страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Этот пост получился двухсоставным. В начало поста помещаю подытоживающие обобщающие рассуждения к ч.17-47, которые со всей очевидностью не поместились бы в предыдущий пост.
Затем уделю внимание атяшевским и немного баевским Чекушкиным XVIII - XIX вв.
*
1. Подытоживающее обобщение.
До недавнего времени ни мне, ни моим близким не было известно о проживании предков в пространстве Мордовии чего-либо, за исключением только семейной легенды. Мне её рассказал мой дедушка Аркадий Степанович. А ему легенда стала известна со слов его мамы и со слов его старшего брата Всеволода.
Подводя итог результатам поисков в пространстве Мордовии (имеющимся на данный момент), воспроизведу семейную легенду ещё раз:
«Жил в одной из губерний центральной России - может, в Тамбовской, а может, в какой другой, но не сильно далеко от неё - крепостной крестьянин по фамилии Андреев. Сам он был невысокого роста. Надумал он взять в жёны крепостную по прозвищу Кочерга. А она была высокой. Увидал их барин вместе и давай смеяться. «Да ты же чекушка!» - говорил барин, намекая на рост жениха. По велению барина так их и женили. И получил крепостной Андреев прозвище Чекушка, а дети их стали носить фамилию Чекушкины». «После отмены крепостного права они (потомки упомянутого крепостного) уехали из деревни в Западную Сибирь, в село Барское».
И вот, в результате проведённых поисков теперь оказывается, что в легенде отобразилась не одна только свадьба, и далеко не одно только переселение.
Сколько же событий четырёх веков оказалось сжато в формат краткого повествования семейной легенды? Подытоживаю:
1. Свадьба мордвина в Кадомском уезде XVI века (см.
ч.19: Семья Мартаса).
2. Формирование фамильной традиции у мордвы и фамилии Чекушкин (Чекашкин, Чакушкин), а также и имени Чекушка (Чокашка) среди мордвы (см.
ч.18,
23,
24).
3. Расселение потомков Мартаса в Арзамасском, Алатырском уездах в к.XVI - нач. XVII вв. (см. ч.18, 23, 24,
37).
4. Появление города Тамбова в 1636 году.
5. Поселение Чекушкиных в качестве крепостных в деревне Ефимовка в петровские времена. Обрусение ветви фамилии (см.
ч.38).
6. Административное переустройство страны. Определение Кадомского уезда в состав Тамбовской губернии. Обособление части Алатырского уезда в Ардатовский уезд Симбирской губернии.
7. Свадьба крепостных Ивана Васильевича Чакушкина и Авдотьи Савельевой, их переселение в Ардатовский уезд, в село Мачкас в 1791 году. (см.
ч.39).
8. Отмена крепостного права в 1861 году.
9. Переселение из Ардатовского уезда на юг Западной Сибири в 1877 г. (см.
ч.46 и
47).
Получается, всё это время у крестьян сохранялась память о том, что далёкие предки когда-то жили в окрестностях города Кадом. Города, который позже и в самом деле пребывал в границах Тамбовской губернии более столетия. Устные пересказы, переплетаясь с новыми событиями, в сжатом виде легенды дошли в XX веке до моего дедушки через рассказ(ы) его мамы и старшего брата.
***
2. Атяшевские Чекушкины.
Осталась нерассмотренной небольшая тема, касающаяся персоналий XVIII - XIX веков.
Когда я приступал к поиску архивной информации о предках-Чекушкиных, проживавших в XIX веке в Ардатовском уезде Симбирской губернии, то мне ведь не был известен пункт, в котором они жили.
К тому моменту мне уже удалось выяснить, что в пространстве уезда по состоянию на первую половину XX века больше всего Чекушкиных проживало в селах Парадеево, Селищи, Старое Баево, Атяшево (а в пространстве Буинского уезда, расположенном восточнее - в селе Трёхболтаево). Вот в первую очередь я и обратил внимание на эти пункты, а также на Сабур-Мачкасы, Маколово, Кульмино.
Относительно населённых пунктов Маколово и Кульмино: я не нашёл в метриках вообще ничего сколько-нибудь определённого - ни положительного результата, ни отрицательного. В тех немногих метриках, которые видел по сим пунктам, фамилии не упоминались вовсе. И, как следствие, не имелось отправных точек для поиска.
Не встретилась искомая фамилия и в метриках Богословской церкви села Тарханова, к которому относились Селищи. Но в качестве вывода хотя бы я посчитал этот пункт малоперспективным для поисков (ввиду отсутствий упоминания имени Матвей).
Не упоминалась искомая фамилия и в двух рассмотренных метриках Покровского прихода, к которому относилось Старое Баево. Впрочем, тех метрик оказалось достаточно, чтобы на основе датировки рождения брата Матвея почти исключить саму вероятность обнаружения предков в Старом Баево. Точек опоры для построения генеалогического древа местной ветви Чекушкиных в тех метриках не было. Много позже мне встретилось упоминание Чекушкиных в другой метрике прихода: 5 апреля 1876 года крещён был родившийся днём ранее Георгий. Родители: «Деревни Баевой Крестьянин Степан Владимиров Чекушкин и законная его жена Пелагея Никитина». Восприемники: «Деревни Баевой крестьянин Кузма Владимиров Чекушкин и той же дер. крестьянская жена вдова Дарья Игнатьева». Священником, между прочим, в приходе оказался Александр Поспелов, который ранее длительное время был священником Трёхсвятского прихода в Сабур-Мачкасах (дьячком в Покровском приходе был Феодор Грановский, пономарём - Василий Ястребов) [9]. Георгий скончался 24 апреля, и 26-го был погребён на приходском кладбище [9]. Упоминаю всё это на тот случай, если кто желает изучить своих предков по этой ветви Чекушкиных. Ну, а я вряд ли за построение баевской фамильной ветви возьмусь, т.к. с моей стороны было бы наивно полагать, что могу объять всё.
…Кстати, насколько вообще можно выявить генеалогическое древо по письменным источникам? Систематические ревизии позволяют заглянуть до петровских времён включительно, т.е. примерно до к.XVII - н.XVIII вв. Ну, это допустим приблизительно так 12-14 поколений. Значит, получается несколько тысяч предков в самом дальнем поколении (ведь в каждом поколении число удваивается). Дальше можно искать по менее систематическим переписям и разрозненным источникам, насколько повезёт. Если бы упоминания о всех людях были сохранены в письменности, то, казалось бы, во времена домонгольской Руси число предков каждому современному человеку должно исчисляться десятками и сотнями миллиардов. На самом деле, всё население Земли было многократно меньшим. Генеалогические линии на столь большом промежутке времени неминуемо переплетались, и в целом люди являются друг другу родственно ближе, чем кажется. Пожалуй, будет не большим преувеличением сказать, что чуть ли не каждый человек живший две тысячи лет назад на Восточно-Европейской равнине и в Великой степи, чья линия не пресеклась, является предком для чуть ли не каждого современного человека, родившего в Восточной Европе, Сибири, Казахстане… Выявить всех предков, живших одну-две тысячи лет назад, даже при наличии исчерпывающих письменных источников было б не под силу отдельно взятому человеку. Ну, а вглубь времён лет на триста - до петровской эпохи - это не то, чтобы невозможно. Но тоже непросто. Однако, я отвлёкся от темы изложения.
…Случайно я обнаружил ветвь Чекушкиных в деревне Киржеманы, что близ истока Нуи (см. ч.45).
Немало внимания уделил истории парадеевско-дубёнкинской ветви Чекашкиных и Чекушкиных (см. ч.25-34). Попутно чуть коснулся вопроса о появлении Чекушкиных в Трёхболтаево (см. ч.28).
И, наконец, мне удалось таки выяснить генеалогическую линию моих предков - ефимовско-мачкасских Чекушкиных (Чакушкиных) - вглубь веков. До середины 1680-х гг. - бесспорным образом (см. ч.36, 38-41, 46-47), а на предыдущие полтора столетия - с некоторой предположительностью по причине неполноты письменных источников (см. ч.19, 37).
*
Но в первую очередь в ходе генеалогических поисков в рамках Ардатовского уезда мне случилось проработать материал по селу Атяшеву.
Очень быстро я убедился, что мои непосредственные предки Чекушкины оказались не из Атяшево. Однако, сложились наработки о ветви атяшевских Чекушкиных, которые могут оказаться кому-нибудь полезными в поиске предков.
*
От кого происходят атяшевские Чекушкины? Версий получается несколько. За недостатком информации затруднительно определить, которая правильна.
По всей видимости, история ветви атяшевских Чекушкиных (как и киржеманских) начинается опять же в Парадеево.
Жил в первой половине XVII века в Парадеево Бай(ко) Полатов. У него были сыновья: Улан(ка), Урай(ка), Исай(ка), Митка. Вероятно, от Митки Байкина, переписанного в 1671 году в деревне Баева-на-Лунге, происходят Чекушкины в деревне Старая Баева.
Одним из сыновей Урайки Байкина был Бисупка Уряев. Он жил во второй половине XVII века. У Бисупа было много сыновей. От Фетки, т.е. Фёдора Бисупова происходят дубёнкинско-парадеевские Чекашкины. От Микитки Бесубина происходят парадеевско-дубёнкинские Чекушкины. От Дружинки Бисубина (предполагаемого как сына того же самого Бисупа) происходят, по-видимому, кержиманские Чакушкины.
В плане же рассмотрения атяшевских Чекушкиных интересен Масарка Бисубин, обосновавшийся к 1688 году в деревне Чалпанова.
*
Современный райцентр Атяшево появился как населённый пункт в период между 1623/26 гг. и 1671 г. В 1671 году он упоминается как деревня Атяшева под Сурским лесом. Было на тот момент в деревне 23 жилых двора с 31 тягловым человеком, да 5 пустых дворов. В 1688 году в деревне было уже 45 дворов, в которых переписано поименно 104 человека (102 из них - мужского пола). Мордовская деревня Атяшева что под Сурским лесом относилась к Верхосурскому стану Алаторского уезда.
Безусловно предком атяшевских Чекушкиных является некий Фадей. Судя по времени рождения его сыновей, сам Фадей родился не позже 1685 года. Однако же, в переписи 1688 года человек с точно таким именем вовсе не фигурирует в Алатырском уезде. При этом, в случае с Фадеем едва ли к началу XVIII века произошла смена имени с дохристианского на новое крещёное. Потому как один из внуков этого Фадея в 1721 году был назван дохристианским именем. Другими словами, имя Фадей было дано ребёнку изначально, и человек этот, скорее всего, и в петровские времена оставался некрещёным.
Но с кем можно отождествить Фадея из числа лиц, упомянутых в переписях XVII века? В них есть всего три человека с почти точным написанием такового имени. Но все три сомнительны в качестве кандидатов.
Фадейка Шугуров из деревни Нагорные Лобаски и Фадеика Старков из деревни Медяна упоминаются в 1671 и 1688 гг. соответственно. Но ко времени рождения атяшевского Василия Фадеева (1724/25 г.), им было (б) не менее 70-ти и не менее 68-ми лет соответственно, и в качестве отцов они маловероятны.
Сын Ломки Боженова Фадка упоминается в деревне Инелеи в 1688 году в трёхлетнем возрасте. Он буквально впритирочку проходит по возрасту как вероятный отец атяшевского Савелия Фадеева (родившегося в 1700/1701 г.). Но поиск предков Фадки Ломкина не выводит ни на какую связь с генеалогическими линиями Чекушкиных (Чекашкиных, Чакушкиных) других деревень. Разве что предположить Фадку как внука Боженки Сюндюкова из деревни Вечкисевой, но и это, похоже, не строго мужская линия, необходимая для передачи фамилии. Или предположить Фадку как внука Боженки Милованова из деревни Баева на Лунге, которого в свою очередь в предположительном ключе соотнести с парадеевским Милованкой Шаткиным. Милованка - троюродный брат Урайки Баева, сын Шатко Торкаева, внук Торкая Мортасова. Да, такое возможно (в таком случае Чекушкины в Баева-на-Лунге, ныне в Старом Баево могут происходить не только от Митки Байкина, но и от Милованки Шаткина).
Но более простой представляется другая версия. Дело в том, что писцы могли и не видеть разницы между именами «Фадка» и «Федка». И, собственно говоря, в 1-й ревизии мне вообще-то встречалось таковое имя, в котором вторая буква была написана неразборчиво, и составителю печатного издания переписи принять её недолго было бы хоть за «а», хоть за «е». Соответственно, поиск персоналий возможно расширить на лиц с именами «Федка» и «Фетка». Таковых лиц в пределах Алатырского уезда было немало.
Обращает внимание одна запись в переписи 1688 года - в деревне Чалпанова: «Двор Масарка Бисубин у него дети Арзамаска женат Фетка пятнадцати лет». Тут и связь с парадеевско-дубёнкинскими генеалогическими линиями Чекушкиных и Чекашкиных, и возраст Фетки, достаточно подходящий для отцовства двух известных сыновей Фадея.
Парадеевский Фетка Бесубин в качестве отца Фадея тоже не исключается (он был постарше Фетки Масаркина на 3 - 5 лет). Но всё-таки был Фетка Бесубин не Фадеем, а Фёдором.
В общем, представляется наиболее вероятным, что некий Фадей был сыном Масарки Бисубина. Трое из сыновей Бисупа - Сенка, Лемаика, Масарка - в 1688 году жили в деревне Челпанова.
*
К сожалению, мне не случилось ознакомится с основными материалами 1-й ревизии (1719 года) по деревне Атяшевой. В дополнительных ревизских материалах, датируемых 13 сентября 1721 года, содержатся упоминания лиц, прописных (т.е. пропущенных) в 1-й ревизии. В их числе есть Савелий Фадеев 20 лет и его полугодовалый сын Учеват. Савелей родился, стало быть, в 1700/01 г.
В тех же материалах 1721 года встречаются упоминания лиц, возможно, являющихся и выходцами из Парадеево и Дубёнок, и родственниками парадеевско-дубёнкинским Чекушкиным: Амелька Лебимов (Емелька Любимов, Амелка Лябимов), Девет Пивцаев (Девятка Пивцесов) и его сын Аедерка 3-х лет.
В 1724/25 г. родился Василий Фадеев (Чекушкин). Он женился на Татьяне Емевлеевой - крестьянке из села Каласева (р. в 1727/28 г.). Старший сын Василия - Мокей Васильев (р. в 1740/41 г.) женился на Лукерье Филяповой из деревни Лобаски (р. в 1731/32 г.). Что подтверждает наличие связей между населением деревни Атяшева и окрестностей деревень Парадеева и Чалпанова.
Ещё тремя сыновьями были Гордей Васильев (р. в 1746/47 г.), Тит Васильев (р. в 1753/54 г.), Степан Васильев (р. в 1756/57 г.).
Схема атяшевских Чекушкиных:
3-я ревизия в Атяшево проведена была в августе 1762 года. Населённый пункт фигурирует как село Дмитриевское Атяшево тож. Стало быть, в соответствии с распоряжениями Елизаветы Петровны, крещение мордвы в Атяшево к этому времени было проведено, а в селе была построена Дмитриевская церковь.
В ревизской записи о дворе Василия Фадеева содержится не вполне понятная фраза: «у Мокея ему сыскал сын прописного брата его Василия Фадеева».
Далее известны дети, внуки и правнуки Гордея Васильев/ича/ (Чекушкина). Собственно говоря, его датировка рождения по ревизской сказке 1762 года расходится с данными ревизий 1811 и 1816 гг.: по ним получается, что Гордей Васильев родился в период между 10 марта и 19 сентября 1748 года.
Сыновьями Гордея были Пётр (р. в 1769 г.) и Ефрем (р. в 1774 г.).
У Ефрема Гордеева (Чекушкина) и его жены Анны (р. в 1770/71 г.) было, как минимум, два сына и две дочери: Марфа (р. в 1799/1800 г.), Яков (р. в 1804 г.), Прасковья (р. в 1809/10 г.), Степан (р. во второй половине 1814 г.).
Сведения о потомках Степана Ефремовича и Якова Ефремовича (Чекушкиных) получены только из метрических книг и носят отрывочный характер.
Известно, что 17 сентября 1847 года в семье удельного крестьянина села Атяшева - Якова Ефремова и его жены Елены Михайловой родилась дочь Фёкла. Крестили её 20 сентября. Фёкла умерла от оспы 18.04.1852 в возрасте 4-х лет.
Сам удельный крестьянин Яков Ефремов Чекушкин упоминается в качестве восприемника 28 августа 1849 года и 19 августа 1852 года - оба раза с фамилией.
Степан Ефремов/ич/ (Чекушкин) женился на Ирине Дмитриевне (р. не позже 1817 г.). У них было, как минимум, трое детей.
Один - Луподъ (имя записано неразборчиво) - прожил всего пять месяцев и скончался 1.04.1848 «от поносу».
7 декабря 1848 года в семье удельного крестьянина села Атяшева Степана Ефремова Чекушкина и его жены Ирины Димитриевой родился сын Даниил. Крестили его 12 декабря.
Собственно говоря, в метрической книге 1848 года фамилия у атяшевских представителей этой фамилии письменно фигурирует впервые - в лице Степана Ефремовича Чекушкина.
Ещё один сын Степана - Дмитрий Степанов/ич/ - родился в 1835/нач.1836 г. В метрической книге имеется запись за 24 января 1854 года. Согласно ей «крестьянина Степана Ефремова Чекушкина сын Дмитрий Степанов» 18-ти лет женился на девице 19-ти лет Акулине - дочери «того же села крестьянина» Максима Яковлев/ич/а.
Чекушкины в Атяшево фигурируют как удельные крестьяне.
*
Что ещё раз можно сказать на основе изучения, в данном случае, метрических книг Ульяновского архива?
Тезис об отсутствии фамилий у подавляющего большинства российских крестьян до первой половины XIX века - своего рода миф. Отсутствие фамилий в метрических книгах (и в ревизских сказках) отнюдь не означает отсутствия фамилии у того или иного крестьянина в реальности.
Так, в метрических книгах Дмитриевской церкви села Атяшево совсем не упоминаются фамилии ни за 1842, ни за 1843, ни за 1844 гг. Затем, в начале 1845 года вдруг появляются записи не только с именами-отчествами, но и с фамилиями крестьян. Не у всех крестьян они фигурируют, но у многих. Причём, фамилии появляются не как что-то обособленное в каждом случае, но уже в системе: одна и та же фамилия может фигурировать у нескольких лиц. Однако, таковая форма записи в метрике 1845 года держится недолго - всего несколько листов. А далее опять же отображены только имена-отчества. В 1846 году фамилии крестьян не упоминаются вовсе. И только начиная с 1847 или 1848 года фамилии в метрических книгах села Атяшево присутствуют часто.
Схождение же генеалогических линий разных населённых пунктов (и в частности, бесспорное в Парадеево и в прилегающих к ним Дубёнках) приводит к выводу, что фамилия Чекушкиных (Чекашкиных, Чакушкиных) существовала не только в XIX, но и в XVIII, и в XVII вв. Схождение генеалогических линий, да ещё в комплексе с содержанием семейного устного рассказа о происхождении фамилии, намекает на то, что всё это - ветви одной фамилии, которая существовала уже и на всём протяжении XVII века, а возникла ещё раньше.
Продолжение следует…
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Источники (развёрнутые названия см. в посте «
ч.49: Список источников к ч.25-33, 36-48»):
1. Мордовский фронтир... / ред. В.А. Юрчёнков и др. 2017.
2. Книга переписная князя Ивана Путятина 179 году. / сост. В.Д. Кочетков, С.В. Видяйкин, О.И. Марискин, В.А. Нестеров. Чебоксары, 2021.
3. Видяйкин С.В. Народ и власть.... Саранск, 2011.
4. Сказки об утаенных, прописных, вернувшихся беглых и новорожденных… крестьянах, церковных бобылях… Алатырского у. / РГАДА. Ф.350, оп.2. Ч.1, дело №7. (доп. к 1-й ревизии, 1721 г.; в т.ч. д. Атяшева)
5. Сказки о дворцовых (русские) и новокрещеной (мордва)… Алатырского уезда. / РГАДА. Ф.350, оп.2. Ч.1, дело №55. (3-я ревизия; в т.ч. 1762 г. с. Атяшево).
6. Сборник ревизских сказок на удельных крестьян по сёлам и деревням Ардатовского уезда. 1811. / ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области» (ГАУО), ф.156, оп.2, д.35. (в т.ч. с. Атяшево, 1811).
7. Сборник ревизских сказок на крестьян сёл и деревень Алатырского и Ардатовского уездов. 1816. / ОГБУ «ГАУО», ф.156, оп.2, д.68. (в т.ч. село Атяшево, 1816).
8. Метрические книги церквей сёл Ардатовского уезда за 1854-1855 годы. (в т.ч. села Тарханова Богословской церкви (1854), села Покровскаго Покровской церкви (1854). / ОГБУ «ГАУО». Ф.134, Оп.6, Д.188.
9. Метрические книги Ардатовского уезда за 1876 г. (в т.ч. села Покровского). / ЦГА Мордовии (ЦГАРМ), ф.57, оп.2, д.106, стр. 658, 689.
10. Метрические книги села Атяшево Ардатовского уезда Симбирской епархии. / ОГБУ «ГАУО». ф.134, оп.6, д.55 (1843-1852), д.178 (1853-1857), д.184 (1854), д.265 (1862-1864).
11. Метрическая книга села Покровского Ардатовского уезда на 1863 г. / ОГБУ «ГАУО». ф.134, оп.6, д.351.
12. Метрические книги Николаевской церкви села Маколова (Махолова) Ардатовского уезда. / ОГБУ «ГАУО». ф.134, оп.6, д.82 (1849), д.198 (1855).
13. Метрическая книга церквей Буинского уезда за 1867 год. / ОГБУ «ГАУО». ф.134, оп.6, д.380. (в т.ч. село Трёх-Болтаево).