Относить Касабланку к имперским городам по правилам марокковедения нельзя - никогда в своей истории город не был столицей королевства. Но размеры города и полумифический статус среди туристических мастси-мест страны вполне позволяют поставить его в один ряд с Фесом, Марракешем и Рабатом.
Дабы не устраивать гонку и не смешивать впечатления, решили выделить каждому городу по одному полноценному дню. Заодно немного набраться сил перед
восхождением на Тубкаль.
Общее впечатление - города не понравились. Впрочем, это сильно "сравнительное" впечатление.
Абсолютное большинство моих знакомых-путешественников сходятся во мнении, что малые города Марокко намного живее и интереснее раскрученных туристических центров. Полностью поддерживаю - перенаселенные монстры, в которых турист - скорее объект наживы, нежели гость, производят весьма отталкивающее впечатление.
И все-таки менее обласканная вниманием тургрупп Касабланка предстает мягким, прохладным и ненавязчивым городом. Главное-обходить стороной медину, особенно по вечерам, когда пробки из людей, ослоповозок и тележек буквально встают намертво.
На въезде в Касабланку попробовали традиционно закупить мандаринов - оказалось, торгуют здесь оптом и пару-тройку килограмм продавать отказываются категорически. Удалось приобрести исключительно пакет стручкового гороха.
Экспресс-ремонт кувалдой слегка погнутого в прибордюрной яме диска.
Из больших городов Марокко Касабланка - самый зеленый. Зимой данный факт приносит скорее эстетическое удовольствие, а вот жаркими летними днями явно добавляет ощутимого кожей комфорта.
Каса Бланка, Белый Дом. Еще одна приятная особенность города - обилие строений белого цвета. Этот католический собор заброшен, но пока еще смотрится весьма достойно.
Мечеть Хасана второго, самая большая в стране, один из символов города. Очень хотелось снять ее со стороны океана, но охранная зона порта, вплотную примыкающая к территории, делает съемку с берега невозможной.
Дворами обходим стену медины. Держим курс на форт.
Форт совсем крошечный, но в нем вполне комфортно разместился замечательный национальный ресторан.
Ценник здесь существенно наглее среднего по стране, но традиционные берберские блюда по размеру и качеству - выше всех похвал.
На выезде из Касабланки пепелац отметил юбилейные 300 000 км...
...а афропробежцы отметили рождество.
Отоспавшись после веселой рождественской ночи, потащились по бесконечным проспектам к медине Марракеша. Самая, пожалуй, известная медина Марокко, практически полностью закрытая деревянными перекрытиями. Здесь намечался столь ожидаемый женской частью афропробега сувенирно-подарочный шоппинг.
Марракеш представлялся куда более хаотичным. Оказалось - вполне понятный город, не обремененный сотнями тупиковых улочек. Весь центр обходится пешком за час.
И никакой вычурной туристичности - сразу окунаешься в тихую повседневность.
Впрочем, и здесь мало любителей фотографироваться - приходится снимать скрытно.
Центральную площадь Ждемаа- эль-Фна удобнее всего осматривать из многочисленных кафешек, традиционно занимающих крыши жилых строений...
Для перемещений вокруг медины наняли такси.
Путем распросов местных торговцев нашли таки узенький проход в гробницы Саадитов.
В усыпальнице неожиданно наткнулись на русскую экскурсионную группу - тихонько подслушали рассказ экскурсовода.
Из обязательных для посещения мест остались знаменитые марроканские красильни. Попытка найти их в Фесе закончилась типовыми разводками торгашей. В Марракеше терпение Володи закончилось. - Попробуют кинуть - буду бить - пояснил Вова, так, что марроканцам и без перевода стало понятно - надо бросать дурковать и везти клиентов на кожзаводы.
Каким-то чудом вместив в себя шестерых афропробежцев, малолитражка с толкача поползла по красным пыльным улицам, вдаль от медины.
Хозяева фабрик пояснили, что красилен мы таки не увидим - не сезон. А так - пожалуйста, по 10 баксов с носа и проведут по производственным задворкам.
Встреченная тут же пара путешественников из России подтвердила - да, прайс везде такой. Значит, идем.
Выдаваемая гостям мята особо и не требуется - запахи вполне вменяемы. Катюха выпендривается.
Местные рабочие реагируют на съемку крайне агрессивно. Снимать с бедра не получилось.
А так - между чанами со шкурами играют дети, резвятся щенки. Обычная дворовая жизнь.
Верблюдики.
После шкурного производства, понятно, заводят в лавку, где все в разы дороже, чем на развалах медины.
В конце ушлые таксисты предлагают за совсем неприличную сумму добросить до медины - найти ее в узких переулках нет никакой возможности, минареты окружающих площадь мечетей не видны. Спас навигатор с заранее забитыми координатами стоянки авто.
Прогулка до медины - это еще и повод посмотреть совсем нетуристические районы города.
Размеренная жизнь с постоянными вкраплениями ярких элементов - в этом все Марокко.
На этом "спокойная" часть афропробега закончилась. Впереди - две недели активных передвижений, жесткий график, минимум городов. И то горно-сельское Марокко, которое куда лучше имперских городов открывает истинное лицо страны.
Весь афропробег:
1.
Старт и спринт через Европу 2.
Марокко. Улочками Шефшауэна 3.
Марокко. Шефшауэн со стороны 4.
Марокко. Имперские города. Фес, Рабат 5. Марокко. Имперские города. Касабланка, Марракеш
6.
Марокко. Подъем на Тубкаль 7.
Марокко. Арки пляжа Легзира8.
Западная Сахара и Мавритания. Минные поля и сноуборд в Сахаре9.
Дорогами Сенегала10.
Гамбия. Серекунда. Еда, жилье, полезная информация11.
Гамбия. Серекунда. Интересные места12.
Гамбия. Заброшенный отель Каддафи13.
Гамбия. Банжул и кладбище на атлантическом пляже14.
Гамбия. Каменные кольца Вассу15.
Гамбия. Правильное использование белорусских рублей16.
Афропробег без авто. Сьерра-Леоне. Фритаун17.
Афропробег без авто. Гвинея. Ночевка в трущобах Конакри18.
Афропробег без авто. Гвинея. Прогулка по Конакри19.
Афропробег без авто. Гвинея-Бисау. Съемка в параноидальных условиях20.
Передвижения по западной Африке общественным транспортом21.
Как общаться с африканскими представителями власти22.
Финансовые итоги поездки