Хотелось бы начать пост про Бисау словом "Итак", но не выйдет. Во-первых, для полноценного закрытия маршрута предстояло преодолеть сенегальский Казаманс, славящийся непредсказуемостью дорожной ситуации (край номер один по наркопроизводству в стране и всяческие военные операции в нем - норма).
Да и столица Гвинеи-Бисау встретила разгаром карнавала. Понятно, что во всех португальских экс-колониях карнавал проходит в одно время - в конце февраля. Но карнавал по-бисайски это нечто.
Фоток карнавала не будет. Просто представьте, что все проститутки Сьерра-Леоне разом вывалили на улицы маленького городка почти соседнего государства, нацепив на себя пластиковые маски зайчиков и львят. Разбавьте все это толпами детворы в оборванных штанах со сдутыми шариками и спутанными дредами местных диджеев, танцполами на любой площадке, с которой муниципалы могут получить деньги. Евриков, забившихся по отелям и топовым барам - и вот, картинка, не вызвавшая у меня желания брать камеру с собой.
Запретный объект "Порт" и, видимо, военный крейсер. Едва не попал к ментам по итогам съемки.
После тридцатичасового переезда от Конакри увидеть перекрытые толпой военных и ментов ключевые трассы Бисау было верхом разочарования. Спасибо моему нигерийскому попутчику - он направлялся в нигерийский квартал Бисау к родственникам и взял меня с собой на локальном такси.
В нигерийском квартале мне было предложено посидеть (спасибо, насиделся), покурить (спасибо, не мое) и остаться переночевать (спасибо, очень хватило Конакри).
Карлос повздыхал-попечалился, но проводил таки меня до улицы, ведущей через все трущобы вроде бы как в центр города. Неожиданно на улице нашлась гостиница для белых, постояльцы которой, по случаю карнавала, наблюдали с балконов за шествием толп, попивая пивко. Цена удовольствия - 80 баксов за ночь.
Моя самая дорогая стоянка за все путешествие.
К тому же в Бисау почему-то не принимают к оплате доллары. Во всей прочей западной Африке валюте только рады, а здесь категорически отказывают. Пришлось выложить остатки сефа. Денег на поесть практически не осталось. Облизываясь на шашлычки и разливное пиво, доплелся до магазина, купил крекеров. Выбросил убитую переездом одежду, вымыл из волос с полкило рыжего песка и завалился спать.
В 5 утра проснулся от стука в дверь. Открываю - парень с ресепшена. Типа, в ваш номер хотят заселиться, бронировали заранее. Охренеть. - Давай, говорю, разницу в оплате, я до 12 полную платил. Замялся, свалил.
В 6 приперлась уборщица, мыть "освободившийся" номер. И снова идиот с ресепшена - спросить, не желаю ли свалить чуток пораньше. И снова уборщица...
В общем, дождался часа открытия банков и ушел. Осадок остался, да.
Первое, что удивило в Бисау - к 9 утра после "карнавала" улицы были если не убраны, то убираемы. С центральных проспектов мусор уже вывезли, на окраинах сгребали в кучи. После Конакри такое показалось чудом.
Самая центральная площадь. Смотрится блекло.
Зато хоть соборы и старые здания снимать можно без напрягов. Хотя привычка оглядываться перед съемкой осталась.
Очень хорошо, что в недельный кружок по Сьерра-Леоне и Гвинеям поехал налегке, с минимумом вещей и без зеркальной камеры. Маленькая дешевая мыльница - и та вызывала уйму вопросов при общении с представителями власти. Не говоря о том. что добрая половина снимков к отчетам сделана из закрытой ладони вверх ногами на ходу, и лишь потом более-менее откадрирована.
В Бисау расслабился, стал снимать в открытую. А зря.
Центр города предельно компактен. Плюс - застроен однотипными домами португальского образа, часть из которых относится к колониальной эпохе, а часть представляет собой реплики и стилизацию для сохранения единого облика улиц.
Сердце Бисау - Старый город с отлично сохранившимся колониальным районом.
Многие дома заброшены, но это лишь добавляет району антикварного шарма.
Ощущение, что район вымирает. Чем-то напоминает города северного Кипра.
Напротив меня пожилой европеец снимает это же здание вполне себе зеркалкой. Очень смело, либо по заказу организации.
Опять же, порадовало местное население - таксисты не навязчивы, дети не пристают и "Хелло" через улицу не орут. Единственное - в местах скопления народа много попрошаек, иногда - как на автостанции Габу, просто достающих своим количеством и наглостью.
На окраине колониального района стоит небольшой форт с поэтичным названием "Крепость сердца". В крепости прочно обосновались военные. Попытка снять уголок сооружения была замечена дежурным караульным - меня быстро отловили, но смог отделаться простым удалением снимков. Попытку продолжения прогулки вокруг крепости пресекли местные - настоятельно посоветовали свалить, пока караульный не доложил начальству.
Прогнали от крепости - пошел снимать порт. Он же хаотичный рынок, на котором торгуют как рыбой, так и простым китайским ширпотребом.
Но - не все так просто. Оказалось, что порт - крайне важный стратегический объект. Вот, крейсер припаркован. Вдали мелькают перископы подлодок. В общем, дежурящие в районе прохода в порт менты начали активизироваться - пришлось сваливать ради спасения хоть каких-то снимков.
Окончательно накалила обстановку съемка простого памятника напротив колониального квартала. Прямо за памятником - военные казармы и управление полиции, самые, стало быть, противные места города. И сфоткал-то вроде незаметно, на ходу, и свалил быстро - но вездесущие ищейки просекли.
Большое спасибо местным - через пару кварталов меня догнал парень и настоятельно посоветовал сныкаться. Отвел за угол, сам поймал такси, договорился о нормальной цене до автостанции. По его словам, менты буквально шли по пятам и были готовы прижать меня как только наберется оптимальная коллекция запрещенных фото, включая достаточно забавное правительственное здание со звездой во всю крышу, на съемку которого я, собственно, и направлялся.
Жалко, конечно. Очень чистый и симпатичный город с ощутимо колониальной атмосферой. Имеет свою историю и умеет ее сохранять. При этом представители власти ведут себя крайне неадекватно, фактически распугивая и без того редких туристов. Паранойя на уровне Кабула.
Весь афропробег:
1.
Старт и спринт через Европу 2.
Марокко. Улочками Шефшауэна 3.
Марокко. Шефшауэн со стороны 4.
Марокко. Имперские города. Фес, Рабат5.
Марокко. Имперские города. Касабланка, Марракеш6.
Марокко. Подъем на Тубкаль 7.
Марокко. Арки пляжа Легзира8.
Западная Сахара и Мавритания. Минные поля и сноуборд в Сахаре9.
Дорогами Сенегала10.
Гамбия. Серекунда. Еда, жилье, полезная информация11.
Гамбия. Серекунда. Интересные места12.
Гамбия. Заброшенный отель Каддафи13.
Гамбия. Банжул и кладбище на атлантическом пляже14.
Гамбия. Каменные кольца Вассу15.
Гамбия. Правильное использование белорусских рублей16.
Афропробег без авто. Сьерра-Леоне. Фритаун17.
Афропробег без авто. Гвинея. Ночевка в трущобах Конакри18.
Афропробег без авто. Гвинея. Прогулка по Конакри19. Афропробег без авто. Гвинея-Бисау. Съемка в параноидальных условиях
20.
Передвижения по западной Африке общественным транспортом21.
Как общаться с африканскими представителями власти22.
Финансовые итоги поездки