Из жизни авианосцев: «Лексингтоны»

Jul 04, 2021 03:29

Содержание: Время первых | «Фьюриес» | «Хосё» | «Лэнгли» | «Лексингтоны» | Японские «драконы» | «Граф Цеппелин»


В 1920 г. флоту США зажали денег на нормальный авианосец - пришлось до­воль­ствоваться перестроенным угольщиком «Лэнгли». Но моряки не унывали и надея­лись вскоре всё же раскрутить родной Конгресс. А пока просто мечтали о большом и светлом! В виде скромных авианесущих монстриков размером с линкор. Но и с этими планами вышел облом. В июле 1921 г. начальник отдела эскизного проек­ти­рования министерства ВМС огорошил своих подчинённых сверхсекретной но­во­с­тью: руководство страны собирается в конце года созвать международную кон­фе­рен­цию и продавить мораторий на постройку новых линкоров. А уже заложен­ные корабли - пустить на слом! Но есть и хорошие новости...  



Один из эскизных проектов «Авианосца 1922» - 39 000 т, 34 узла. 1921 г.

По паре недостроенных можно будет оставить, сделав из них авианосцы. И под это точно дадут денег! Так что забили на все предыдущие проекты и дружно начинаем думать, как перестроить стоящие на стапелях линейные крейсеры типа «Лек­син­г­тон». Да, и ещё - водоизмещение этих «переделанных» авианосцев ограничат до 33 000 т. Вопросы есть?

Вашингтонская конференция началась 21 ноября 1921 г. К тому времени американские конструкторы уже четыре месяца аки пчёлки трудились над проектом. Но вскоре они забили тревогу - никак не выходило впихнуть все хотелки в эти 33 000 т. Пришлось обращаться за помощью к дипломатам в погонах. «ОК, что-нибудь придумаем!» - и вскоре предельное водоиз­ме­щение «конверсионных авианосцев» ненавязчиво увеличили до 36 000 т. Впрочем, остальные участники конференции не особо и упирались. Вашингтонский договор был подписан шестого февраля 1922 г, а уже 22 апреля министерство ВМС США утвер­ди­ло проект перестройки «Лексингтонов» в авианосцы.



Опередившие время

Оба корабля - «Лексингтон» и «Саратога» - вступили в строй в конце 1927 г. В отличие от своих британских, японских или французских коллег, американцы не стали экспериментировать ни с «многопалубностью», ни с хитрыми самолёто­подъ­ём­никами, а удивительным образом с первой же попытки угадали облик «классического авианосца». Они не пошли по самому очевидному и дешёвому пути - не стали делать ангары и полётную палубу в виде надстроек. Всё это интегрировали в корпуса кораблей. В результате получили значительно улучшавший мореходность закрытый нос. Тот самый характерный Т-образный, что мы видим на всех современных авианосцах.



CV-2 «Лексингтон» в 1938 г. После модернизации его Т-образный нос стал ещё более похожим на современные

Из-за «крейсерских» обводов корпуса ангары получились гораздо меньше, чем планировали на авианосцах специальной постройки. И тогда американцы придумали использовать не только их площадь, но и объём. Резервные самолёты просто под­ве­шивались к подволоку ангара. Это позволило нарастить авиагруппу аж до 109 самолётов.

Поначалу американцы как и все вооружили эти корабли «главным калибром» - по восемь 203-мм орудий в двухорудий­ных башнях. Однако с на­ча­лом Второй мировой на Тихом океан их, в отличие от остальных, оперативно демонтировали в по­ль­зу усиления ПВО. На «Саратоге» вместо них поставили восемь 127-мм универсалок, а «Лексингтон» отправился в свой пос­ледний поход усиленным по временной схеме - ему вместо «глав­ного калибра» воткнули восемь дополнительных счетве­рён­ных 28-мм зенитных автоматов.



Плавучая электростанция

Ещё одной особенностью «Лексингтонов» стала их турбоэлектрическая двигательная установка. Американская промыш­ленность тогда «не шмогла» в зубчатые редукторы - проще говоря, коробки передач - мощностью в 45 000 лс. Пришлось вы­резать гланды альтернативным способом: паровые турбины вращали генераторы, те питали электродвигатели, крутившие уже гребные винты. Всё бы хорошо - модно, стильно и молодёжно - но весила такая установка на 500 т больше, чем стандар­т­ная турбозубчатая схема. Плюс риск коротких замыканий - а у нас солёная вода за бортом, вообще-то. Но несмотря на оче­вид­ные недостатки, именно особенности двигательной установки впервые прославили данные авианосцы.



Плавучая электростанция «Лексингтон» за работой. Город Такома, декабрь 1929 г.

Зимой 1929 г. обмелело водохранилище гидроэлектростанции, снабжавшей электричеством город Такома. Тогда пра­ви­тельство вспомнило, что у них есть пара плавучих генераторов по 32,5 мегаватт каждый. К набережной подогнали «Лексинг­тон», кинули с него кабели… И корабль месяц снабжал 100-тысячный город энергией.

Крепкие орешки

Было и другое качество, отличавшее эти авианосцы, - их завидная живучесть. В своём последнем бою «Лексингтон» схло­потал две авиаторпеды и пару 250-кг авиабомб. Но корабль оставался на плаву, не потерял ход, и даже пожары уже были поту­шены, когда из-за глупой ошибки произошёл объёмный взрыв паров бензина в ангаре.



Объёмный взрыв в ангаре «Лексингтона», приведший к гибели корабля. Коралловое море, 8 мая 1942 г.

История боевых повреждений «Саратоги» была ещё удивительней. Авианосец благополучно пережил попадания двух мощных подлодочных торпед, кучи авиабомб и трёх камикадзе. И для того, чтобы убить заслуженный корабль, потребовалась атомная бомба. Точней, две атомных бомбы! Потому как после первого воздушного подрыва над лагуной атолла Бикини авиа­носец отделался загоревшимся тиковым настилом палубы и пожаром в ангаре. Чтобы окончательно добить «сестрёнку Сару» потребовались ещё 23 килотонны тротилового эквивалента, взорванные в 400 м от неё уже в воде.



«Саратога» у левого края «ножки» атомного гриба. Ядерное испытание «Бейкер», атолл Бикини, 24 июля 1946 г.

Огромный 40 000-тонный авианосец приподняло из воды и так приложило при падении, что его дымовая труба прова­ли­лась под палубу, и корабль вскоре ушёл на дно лагуны. Где и пребывает до сих пор, радуя дайверов.

Компоновка «Лексингтонов» оказалась слишком передовой для своего времени. Вторую мировую американцы прово­е­ва­ли на более простых и дешёвых в постройке кораблях и вернулись к интегрированным в корпус ангарной и полётной палубам лишь на «Форрестоле» аж в 1955 г. И теперь, глядя на самые современные авианосцы, мы без труда находим характерные че­р­ты, впервые оп­ро­бо­ванные на «Лексингтонах» почти век назад.

Из жизни авианосцев

Previous post Next post
Up