Раз уж мне посчастливилось покончить с предыдущей записью на возвышенной ноте о видеоиграх, с той же ноты, пожалуй, и следует начать сегодня.
Для меня игра вкусна в том случае, если она ищет в тебе эмоциональный отклик. Вместо того, чтобы погрузить тебя в рутину механистических упражнений, рубку дров, бездумное напряжение и расслабление поршней, хорошая игра пытается нащупать в тебе более глубинные струны. Она ищет нетривиальных решений, она пытается удивить. В хорошей игре за каждым новым поворотом тебя ждёт открытие, причём у тебя ни на секунду не возникнет чувства, что к открытию тебя подвели за ручку и указали, куда посмотреть и какие кнопки нажать: в хорошем приключении открытие ты всегда совершаешь сам.
К чему я это всё? Я это всё к тому, что вот в
Которе, скажем, очень здорово поучиться делать хорошие игры.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000csg5c/s640x480)
Оставив на белоснежных сверкающих камнях Дубровника почти все свои сбережения, мы решили чуть-чуть сэкономить на возвращении и заскочить в Котор не отдельным скачком, а прямо по пути в Будву. Оказалось, что это решение было удачным во всех смыслах.
Прямо на автобусной станции нас накрыли те косматые тучи, что вот уже несколько дней висели по краям неба, нахлобученные на горные вершины и сегодня, наконец, соизволили истечь. Дождь лениво оползал с гор мутной пеленой, а у подножий вдруг ускорялся, обрушивался на деревья, крыши, катился по каменным ступеням лохматыми потоками. Действительно возникает такое ощущение: из-за того, что горы высокие, кажется, будто дождь наверху движется очень медленно, как будто сонный, а внизу просыпается и лупит со всей силы.
Пережидать стихию мы отправились в местную кафешку, закинулись каким-то неслыханным количеством жареного мяса и были уже готовы ко всему.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000c84hr/s640x480)
Которская крепостная стена опоясывает нависшие над старым городом скалы по немыслимой кривой. Когда пытаешься смотреть на эти торчащие из отвесных камней башенки, первый вопрос, который приходит на ум: как? Как, чёрт возьми, они это строили? Мне всегда казались вычурными и противоестественными - хотя зачастую и очень красивыми - постановочные рыцарские замки в фэнтезийных фильмах или иллюстрациях. Оказывается, ничего вычурного, ничего противоестественного: и не такое бывает!
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000c72fw/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000c96r3/s640x480)
Четыре года назад у нас было минут сорок, чтобы посмотреть Котор. Залезть на вершину крепости нам просто не хватило времени. В этот раз пришло время восполнить непозволительный пробел. Прошедший ливень сыграл нам на руку трижды: нам скинули по 50 еврокопеек за вход, можно было свободно дышать, карабкаясь вверх, а не пыхтеть по солнцепёку, но главное, умытые камни, умытая зелень приобрели какой-то дополнительный шарм.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000ca05c/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000cbqdq/s640x480)
Мне даже почудилось что-то японское в этих каменистых тропках, в этих крохотных вдоль ступеней часовенках.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000cckf0/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000cd9cs/s640x480)
Здоровенные улитки выползли в изобилии на обломки стен. Распластав по влажному камню свои брюхоногие телеса, многие из них были размером с ладонь. Ляля замирала с фотоаппаратом почти у каждой из них.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000ce3fk/s640x480)
Между тем мы медленно, но верно продвигались вверх по витиеватой тропе (кстати, сделанной крайне разумно: правая часть тропы - это ступени, левая - просто каменистая поверхность; это сильно спасает ноги от усталости), а тучи проделывали свой путь над нами - и это очень красиво. Солнечные пятна от редких прорех в небесах ползли по зелёным склонам, клочкам крепостных стен, торчащим среди кустарников глыбам известняка, по уменьшающимся под нами оранжевым крышам, заливу.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000cf8d9/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000cq547/s640x480)
Самая крутая туча, похожая на черничное молоко, принципиально уселась на горной макушке и просидела там до самого вечера, даже когда солнце вновь вошло в раж и принялось жарить.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000cghgs/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000chkg8/s640x480)
Которская крепость вновь вызвала у меня то восхитительное чувство развалин - соития природы и цивилизации - как в старом Баре. Форты, церкви, обломки башен - всё это утопает в ракитнике и диком гранате. И всё это мне очень нравится.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000crs3x/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000ck43k/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000cp1gg/s640x480)
Множество коллег по вскарабкиванию стремительно пробегали мимо нас вверх, одаривая лучезарными «хеллоу», а мы трепетно зависали у каждого опять же валуна.
И сейчас мы как раз подходим к тому моменту, когда вам станет ясно, зачем я приплёл вначале видеоигры. Все, кто ещё когда-нибудь полезет в которские руины или (не будем показывать пальцем) уже собирается это сделать в ближайшее время, слушайте внимательно: где-то примерно в районе верхнего яруса форта Св. Ивана (вот он)
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000ctays/s640x480)
у которских развалин есть… бонусный левел!
Его очень легко пропустить. Подавляющее большинство наших стремительных коллег зигзагообразно проносились по заданной траектории крепостной стены. Как в рельсовом шутере или коридорной аркадке. Понимаете, о чём я? И никто из них не заметил, что где-то примерно в районе верхнего яруса форта Св. Ивана - когда механистическое геймерское сознание зовёт нас вправо, вслед за каменистой лестницей - влево, вокруг башни, ведёт поросший травой «карниз». Не бойтесь, это только называется «карниз»: падать тут некуда и по сути это не карниз вовсе, а поляна, поляна позади верней башни Св. Ивана.
Вот она, эта поляночка. С видом на ту самую гору с нахлобученной тучей.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000d4pys/s640x480)
Видите справа красный кружочек? Он - неспроста! Прямо в стене имеется потайное окно, ведущее…
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000cwc0g/s640x480)
Нет, может быть, фотография не передаёт всего восторга, что я испытал в тот момент, но…
Понимаете, я открыл эту дверцу в камне, а за ней оказалась тоненькая тропинка, ведущая в какой-то совершенно иной мир. Вроде Задверья. Или Застенья. Или Зазеркалья. Вы меня поняли.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000cyq4q/s640x480)
Если по ту сторону стены было море, был лежащий в хороводе солнечных пятен город, то по эту сторону нам открылась сказочная долина-котёл, с одной стороны скрытая от глаз крепостью, а с трёх других - отвесными скалами. Причём, сейчас я говорю «отвесные» в буквальном смысле. Это вертикальные скалы. Как будто кто-то копнул гору исполинским ковшом, а потом поставил туда: эту игрушечную церквушку, эти крохотные, растущие на камнях сосенки, эти две глыбы-врата, этих безумных на всю рогатую голову горных козлят (которые умудряются прыгать по перпендикулярному горизонту лугу и глодать параллельный горизонту куст), добродушного пастуха этих козлят, рвущего с деревьев какие-то ягоды…
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000cxx13/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000czk0d/s640x480)
Когда я смотрел на Котор с той стороны - и только что, и тогда, четыре года назад - я и подумать не мог, что за крепостью течёт совсем другая жизнь, существует другой мир. Теперь понятно, причём тут видеоигры? Хорошая приключенческая игра должна удивлять именно так. Возможностью совершить открытие. А не пиф-паф, ой-ой-ой.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000d03y9/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000d173d/s640x480)
Оставшийся путь не составил больших трудов. На вершине нас ждали остовы симпатичных жилищ,
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000d20qh/s640x480)
сладкое чувство выполненного долга и дорога назад.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000d3xky/s640x480)
А коленочки-то уже немного подрагивали! Спускаться усталыми ногами гораздо легче по наклонной поверхности (теперь она справа), а не по ступеням (теперь они слева). Чего и вам желаю.
И главное, не забудьте побродить по самому городу - он тоже долгие годы провёл под венецианцами, и это явно пошло ему на пользу.
И кошкам.
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000d5std/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000d6e1t/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/kenichi_kitsune/pic/000d7kp4/s640x480)
___________________
Ещё по Черногории:
Будва
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/30921.htmlСтарый город Бар
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/31204.htmlСкадарское озеро
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/31483.htmlХорватия: Дубровник, Локрум
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/31739.htmlМонастырь Острог
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/32209.htmlЛовчен
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/32292.htmlКаньоны Морачи и Тары, Биоградское озеро, Дурмитор
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/33246.html