Не знаю почему, но именно 9 ава мне хочется сказать что-то оптимистичное на тему еврейской истории. Именно в этот день было столько трагичного для евреев на протяжении двух тысячелетий, что ни один другой день еврейского календаря не может с этим сравниться.
И тем не менее, вот небольшая история, которую можно встретить на просторах интернета в разных версиях, но суть одна.
Наполеон прибыл в Каир, который захватил. Это было в канун 9 ава... В городе было темно, только немного свечей горело в одном здание, которое, при ближайшем рассмотрении оказалось синагогой. Внутри синагоги на полу сидели евреи, стенали, горько рыдали и молились... Наполеон поинтересовался:
"Почему они плачут?" Ему ответили: "Храм был разрушен." Наполеон спросил: "Когда это случилось?"
"2000 лет назад", ответили ему.
Наполеон повернулся к своим солдатам и сказал: "У народа, способного рыдать о прошлом, есть будущее".
"...хотя Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они."
Йехэзкэйл (11-12:16)
После разрушения Храма евреям надо было где-то молиться...
Большинство историков считают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы - первые синагоги.
В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить "дом собрания" (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни.
Синагоги необыкновенно разнообразны, никогда не была одного "еврейского стиля" в котором бы их строили. Евреи придерживались общего архитектурного стиля времени и места, в котором жили.
Желание написать этот пост у меня появилось после посещения Музея диаспоры (Бейт Атфуцот בית התפוצות), где представлены макеты синагог, которые уже не существуют.
Пожар Большой александрийской синагоги Диплостон. Музей диаспоры, макет.
Эта синагога была построена при Птолемеях (4-5в.в. д.н.э.).
Из Вавилонского Талмуда:
"Раби Йеуда: "Тот, кто не видел Диплостон Александрии Египетской, никогда не видел славы Израиля".
"Это была своего рода большая базилика, галерея-портик перед галереей-портиком, который в то время вмещал в два раза больше людей, чем покинуло Египет... И они не смешивались, но работы по золоту выполняли сами, по серебру сами, кузнечные работы сами, ковры ткали сами и ткани сами, а когда бедный человек приходил, он узнавал членов своего цеха и участвовал в его работе, и от этого добывал средства к существованию для себя и своей семьи".
Здание синагоги потрясало своей гармоничностью и своим великолепием и свидетельствовало о безупречном порядке и роскоши местных евреев. Стиль здания, как видите, соответствовал александрийской архитектуре того времени. Количество молящихся в синагоге доходило до нескольких десятков тысяч.
Когда хазан доходил до того места, где надлежало ответить вслух "амен", он взмахивал особым платком. И все это великолепие было построено руками местных мастеров на средства общины. Любой бедняк-еврей, оказавшийся в Александрии, знал, что сюда можно обратиться, и ему обязательно помогут. В самой синагоге царил завидный порядок.
В 115 году в городе начались новые массовые беспорядки между греками и евреями (последние даже разрушили надгробие взявшего Иерусалим полководца Помпея Великого).
Для восстановления порядка в Александрии император Траян выслал туда римский легион и военные суды, а для реконструкции разрушенных храмов провёл конфискацию имущества местных евреев. Подавление восстания и последовавшие за ним репрессии привели к почти полному уничтожению еврейской общины города. Римляне сожгли и разрушили до основания эту грандиозную синагогу.
В Израиле есть одна синагога, которая была действующей еще до разрушения Храма, в отличие от большинства синагог, которые были построены уже после разрушения Храма.
Это синагога в
Иродионе.
Тут вся наша экскурсионная группа сидит в синагоге. А где еще евреям полагается сидеть? Важно сказать, что синагогой этот зал стал уже после смерти Ирода, во времена великого восстания против римлян (66-73\74гг.н.э.).
Во времена восстания Иродион уже был заброшен и восставшие поселяются в нем.
Можно себе представить, как отсюда, из Иродиона, восставшие видели дым горящего в Иерусалиме Храма, и молились в этой синагоге.
Во времена Ирода это был большой приемный зал.
Восставшие добавили сидения, и именно по штукатурке за этими сидениям археологи поняли, что помещение переделывалось. В отличие от помещения, которое строится специально для синагоги, этот зал не ориентирован на Иерусалим. Восставшие использовали помещение, какое нашли.
У современных местных жителей из окрестных еврейских поселений есть традиция собираться и молится в этой синагоге 9 ава, в день разрушения Первого и Второго Храмов.
Еще одна очень интересная синагога, макет которой можно увидеть в Музее диаспоры.
Это синагога Дура-Европос. Она знаменита своими хорошо сохранившимися фресками, которые свидетельствуют о том, что запрет на изображения людей в III веке соблюдался не всеми еврейскими общинами. Я помню свое удивление этими разрисованными стенами, когда впервые увидела эту синагогу на экране телевизора. А мне-то казалось, что уж большей вольности по отношению к запретам на изображения, чем в
синагоге в Ципори, просто быть не может...
Синагога Дура-Европос - синагога в античном городе Дура-Европос на Евфрате (вблизи современного Калат-эс-Салихия в Сирии). Открыта во время раскопок 1932-1935 годов.
Здание синагоги было построено в 244-245 годы, о чём свидетельствует найденная при раскопках надпись на арамейском языке. Другая надпись на греческом сообщает, что её основателем был "старейшина евреев" Шмуэль бен Иди. Синагога располагалась рядом с городской стеной, и в 256 году при строительстве укреплений против войск Сасанидов с неё была снята крыша, а здание засыпали песком. Это и позволило сохраниться её фрескам, когда город после захвата Сасанидами был заброшен.
Здание имело высоту около 7 метров, главный зал синагоги имел размеры 7,68 м х 13,35 м. Вдоль его стен располагались скамьи.
Не смотря на то, что синагоги выглядели очень по-разному, внутри у них всегда были обязательные элементы, такие как синагогальный ковчег (Арон Кодеш ארון קודש), который здесь выглядит как ниша, к которой идут ступеньки. Он очень напоминает синагогальный ковчег в
синагоге в Ум эль-Канатир.
Подробно о синагогальных ковчегах я рассказывала
тут Хорошо видны изображения меноры, что однозначно говорит о еврейской принадлежности здания.
Большую часть времени, пока евреи находились в рассеянии в разных странах, основное их стремление при строительстве синагог, с волками жить - по волчьи выть было замаскировать ее среди окружающих домов, чтобы она не бросалась в глаза. Синагога должна была походить на окружающие здания, это помогало ей сохраняться.
Синагога Эвен Шошан (Ибн Шошан), Толедо. Музей диаспоры, макет.
Считается, что синагога была построена в 12м веке, хотя по этому поводу есть сомнения, в стиле мудехар.
И это почти что самая старая синагога из сохранившихся в Европе.
Видимо, эта синагога была главной синагогой Толедо. Погром 1391 года не обошел ее стороной. В начале 15-го века, задолго для изгнания евреев из Испании, синагогу отобрали у общины и превратили в церковь de Santa María La Blanca. В 17ом веке здание было заброшено и пустовало, в 18 веке здесь располагался военный гарнизон. Во время Наполеона здесь был склад, а в середине 19-го века синагогу отреставрировали, сейчас там музей.
Сейчас это здание называется La Sinagoga de Santa María La Blanca.
В 2005 году был проведен обмен недвижимостью между государством Израиль и Католической церквью: комната Тайной вечери, которая по мнению католиков находится на на горе Сион была передана церкви в обмен на это здание, которое было передано еврейской общине.
Синагога еврейской общины в Кайфэне (Китай). Музей диаспоры, макет.
Об этой общине стало известно в мире благодаря Марко Поло, в 14 веке.
Надпись на местной стеле (1489) утверждает, что 70 еврейских семейств прибыли некогда с запада (Индия или Персия), поднесли в дар императору хлопчатобумажные ткани и получили разрешение поселиться в Кайфэне. Поскольку Кайфэн был столицей империи Северная Сун в 960-1127 гг., то это событие могло произойти не позднее 1127 г., когда Кайфэн был захвачен чжурчжэнями и двор бежал на юг, за реку Янцзы. Возведение синагоги стела относит к 1169 году. Более поздние стелы подчёркивают верность евреев императору и их доблестную службу в войсках Юэ Фэя.
Синагога была похожа на местные китайские культовые сооружения и включала внутренние дворы, множество залов и арок. Но в отличии от китайских сооружений, направленных на юг, синагога была ориентирована на восток.
Это Староновая синагога в Праге, самая старая работающая синагога в Европе и одно из самых ранних Готических зданий Праги (оно было построено приблизительно в 1270 году).
Деятельность Синагоги имеет производящую впечатление историю, покрывающую больше чем 700 лет, и прерванную только между 1941 и 1945 из-за нацистской оккупации. Теперь она открыта для общественности каждый день кроме суббот и еврейских праздников.
Странное и противоречивое название синагоги получилось потому, что когда ее начали строить, приблизительно в 1260г., рядом уже существовала синагога. И вновь построенная, естественно, стала "новой". После того, как прежняя синагога была разрушена, а годы прошли, то "новая" стала старой. Так и появилась Староновая синагога.
Существует также версия, что эта синагога называлась "условной", т.к. ее построили при условии, что при приходе Мессии она будет перенесена в Эрец-Исраэль.
Есть также вариант этой версии о том, что в основание данной синагоги лежит камень из разрушенного Храма и при возражение Храма этот камень вернется на свое место.
В это синагоге молился МАХАРАЛ и по легенде остатки Голема до сих пор находятся на чердаке синагоги. Подробнее о еврейском квартале Праги я писала
тут Иерусалим, комплекс Четыре сефардские синагоги.
Самая старая из четырех, синагога Элияху ха-Нави (Синагога Илии Пророка), была основанная в 16-м веке и служила в качестве бейт-мидраш - местом изучения Торы.
Синагога Йоханана Бен Закай была построена только в 17 веке.
По указу султана, синагога должна была находится ниже уровня окружающих мусульманских построек и новая синагога была построена так, чтобы входя в нее с улицы, человек вынужден был спускаться.
В 1760г. была построена Стамбульская синагога, самая большая из четырех. Ее основала община турецких евреев, которая в те времена быстро росла.
Средняя синагога (Синагога Аэмцами) служила для женщин при синагоге Йоханана Бен Закая. В 18 веке сефардская община стала быстро расти и это помещение превратили в синагогу.
Эти четыре синагоги благополучно существовали до 1948 года, до Войны за независимость, когда еврейский квартал Иерусалима был захвачен иорданцами и все четыре синагоги были разрушены и использовались как стойла для скота.
В 1967 году, после освобождения Иерусалима, синагоги были постепенно восстановлены к 1972г., и по сегодняшний день продолжают функционировать как синагоги, и как музей сефардской еврейской общины.
Подробнее о комплексе Четыре сефардские синагоги. я писала
тут Старейшая французская синагога находится в городе Карпантра (Carpentras) в Провансе.
Фасад синагоги на площади Charretier Морис находится между двумя жилыми зданиями и не отличается от окружающих домов. Синагога находится недалеко от современной мэрии, всюду есть указатели на нее - это самый интересный туристический объект в Карпантра.
В 1367 г. евреи построили синагогу в их собственном купленном здании. Это здание должно было иметь те же размеры, что и старая синагога, и для получения разрешения евреи должны были представить местному епископу плату в виде шести фунтов специй, или их эквивалент в золоте.
Синагога была построена на площади Charretier Морис, которая являлась центром еврейского квартала. Она имела небольшую молитвенную комнату для мужчин, вероятно, размером с сегодняшнею галерею над главным залом. Миква и пекарня находились в подвале.
В 1677 году синагога была обновлена и была в очень хорошем состоянии.
В 1741 - 1746гг. синагога была реконструирована под руководством архитектора A. d'Allemand, построившего ратушу и акведук в Карпантра. Евреи получили разрешение на расширение синагоги и добавили два окна в главной комнате. Именно тогда появился молитвенный зал в его нынешнем виде, с размерами 15,7 на 8,7 метров.
Подробнее о еврейском квартале Карпантра я писала
тут Деревянные синагоги Восточной Европы из коллекции фотографий и акварелей, которая была передана Художественному музею (Тель-Авив) в 1937 году. Все было сфотографировано и собрано молодым венским архитектором Алоизом Брёйером (1888-1948), в 1910-1913гг. во время его этнографическо-археологических экспедиций с еврейским австрийским художником Иссидором Кауфманом, в основном в Галиции.
Жидачив, построена в 1742г.
Фотография.
Пусть никого не удивляет, что они не выглядят снаружи шикарно и не бросаются в глаза своим блеском и роскошью. Построены они, как было принято в те времена, в том же стиле, что окружающие дома. И денег особо не было и вести евреям надо было себя скромно, не выпячиваться, ведь чуть что - погром.
Заблудов, построена во второй половине 17 века, построена заново в 1765г.
Акварель.
Заблудов, построена во второй половине 17 века, построена заново в 1765г.
Фотография.
Волпа, построена в начале 18 века. Одно из крупнейших сооружений такого рода. высота 30 метров.
Акварель.
Волпа, построена в начале 18 века.
Фотография.
Камянка-Бузка, построена в начале 18 века.
Фотография.
Пяски, из альбома Германа Штрука 1916-1918гг.
Гвоздец, построена в середине 17в.
Фотография.
Глядя на церкви по соседству, евреи тоже хотели иметь купола в своих синагогах. На планах синагог мы можем это увидеть.
Ниодной из этих синагог не сохранилось.
Подробнее о синагогах Восточной Европы я писала
тут Деревня Мад, Венгрия. Самая древняя сохранившаяся венгерская синагога, сейчас музей.
По некоторым данным, первая синагога была построена в Маде в 1771 году.
Но эта синагога была построена в 1795 году, уже после того, как в деревне сформировалась постоянная еврейская община. Здание синагоги было построено в стиле барокко.
Синагога была построена на некотором расстоянии от главной улицы деревни, на горке. Закон запрещал строить синагогу на главной улице города. Такое местоположение синагоги вместе с ее довольно большими размерами, делали здание весьма заметным с улицы. И это говорило о многом. Самыми заметными зданиями в деревне были две церкви и синагога. И хотя синагога самое скромное здание из трех, она была не на много меньше соседей.
Строительство синагоги было профинансировано двумя богатыми семьями, Бренер и Тейтельбаум. Это были торговцы вином, обосновавшиеся в Маде. Существует легенда, что в соответствии с древним еврейским законом все женщины, дети и мужчины носили камни с окружающих гор на строительство синагоги, чтобы чужие руки не прикасались к ним.
Подробнее о еврейской жизни деревни Мад я писала
тут В римском гетто было запрещено строить синагоги, и поэтому одну действующую на момент запрета превратили в пять синагог разных направлений. вы же понимаете, что евреи не могут молиться вместе, т.к. принадлежат к разным направлениям иудаизма. Так синагоги выглядели на момент перестройки гетто (конец 19в.). Здание было снесено.
Подробнее о еврейском квартале Рима я писала
тут Девятнадцатый век с его либерализацией в странах Европы был временем строительства большого количества синагог. Подход к фасадам зданий изменился и синагоги стали заметны на улицах европейских городов.
Стили этих новых синагог я бы условно разделила.
Если евреи - народ Востока, то и еврейская архитектура должна иметь восточные мотивы. Вот несколько европейских синагог, которые это демонстрируют.
"Синагога во Франкфурте", ок. 1860г., Йоханн Николаус Хофф (?)
Новая Берлинская синагога, 1865г., Эдуард Кноблаух
Она же на фотографии.
Это - самая известная берлинская синагога. Находится она недалеко от центра, на Ораниенбургштрассе, Возведена в 1866 году. Ее посещали многие известные личности, а в 1930 году здесь даже играл на скрипке Альберт Эйнштейн - ученый слыл и талантливым музыкантом. В "хрустальную ночь" фашисты разграбили синагогу и частично ее сожгли, а во время воздушных налетов прекрасное здание превратилось в груду камней.
"Вид на синагогу в Нюренберге", нач. 20в., неизвестный художник
Выставка
"Еврейское искусство 19века, большие мастера" Большая синагога в Будапеште.
Она же, вид с улицы.
Подробнее о синагогах Будапешта я писала
тут Другой стиль я бы условно назвала "помпезным", да простят меня искусствоведы. Они бы, наверно, нашли более точное определение.
Самый яркий пример, это, конечно же,
синагога в Риме, Италия.
Правда, многие говорили, что синагога внешне больше смахивает на церковь, но не настолько, как те синагоги, о которых расскажу дальше. На мой взгляд она похожа оперный театр. Но хочется же быть не хуже других окружающих народов, раз прошли те времена, когда папы запрещали евреям даже общаться с христианами по любому поводу.
Проектировал синагогу архитектор-христианин, так как из-за папских запретов на профессии, в начале 20 века в Риме просто не было евреев-архитекторов.
Город Токай, Венгрия.
В один из дней, гуляя по центральной улице, издали увидели огромное здание. Его было видно с любой улицы - оно сильно отличалось от окружавших его домов. Я подумала, что это вокзал. В конце 19- начале 20 века на многих небольших железно-дорожных станциях здания вокзала были самыми приметными зданиями в городе... И мы решили подойти и выяснить, что же это такое. Оказалось - синагога...
Монументальное здание было тщательно отреставрировано, но не вернулось к функции синагоги, так как нет тех, кто бы там молился. В настоящее время здание принадлежит городу и там проводятся культурные мероприятия.
Теперь стиль, который я бы назвала "церковным", так эти синагоги откровенно напоминают церкви.
Дижон, Франция.
Синагогу спроектировал архитектор Alfred Sirodot по модели Парижской синагоги на улице де ла Виктуар в неовизантийском стиле. До этого он построил много церквей и домов в Дижоне и окрестностях. Говорят, что синагога была его любимой работой... Одна проблема, он не был евреем, а был масоном, не "жидо-масоном", как хотелось бы, а просто масоном.
Подробнее о еврейской общине Бургундии я писала
тут Флоренция, Италия
Если отойти чуть подальше, то можно слегка рассмотреть здание. Построена в 1874 году по проекту четырех архитекторов: Фальчини, Тревеса, Микели и Чиони. Один не справился:) Открыта в октябре 1882. Сверху с горы она очень на церковь смахивает и в плане представляет собой, я бы сказала, крест, что синагоге не подобает, граждане!:)
Наша знаменитая иерусалимская недавно возрожденная синагога Хурва. Стиль ее, я бы сказала "иерусалимский", именно похожими зданиями был застроен Иерусалим в конце 19 века.
Имеет длинную историю, но официально построена в 1865 году, ее официальное название синагога "Бейт-Яаков", в честь
барона Джеймс (Яакова) Ротшильда.
Но и это название не прижилось, и благодаря сложной истории синагогу в народе называли Хурва - "развалина":)
Возрожденна из руин в 2010 году.
Подробно о Хурве
тут Майзелова Синагога в Праге, Чехия. Была изначально построена в 1592. Первоначальное здание, относящееся к эпохе Возрождения, стало жертвой большого пожара в 1689. Новая Неоготическая синагога была построена на ее месте между 1893-1905, вместе с разрушением прежнего еврейского гетто и реконструкцией главных зданий.
Современные синагоги.
Центральная синагога города Нацрат-Илит, Израиль.
Вот так выглядит это необычное здание со стороны парка, сзади.
Эта синагога - весьма известно в израильской архитектуре здание. По-русски его еще называют здание с перевернутой крышей. Мне, во всяком случае, оно было так представлено. Хотя полностью эту перевернутость можно оценить только на макете или пролетая над зданием, тем не менее, и при обычном взгляде на здание понимаешь на сколько оно интересно.
Синагога построена в 1961 году. Перед строительством синагоги был конкурс и был выбран проект архитектора Нахума Золотова.
Она представляет нам сразу два архитектурных стиля: модернизм и брутализм.
Подробно об этой синагоге
тут Тунисскую синагогу «Лагрива» - ослепительная. Акко, Израиль.
Эта синагога необычна своим великолепным убранством. На ее стенах представлена история еврейского народа в мозаичных панно и витражах. Все это создано благодаря одному человеку, выходцу из Тунисса, Циону Бадашу. Эта синагога очень известна во всем мире, кроме родной страны.
Подробно об этой синагоге
тут Синагога бельзких хасидов, Иерусалим, Израиль.
Синагогу начали строить в 1986 году, закончили в 2000 году. Хотя есть источники, которые утверждают, что закончили в 2002г. Строили почти столько же, сколько первую в Белзе.
Но "синагога" весьма условное название для этого грандиозного здания. На самом деле, официально это здание называется "Мировой центр Торы и хасидизма Белз". В нем находится 10 синагог, 2 зала для свадеб, большая библиотека, микве, принимающий 350 женщин, школа-интернат, с проживанием, которая может принять 1000 детей, пекарня. И это еще не все.
Всего в здании 14 этажей, площадь помещений 55 тысяч квадратных метров.
Белзские хасиды считают, что их синагога самая большая в мире.
Синагога построена на пожертвования. В течение долгих лет собирали деньги на строительство. Экскурсовод сказал нам, что было потрачено 100 миллионов долларов, но нам показалось, что это явно мало для такого грандиозного сооружения.
Архитектором был член белзской общины Aharon Osterreicher, который занимался проектированием совместно с адмором. Адмор также непосредственно участвовал в строительстве, что хасиды постоянно подчеркивают.
Подробно об этой синагоге
тут Инфа
http://dor4.ru/?p=9516http://www.eleven.co.il/article/13810https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B8http://jewhist.narod.ru/lesson06/cherikover_11.htmhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/