Береговая линия античной патары, наложенная на современный космический снимок. Взято
отсюда. По занимаемой площади развалины Патары, которые начинаются приблизительно в пятистах метрах от входа на пляж, могут сравниться с останками Эфеса. Фундаменты домов, занесенные песком кварталы, ликийские, греческие и римские гробницы, циклопические развалины бань и дворцов - только часть древностей раскопана археологами и открыта для туристов. Но даже то, что доступно, может потребовать не один день тщательного осмотра. Взращенная на плодородных почвах долины и одаренная ныне заилившимся, пересохшим заливом, Патара являлась богатой и многолюдной столицей Ликийской конфедерации - сложного государственного образование в составе не менее сложной Римской империи. У государственного устройства Рима первых двух веков Нашей эры вообще нет полноценных современных аналогий. В стране с двадцатимиллионным населением счет «федеральных» чиновников шел всего лишь на тысячи, императорский суд делил полномочия с муниципальными и религиозными судами (вспомним евангельскую историю), губернаторы провинций состояли в запутанных отношениях со царями входивших в эту провинцию стран, а сами царства делились на самоуправляемые регионы и содержали полисы, в которых уже царь не имел никаких преимуществ перед решениями народного собрания.
В Ликийской конфедерации состояло несколько крупных городов. В военном отношении они подчинялись Риму, а прочие вопросы решали между собой на регулярных соборах. Просторный «Дворец съездов» - булевтерий - находился в Патаре, совсем недавно турки восстановили его первоначальный облик. Рядом с обновленным зданием стоят каменные обелиски с греческими надписями. Как можно догадаться, на монументах высекались важнейшие решения ликийского «парламента».
Один из камней с решениями съезда
"Дворец Съездов" - булевтерий.
Он же - до реконструкции.
Взято отсюда.
Уцелевший мраморный пол дворца
В громадном амфитеатре по-прежнему хорошая акустика. Основные элементы сцены разрушены весьма умеренно, в руинах еще можно узнать их священное назначение. Да, театральное представление в дохристианские времена было, прежде всего, элементом богослужения. Не зря мы нашли амфитеатр в святилище Летоон. Хотя, во времена империи, к которым относятся большинство построек Патары, эта функция могла остаться формальной. Зато появилась разнообразная машинерия и увеличились массовки, поэтому….
Амфитеатр Патары и булевтерий
Схема амфитеатра. Взято
отсюда.Главная улица античного полиса приводит нас к обширной мощеной мрамором «стое» - …. . От былой красоты здесь уцелело мало, северный конец затоплен и упирается в несуразные кусты. Чтобы хоть чуточку стряхнуть себя зной, мы забрались под дерево и просто подремали в тени с видом на древнеримские бани. Последние не дают представления о своей начальной красоте - просто гигантские (а по нашему времени - вполне заурядные) толстостенные сооружения из тонкой плинфы. Виденные в прошлом году бани Тлоса - с арочными проёмами и прекрасной видовой площадкой - произвели гораздо лучшее впечатления.
Путь к портовым сооружениям зарос. Мы направились к дальнему от моря району, где прямо возле асфальта стоят триумфальные ворота Меттия Модеста - символ Патары. За аркой археологи раскопали ремесленный посад и «кладбище» - несколько узнаваемых каменных гробниц. Знаменитые ворота никогда не были проезжими - под ними не найдена дорога. Но точно известно, что арка служила частью древнего водопровода - акведука. Меттий Модест был губернатором римской провинции Ликия и Памфилия - то есть, он управлял территорией от Даламана до Аланьи. Триумфальное сооружение возведено через сто лет после рождения Христа, в один из лучших периодов римской истории. В наступившем втором веке были масштабно перестроены большинство прибрежных малоазийских городов, а разнообразные статуи императоров Адриана, Антония Пия и Марка Аврелия составляют значительную долю среди экспонатов Антальского музея.
Для нас на тот момент было важнее всей античной истории, что в первом встреченном крестьянском доме - через дорогу от памятника - усадили под крышу, подали воды, угостили яблоками и продали помидор с перцами. Подкрепившись, я отправился ловить попутку в Калкан и быстро в этом преуспел. Лютик без проблем вернулась к байдарке и нашла удобную для долгого ожидания тень в некотором отдалении от моря.
Инфраструктура Патары выглядит следующим образом. Входной билет покупается при въезде в город со стороны материка. Перед кассами находится деревня Gelemiş (Гелемиш), в которой кипит туристическая жизнь - кемпинги, гостиницы, пансионы, продуктовые лавочки - их можно найти только там, на территории полиса и пляжа невозможны ни постой, ни закупки. Я даже думаю, что распространенная в Сети фраза «На Патаре ночевать нельзя!» относится именно к этой, южной её оконечности. На севере, за рекой Эшен и в районе Карадере за соблюдением этого запрета просто некому следить, а иностранные туристы туда почти не забираются.
Автобусов в Патару ходит немного. У входа на пляж, то есть - уже в пределах охраняемой территории - найдена остановка и расписание. Эти долмуши не минуют кассу - сэкономить с их помошью нельзя. Возможно, существуют другие маршрутки, которые стартуют за кассами, из Гелемиша.
Расписание автобусов
Я ездил в ближайший город Калкан, не надеясь на расписание. От арки быстро поймалась попутка до трассы Фетье-Каш. Там я пересел на заходящий в Калкан междугородний автобус и доехал до вокзала. Магазины, банки, весьма приличные и недорогие едальни находятся на 200-300 метров вглубь города по главной улице.
Обратная дорога оказалась сложнее. Работники автостанции убедили меня, что после обеда долмушей в Патару нет. Поднявшись на трассу, перейдя дорогу и тут же встав после удобного светофора, я сравнительно скоро очутился на патарской развилке. А дальше автостоп не задался, груженый продуктами, я прошел пешком почти до самого Гелимиша. Еще раз убеждаюсь, что сельский турецкий хитчхайкинг эффективен только тогда, когда твоя дорога не ведет к морю.
Патара - город с очень насыщенной историей. Он связан с рядом персонажей древности и, в особенности, с важными христианскими святыми. К примеру, в Патаре родился Николай Чудотворец, святитель Мир Ликийских. А в дохристианскую эпоху здесь располагалось до сих пор не раскопанное святилище Аполлона с оракулом (видимо, для тех, кому далеко ехать в Дельфы). Прочитать о прошлом города побольше можно в банальной
Википедии или
здесь, на посвященном Ликии англоязычном сайте.
Барельефы в амфитеатре
За ближними деревьями виднеются остатки портовых построек
Центральная улица начинается от театра, и заканчивается у Южных ворот. Вместо ворот организованно болото...
Она же - со стороны болота
Грандиозные бани Веспасиана
Арка Меттия Модеста, вид со стороны материка
Схема Патары (взято
здесь)
Весь путевой дневник:
На байдарке по Средиземному морю. Вводная часть. День 1-2. Константинополь (İstanbul) День 3. «Стапель» в Кёйджегизе День 4. Термальные источники Султание. День 5. Современный Дальян. Вечер 5. Древний Кавн. Утро 6. Черпаший пляж Истузу. День 6. Выход в море. Вечер и утро День 7. Долгий путь День 8. Самый волнительный переход. День 9. Мёртвый остров День 9. Залив Фетье Путеводитель по Северо-Западной части залива Фетье День 10. Göcek. Вечер 10. Мыс ilince День 11. Fethiye (Фетье) День 12. Фетье-Олюдениз Вечер 12. Город-призрак Левисси Монастырь Аф-Куле День 13. Мертвое море и Отец-гора (Ölüdeniz ve Babadağ) День 15. Остров Гемилер День 12-16. Залив Холодноводный День 15. Караджаорен - остров, который все проплывают мимо. День 16. Долина бабочек без бабочек. Дни 16-21. Водопадная стоянка, Кабак и его окрестности. Прощальные кадры залива Бельчигиз На байдарке по средиземному морю. День 20. Райский пляж и город Калабантия. Самый красивый закат на Средиземном море День 21. Последний переход День 21. Не та, а другая Пидна День 22. Летоон День 23. Правда о пляже Патара