Знаете, сколько стоит билет на "Ракету" из Петрозаводска в Кижи? 2950 рублей! Есть еще вертолет, который стоит еще дороже и летает не каждый день. Вот, в общем-то, и все способы, которыми можно добраться до этого острова-музея. Были там? Как добирались?
Мы же добирались туда третьим способом. В Кижи у нас была остановка нашего теплохода "Солнечный город", на котором мы ходили на Соловки.
2.
Вообще, с Кижи мы чуть не пролетели. Дело в том, что встать там мы должны были еще на пути туда, но, как я уже рассказывала в своих предыдущих заметках, на Онежском озере внезапно разыгрался шторм, и мы задержались в Вытегре на целых 12 часов, а потом отправились в Сосновец и на Соловки уже без остановок.
Как обычно в таких ситуациях поступают в других круизах? Ситуация объявляется форс-мажорной, а туристам объясняется, что, увы и ах, но на Кижи мы не попадем. В общем-то, я была уверена, что именно так произойдет и в нашем случае. Мало того, мы точно так же не попадем и в Повенец с Медвежьегорском, где у нас тоже должна была быть остановка и экскурсия - уж слишком надолго мы задержались в Вытегре. Но дирекции нашего круиза я хочу объявить огромнейший респект. Каким-то чудом на обратном пути они так составили маршрут, что мы побывали повсюду, и ни одна из наших экскурсий не пропала! В общем, что могу сказать? Я сама здорово умею составлять маршруты. Но если появляется кто-то, кто делает это лучше меня, я снимаю шляпу! И тут именно такой случай. Дирекция "Солнечного города" - большие молодцы! Премию им от "Инфофлота" и много плюсов в карму! :)
Итак, Кижи.
3.
4.
Сразу скажу, что архитектурный музей-заповедник (или, как его можно еще назвать - музей деревянного зодчества) появился здесь в 1960 году. Но это вовсе не значит, что остров Кижи до тех пор был необжитым. Наоборот, на протяжении многих веков он, несмотря на свои маленькие размеры - всего-то 5,5 километров в длину и около полутора километров в ширину - был центром большого округа - Спасского Кижского погоста, который объединял деревни соседних островов на Онежском озере и самого Заонежского полуострова. Например, в 17 веке таких деревень было аж 130 штук. А на Кижском погосте протекала будничная жизнь большого округа. Там располагались амбары и лавки, по определенным дням проходили ярмарки, куда съезжались десятки тысяч людей. Для приезжающих даже строили специальные "дворы на приезд".
5.
Сейчас, увы, жизнь в Кижах уже совсем не та. На острове существует всего две деревеньки и 300 жителей - в основном работники музея и их семьи. Причем, такой массовый уход людей из деревень случился отнюдь не в наше время, а в советские годы, при Хрущеве, когда шла пропаганда переселения людей в города. Так и умерли все эти деревни.
6.
Но зато ансамбль Кижского погоста теперь входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и увидеть его приезжают не только наши туристы, но и масса иностранцев. Хотя, честно признаюсь, на мой взгляд, в таком ажиотаже большую роль сыграл пиар этого места. У нас в стране есть множество других интереснейших архитектурных музеев-заповедников. Например, Тальцы под Иркутском, Малые Корелы в Архангельске, Витославлицы в Новгородской области и другие. Но они не настолько раскручены, как Кижи, народу там гораздо меньше, хотя деревянные постройки там не хуже.
7.
Но ладно, Кижи, значит. Самое интересное на острове - это, пожалуй, сам древний погост, который состоит из двух церквей - Преображенской и Покровской и колокольни. Именно они были построены именно здесь, а все остальные музейные строения перевезены из других деревень Заонежья и всей Карелии в разобранном виде и собраны здесь заново.
8.
Но уже по фото ансамбля этих церквей вы, наверняка, и сами поняли, что с одной из них, а именно с Преображенской (она слева), что-то не так. Дело в том, что эту церковь (кстати, это та самая, у которой в оригинале было 20 с чем-то деревянных главок) уже несколько лет реставрируют. Процесс назревал уже давно. Церковь построили в самом начале 18 века, и буквально через несколько лет после строительства начались проблемы. Грунт под ней оказался неоднородным, и она начала крениться на бок. Тогда ее решили выпрямить, и с противоположной стороны от крена выкопали что-то вроде подходящей по форме ямы. Но, увы, яма не спасла. В общем, несколько веков церковь падала, и к 1980-м годам, крен стал таким сильным, что ее закрыли и стали думать, что делать дальше. К 1990-м годам придумали, решили церковь переложить по бревнышку и даже купили у финнов специальный лес. Но для нашей страны начались трудные времена, финский лес сгнил, а церковь так и осталась стоять.
Новый проект реставрации вызрел только к 2005 году. Церковь условно разделили на семь ярусов, и решили реставрировать по очереди каждый из них, а начать с нижнего. Начали, если я ничего не путаю, 6 лет назад, и теперь дошли уже почти до конца. Именно поэтому церковь Преображения выглядит сейчас так необычно - как будто ее купола парят в воздухе. Говорят, закончат реставрацию к 2020 году. Кстати, по словам нашего экскурсовода, ведут реставрацию очень качественно и строго. По-другому нельзя, потому что в таком случае ЮНЕСКО исключит объект из своего списка. Например, на бревна для замены сгнивших подбирают только деревья того же возраста, из которых была срублена церковь, то есть, им по 150-200 лет.
Вот такая история. Поэтому в церковь Преображения мы не попали. Но зато побывали во второй церкви - Покровской. Ее начали строить в середине 17 века и сразу, как зимний, отапливаемый храм. Удивительно и интересно то, что сейчас эта церковь снова действующая. Правда, на службу мы не попали, но зато побывали на выступлении церковного хора. Хорошо поют!
9.
А еще мы, конечно же, заглянули в дом зажиточного крестьянина Ошевнева 1876 года постройки, который на остров Кижи привезли из деревни Ошевнево Медвежьегорского района. Это был большой дом-комплекс, в котором все жилые и технические помещения были объединены под одной крышей.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
А вообще, чем мне нравятся Кижи, это тем, что здесь стало очень много, если можно так выразиться, интерактива. Например, в избе крестьянина Ошевнева мы увидели, как девушка вышивала на большой деревянной раме узор. Причем, вышивка была оригинальной и местной. Узор получался двусторонним, одинаковым и из ниток всего двух цветов - белого и красного. Кстати, если кто-то не понял, то это - лев. Так в Карелии раньше их представляли, ведь живьем никогда и нигде не видели.
17.
В часовне Архангела Михаила 17-18 века мы послушали, как звучит колокольный звон.
18.
Кстати, в этой церкви обнаружились и очень интересные и красивые небеса.
19.
20.
У ветряной мельницы 1928 года постройки мы встретили косарей - двух мужчин и девушку в традиционной одежде, которые орудовали косами так, как будто всегда только этим и занимались.
21.
22.
Еще мы видели мастера, которые рубил топором из осины лемехи - "чешуйки", которыми покрыты деревянные купола. Их, как выяснилось, делают из осины, так как это мягкий и удобный материал, а главное - он почти не гниет и не портится.
23.
24.
Другой мастер из дерева вырезал игрушки.
25.
26.
Третий готовил деревянную посуду из капа - наростов на деревьях.
27.
Кузнецы в кузнице чеканили монеты.
28.
29.
Женщина плела украшения из бересты.
30.
А еще мы побывали в музее "Кижская гавань" и увидели своими глазами, как делают настоящие лодки.
31.
32.
В Кижских шхерах и Заонежье, где деревни располагались в основном по берегам рек и крупных озер, главным средством передвижения был водный транспорт. В результате там сформировались свои традиции в строительстве лодок и маленьких судов. Их было два вида: лодка-кижанка и сойма. Длина кижански составляла от 4 до 6 метров, соймы - от 8 до 13 метров. Кижанки чаще всего использовали для отправки грузов, товаров для хозяйственных нужд семьи. Соймы, благодаря своим размерам, были удобны для перевозки коммерческих грузов.
В музейчике была небольшая экспозиция лодок. Вот так, к примеру, выглядела лодка-кижанка со стационарным мотором. Такие, конечно, использовали жители местных деревень уже во второй половине 20 веке. Они в это время были наиболее распространены.
33.
А это - карельская гребная лодка-шоутовене. Такие лодки имели две пары весел и тоже широко использовались во второй половине 20 века.
34.
А вот эта лодка особенно интересна. Она называется лодка-водлозерка двухкокорная. А ее "фишка" в том, что сшивали ее самым настоящим сосновым корнем. Такие лодки использовались в деревнях на Волдозере для рыбалки, а также для перевозки людей и грузов. У этой лодки были не только весла, но и мачта с парусом. В общем, уже такое серьезное транспортное средство.
35.
Но самое интересное нас ждало в мастерской. Там работал мастер-лодочник, и когда мы пришли, он как раз делал лодку-долбленку из цельного ствола осины. Такие лодки использовались на Онеге и Ладоге еще аж с третьего тысячелетия до новой эры вплоть до наших дней. Они, конечно, были очень неустойчивыми, переворачивались часто и кардинально, но были удобны тем, что изготовить такую можно было буквально за 52 часа, а хорошему мастеру и быстрее.
36.
А еще они очень легкие. Большая шестиместная долбленка весит всего 50-60 килограммов, и унести такую запросто могут 2-3 человека. Кстати, сейчас на таких лодках проходят ежегодные гонки-регаты здесь же в акватории острова Кижи. Для участия в них мастера стараются сделать их стенки, как можно тоньше, вплоть до 5 миллиметров. Хотя обычная толщина стенок в таких лодках бывает не меньше 2-3 сантиметров, а часто и 5 сантиметров. Вот этим инструментов вымеряется толщина стенок.
37.
А с помощью тесла выдалбливается и вся лодка.
38.
Рискнули бы куда-нибудь поплыть на такой?
Вот такой была жизнь рыбаков с острова Кижи и с других окрестных островов...
39.
Данины заметки. Кто-нибудь разобрал последнее предложение? :))
40.
Ну, а мы загрузились на наш теплоход и отправились дальше - в столицу Карелии, город Петрозаводск.
Благодарим компанию "Инфофлот" и экипаж теплохода "Солнечный город" за прекрасный круиз и отлично организованный отдых.
------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, июль:
Теплоход "Солнечный город". Две недели с ребенком на теплоходе. Проще повеситься или жить можно? Как не осоловеть на Соловках Соловки. В России тоже есть отдых на островах! Беломорск. Петроглифы. Нарисовали что-то там на скале. И вот уже 6 тысяч лет никто оттереть не может! Беломорск. Город, куда вы точно никогда не поедете! Медвежьегорск. Город, где до сих пор на улицах можно встретить медведей Москва - Соловки. Везде сплошная КАНАЛизация! Вытегра. Форс-мажор на теплоходе! Или зачем в городе без моря подводная лодка? Теплоход "Солнечный город". Шалости с белым красавцем Теплоход "Солнечный город". Как живут, едят, пьют, развлекаются на современном круизном судне Кириллов и Горицы. Куда девать жену, если она надоела? Мышкин. Мыши: ум, честь и совесть одного городка на Волге Как заливают в Угличе 6,5 часов из Москвы до Дмитрова. И это без пробок! Фотообзор: 3970 км по самым красивым местам России ----------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Карелии:
2016 год, ноябрь:
Как выглядит Кондопога через 10 лет после этнического конфликта Кивач. Самый знаменитый водопад Карелии Марциальные воды. Где пить воду, если на иностранную минералку наложат санкции? Петрозаводск. Ресторан "Карельская горница". Как мне только не стыдно столько есть? Что я забыла зимой в Петрозаводске? Наша квартира в Петрозаводске Чална. Блогеры пересобачились на встрече с карельским Дедом Морозом Как меня не выпускали в Карелию Фотообзор: Карельская зима на вкус и цвет 2010 год, август:
Теплоход "Пётр Первый". Торжественный ужин с капитаном Карельские Кижи Шлюзы Теплоход "Петр Первый". Жизнь на воде #круиз
+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ