Предыдущие рассказки:
Ангкор (6 частей),
Тонлесап,
Сиемреап, дороги
(часть 1) (часть 2), Сиануквиль
(часть 1) (часть 2), Пномпень
(часть 1) (часть 2),
(часть 3) (часть 4).
Специальное приложение -
Товарищи Пол Пот и Иенг Сари,
тюрьма Туол Сленг,
Поля Смерти.
Ну что ж, наконец нам с Вами пришла пора покинуть гостеприимную Камбоджу и плавно переместиться во Вьетнам. Из Пномпеня можно добраться до Вьетнама тремя способами. Первый - самолётом: удобно, быстро и довольно недорого. Недостаток - Вы ничего не видите по сторонам. Второй способ - автобусом. Это дешевле всего, относительно быстро (6 часов), но опять же не позволяет ничего увидеть по пути. Мы избрали третий путь: самый длинный, самый дорогой, если считать все расходы, но зато и самый интересный (см.
карту). Маршрут занимает 3 дня, из которых первый уходит на сплав вниз по Меконгу на камбоджийском речном трамвае, пересечение границы, пересадка на вьетнамский речной транспорт, путешествие по воде до ближайшего города (Чау Док), а дальше марш-бросок по суше до столицы дельты Меконга - города Кан Тхо. Следующие два дня уходят на путешествие по дельте Меконга с разными экскурсиями, в конце концов завершающеся в Сайгоне (он же Хошимин).
Уехать таким образом из Пномпеня не просто, а очень просто: водный маршрут предлагает любой туроператор в центре города. Отплыть можно либо из центра Пномпеня, либо из некоего маленького городка километрах в 30 ниже по течению. Мы, по соображениям времени, выбрали второй вариант, невзирая на то, что ради этого пришлось вставать в половине шестого утра.
Несмотря на столь ранний час, в городе уже начинала бурлить жизнь, и трудовой люд вовсю хлебал свою утреннюю лапшу,
а заботливые родители развозили детей в школу верхом на мотоцыклах
Дорога через Пномпень оказалась более долгой, чем мы рассчитывали, тем более что некоторая часть времени была потеряна в сборном пункте, где формировали группы для посадки в автобусы, следующие по разным точкам назначения. Так что выехали мы в самый что ни на есть утренний час пик. Час пик в Камбодже - порождение Хаоса: автомобили, тук-туки и мотоциклы всех мастей передвигаются во всех мыслимых направлениях, игнорируя сигналы светофора и закутанных в марлевые повязки волонтёров. Единственные, кого хоть-как то слушается разномастная толпа на колёсах - это дорожная полиция, но её на дорогах довольно мало.
На всё это безобразие печальным взглядом взирают местные продавщицы, мающиеся от безделья, поскольку все подъезды к магазину перекрыты пробкой
Наконец настал момент, когда мы продрались через всё это безобразие и вырвались на оперативный простор. Прощай, Пномпень!
Дорога из Пномпеня до пристани оказалась дольше, чем мы думали, так что удалось даже поспать. Наконец автобус свернул с дороги, заехал в какой-то пыльный дворик, и нас попросили на выход. "А где же пристань?" - спросили мы в недоумении, продирая опухшие глаза. А вот же - сказали наши любезные кхмерские проводники и указали на полоску истоптанного коровами песчаного пляжа, в кромку которого уткнулась носом грязно-жёлтая посудина явно китайского происхождения. Большого почтения она не вызывала, была явно готовой к списанию и выглядела какой-то мятой, примерно, как банка тушёнки, которую долго таскали в одном рюкзаке с геологическими образцами высших степеней твёрдости по шкале Мооса.
Делать нечего - пришлось взойти на комфортабельный лайнер по двум шатающимся доскам и ввинтиться в его первоклассный салон. В процессе погрузки мы выяснили, что находимся в довольно оживлённом порту - рядом с пассажирским терминалом оказался грузовой, который работал на полную катушку.
Внутри лайнера всё оказалось на так плохо. Рядом с капитанским мостиком вовсю функционировал бар с пивом и напитками, в салоне оказалось достаточно места, ибо кроме нас пятерых, с нами плыла только зашуганная молодая парочка норвежской или около того национальности. То-есть сначала они были вполне себе Бодрые, но как только мы вывесили в окно русский флаг, вскрыли пару банок консервов и начали походный завтрак, запиваемый изрядным количеством рому прямо из горлышка, они как-то попритихли, вжались друг в друга и до конца поездки не проронили ни слова. И это невзирая на то, что мы были добрые и Любезные и даже неоднократно предлагали вместе с нами Выпить!
В хвосте салона находилось машинное отделение, где любой желающий мог полюбоваться работой двигателя внутреннего сгорания, благо он был без кожуха. Дальше же, прямо на корме находилось совершенно невероятное сооружение, служившее несомненным эстетическим украшением нашего плавучего средства.
Как Вы, наверное, догадались, это был туалет, или, как выражаются морские волки, гальюн. Площадка перед входом в гальюн была заботливо накрыта металлической крышей на случай вспышки диареи во время сезона дождей. К гальюну была даже подведена вода, правда, канализационные удобства открывались непосредственно в батюшку-Меконг, который, впрочем, и не такое в своей жизни видывал.
Наконец двигатель внутреннего сгорания был запущен, и наша Лузитания не спеша двинулась вниз по течению великой реки. По берегам простирались сельские пейзажи с типичными кхмерскими домиками на сваях
Земля в Камбодже обрабатывается в основном быками, но однажды мы даже увидели Трактор:
Между тем всё явственнее чувствовалось приближение великого восточного соседа Камбоджи, и то, каким экономическим гигантом по сравнению с ней является Вьетнам. Батюшку-Меконг бороздили десятки судов разного калибра поодиночке и караванами, но камбоджийский флаг из всех из них несло только одно. То, на котором мы ехали.
Наконец, часа через два, когда нам стало уже совсем хорошо от вкусного и питательного завтрака, лодка пришвартовалась к деревянному, крытому хворостом причалу. Быстрые формальности в бревенчатом здании камбоджийского погранпоста, погрузка обратно в ставший нам таким родным речной трамвай - и вот мы вошли в нейтральные воды. Впереди был Вьетнам.
Сериал про Вьетнам воспоследует в самом ближайшем будущем.