневших стенок и опасных карнизов. Штурм длиной 5 километров с перепадом высот 1400м при всей занудности и предсказуемости линии движения оставляет массу ярких эмоций.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alware/11725519/943970/943970_900.jpg)
30 километров, 19 часов и перепад высот 2500м - после бессонной ночи эта вершина стала по-настоящему трудовой.
Самый популярный маршрут на вершину начинается с городка Имлиль, что в часе езды от Марракеша. Городок вжался в ущелья Высокого Атласа на высоте 1700м. Здесь совсем другое Марокко, похожее скорее на поселения Непала или Таджикистана, нежели на суетливые равнинные марокканские деревушки.
На гору изначально отводили два дня - день на отдых от дороги, подбор снаряжения, получение информации о маршруте и второй день на сам заход на гору.
Долгая дорога по Европе и небольшие поломки авто внесли корректировки - на гору оставался всего один день. И это при том, что в Имлиль приехали заполночь - подзадержались в медине Мараккеша.
Найти ночью снаряжение и карту, подготовить продукты, выспаться для успешного восхождения - задачи из области фантастики. Но не в Имлиле.
Из-за холодной погоды решили не ночевать в машинах/палатках, а остановиться в отеле. Отель, собственно, и определил успех мероприятия. Уже через час после заселения у нас были ледорубы и спящий на диване гид. Однодневный поход на вершину, оказалось, весьма даже возможен, но без гида в незнакомой местности "с наскока" мы бы однозначно не справились. Забегая вперед скажу, что о решении взять гида ни разу не пожалели. Более того, без него ночью не прошли бы самый опасный ледопад и точно не нашли бы дорогу в город.
Цена вопроса (аренды кошек, ледорубов и работа гида) начинается с 40 евро в день. Поскольку классический маршрут занимает 2 дня, для однодневного восхождения применяется двойной тариф. На двоих пакет снаряжение+гид обошелся уже в 145 евро. Учитывая, что гид ведет группы до 5 человек, есть смысл набрать народа побольше.
В общем, распили бутылочку виски, покемарили три часа в холодных постелях и едва не проспали начало приключения.
Дорогу на гору делят на две части - подход, девятикилометровый участок с перепадом высот до 1500 метров и сам штурм. Границу двух участков определяет горный приют, издалека похожий на полноценный замок. Огромное сооружение совсем не похоже на горные хижины для восходителей - здесь и гостиница, и три ресторанных зала, и душевые и даже немного интернета.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alware/11725519/944215/944215_900.jpg)
Приют на подходе с долины. Слева начинается трасса самого восхождения.
Дорога до приюта заняла 5 часов. Нудно, пыльно - напоминает непальские треки, но без должного масштаба и интересностей. Многие восходители нанимают на данный участок мулов - для ускорения подъема и получения большего времени на отдых в приюте.
Классический штурм начинается с приюта в 5-7 утра. В 5 стартуют те, кто хочет встретить на вершине рассвет. В 7 - те, кому интересно спуститься по мягкому, подтаявшему на африканском солнце фирну.
Наш штурм начался в 11. К моменту прохождения первого ледопада стали встречаться группы спускающихся с вершины утренних покорителей.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alware/11725519/944415/944415_900.jpg)
Усталость давала о себе знать - по ощущениям, шли не на несчастный четырехтысячник, а на полноценный Эльбрус. Темп, задаваемый было гидом, свелся на нет. Медленно передвигая ноги, опираясь на ледоруб, ругаясь на альтиметр шли мы к уже, казалось,недостижимой вершине.
Самые сложные участки горы находятся в начале и в конце штурмового участка. В остальном трасса представляет собой фирновую тропу с редкими выходами на скальные участки. Медленная, тягучая, легко читаемая снизу. Трасса на износ.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alware/11725519/944877/944877_900.jpg)
4000. Здесь Паша остался отдыхать и даже попытался уснуть. Не вышло - был атакован местными воронами, принявшими его то ли за вкусный труп, то ли за неведомого врага.
С 4000 впервые открывается вид на саму вершину. Тут уже включается автомат. Надо дойти.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alware/11725519/944939/944939_900.jpg)
Час с небольшим - и вот она, заветная пирамида! Солнце клонится к закату, время критично, но все получилось!
![](http://ic.pics.livejournal.com/alware/11725519/945186/945186_900.jpg)
Бесснежный Высокий Атлас до самого Алжира.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alware/11725519/945512/945512_900.jpg)
Последний снимок - и вниз, успеть пройти черный лед вертикали до темноты.
Не знаю, к сожалению или к счастью, но на черные льды последнего ледопада мы вышли как раз в темноте. В принципе, хорошо, что не видели той пропасти, что открывалась мельком при быстром подъеме с утра. Почти ползком, постоянно натыкаясь на собственные кошки, разрывая штаны за полчаса преодолели опасную ледяную стену.
Все, сделали. Теперь 5 часов спотыкаться о камни в сонном забвении - и вот они, долгожданные огни Имлиля.
До сих пор не верится, но получилось. Одна из самых красивых и техничных гор покорена благодаря удивительному сочетанию обстоятельств.
Весь афропробег:
1.
Старт и спринт через Европу 2.
Марокко. Улочками Шефшауэна 3.
Марокко. Шефшауэн со стороны 4.
Марокко. Имперские города. Фес, Рабат5.
Марокко. Имперские города. Касабланка, Марракеш6. Марокко. Подъем на Тубкаль
7.
Марокко. Арки пляжа Легзира8.
Западная Сахара и Мавритания. Минные поля и сноуборд в Сахаре9.
Дорогами Сенегала10.
Гамбия. Серекунда. Еда, жилье, полезная информация11.
Гамбия. Серекунда. Интересные места12.
Гамбия. Заброшенный отель Каддафи13.
Гамбия. Банжул и кладбище на атлантическом пляже14.
Гамбия. Каменные кольца Вассу15.
Гамбия. Правильное использование белорусских рублей16.
Афропробег без авто. Сьерра-Леоне. Фритаун17.
Афропробег без авто. Гвинея. Ночевка в трущобах Конакри18.
Афропробег без авто. Гвинея. Прогулка по Конакри19.
Афропробег без авто. Гвинея-Бисау. Съемка в параноидальных условиях20.
Передвижения по западной Африке общественным транспортом21.
Как общаться с африканскими представителями власти22.
Финансовые итоги поездки