Из жизни авианосцев: «Хосё», или первый специальный

Mar 14, 2023 15:24

Содержание: Время первых | «Фьюриес» | «Хосё» | «Лэнгли» | «Лексингтоны» | Японские «драконы» | «Граф Цеппелин»


Принято считать, что в начале XX в. японские адмиралы смотрели в рот исключи­тельно своим глав­ным учителям и союзникам из британского флота. Однако, когда те поначалу затупили с авиа­цией, японцы сразу же обратились к другим. Причём они не стали складывать все яйца в одну корзинку, а заказали аэро­планы и обуче­ние лётчиков сразу в двух самых передовых тогда авиационных державах - США и Франции. В результате к началу Первой Мировой у Императорского фло­та Япо­нии уже были обученные пилоты, гидропланы и даже гидроавиатранспорт для их доставки. Рачительные японцы переоборудовали в него захваченное во время Рус­ско-японской войны британское судно с контрабандным грузом.  

Хиномару над океаном

По большому счёту заварушка в далёкой Европе японцев никаким боком не касалась, но мы великая держава или где?!! А ещё это давало возможность под шумок отжать немецкие владения в регионе - не бог весть что, но лишним не будет. Так что Японская империя бодро присоединилась к Антанте и уже в августе 1914 года приступила к захвату Циндао, главной базы ВМС Германии в Китае, где и состоялся вполне удачный дебют японской морской авиации.



Один из первых самолётов японского флота, гидроплан на базе французского «Farman» MF.7, поднимают на борт гидроавиатранспорта «Вакамия»

К концу 1914 года все близлежащие немецкие владения были захвачены, на чём участие японского флота в Мировой войне в основном и завершилось. Однако их наблюдатели на флотах союзников внимательно отслеживали взрывной прогресс воен­ных технологий в Ев­ро­пе. А по возвращении домой накатали док­лады, один из которых скромно назывался «О застое в на­шей морс­кой авиации». Руководство Импера­тор­ского флота в тот момент выбивало деньги на свой вожделенный проект «Флот 8:8» - то бишь на лин­коры и линейные крейсеры - так что восторга от хотелок авиаторов там никто не испытал.

Но у тех был железобетонный аргумент: «У британцев есть - значит и нам надо!» Начальство попыталось отступить на по­с­леднюю линию обороны, намекнув, что у них даже самолётов для авианосцев нет. «О, а это вы очень кстати вспомнили! - обра­до­вались авиаторы, - Это у нас следующим пунктом, нужны деньги ещё и на раз­работку и производство собственных само­лё­тов. Если что, с ребятами из «Мицубиси» мы уже договори­лись. Пока будем строить корабли - они что-нибудь придумают.» Сло­вом, сослались на один из главных постулатов японского фехтования кэндзюцу:

Не знаешь, что делать - сделай шаг вперёд

Японцы никогда не испытывали комплексов по поводу «заимствования» технических решений, благода­ря этому японский флот смог «пере­прыгнуть» сразу два этапа развития авианосцев в других странах - взлётные платформы и перестройку из других кораблей или судов. Вместо этого в японскую корабле­стро­и­тель­ную программу 1918 года были включе­ны два корабля, сразу проектировавши­еся - не без участия бри­танских специалистов - как авианесущие.



«Хосё» в первоначальной конфигурации на ходовых испытаниях в 1922 г.

В конце 1919 года был заложен первый из них, «Хосё». К тому времени британцы уже пару лет, как начали строить свой «Ге­рмес», но японцы подсуетились, и их корабль вступил в строй уже в конце 1922-го, на год с лишним раньше своего бри­тан­с­кого «коллеги», так что первый в мире авианосец специальной пост­рой­ки в результате появился именно в Японии. А к тому времени «Мицубиси» и вправду успела выдать первые японские палубные самолёты - опять же, при активном задействовании британских конструкто­ров. Ставка на «главное - не тормозить, а с остальным разберёмся по ходу дела» вполне себя оправдала.

Маленький, да не совсем удаленький

Денег хоть и дали, но не очень много, так что «Хосё» оказался самым маленьким из авианосцев своего поколения. Но при этом он получился вполне себе «классическим» японским авианосцем из будущего - узкий «крейсерский» корпус, над ним ан­га­ры и полётная палуба, пара самолётоподъёмников и малень­кая надстройка-«остров». Главными внешними отличиями от более совершенных потомков были дымо­вые трубы с поворотными механизмами, что могли заваливаться на 90° во время по­садочных операций, и наклонный кусок полётной палубы в носу по образцу «Фьюриеса». Корабль по тогдашней традиции снабдили «главным калибром» из четырёх 140-мм пушек, но всего парой трёхдюймовых зениток.  Типа, лёгкий крейсер с ма­ле­нь­ким бонусом в виде полутора десятков самолётов.



Первый самолёт, севший на «Хосё» и его пилот Уильям Джордан. На плоскостях и фюзеляже первого японского морского истребителя «Мицубиси» 1MF уже появились красные «солнечные круги» - хиномару.

22 февраля 1923 года состоялась первая посадка на палубу «Хосё», причём это был британский лётчик-испытатель ком­па­нии «Мицубиси», но спустя пару месяцев на авианосец сел и первый японский пилот. На долгие годы корабль стал, прежде всего, экспериментальной платформой - на нём обучались пилоты и технический персонал, тестировались самолёты, отра­ба­ты­валась организация взлётно-посадочных и па­лубных операций, различные виды аэро­фи­ни­шёров и аварийных барьеров, оптические системы по­садки и т. д. Словом, всё то, что вскоре обеспечит впе­чат­ля­ющий рывок японской палубной авиации.

Однако вскоре оказалось, что «размер тоже имеет значение», так что уже в 1924 году корабль избавили от такого про­г­рес­сивного элемента, как «остров» - он сжирал слишком много площади и так очень узкой полётной палубы. Заодно избавились и от анахронизма в виде наклонной её части в носу. В таком виде «Хосё» и прослужил бóльшую часть своей карьеры. Но пол­но­стью вылечить главный врождённый недос­таток авианосца это не могло - его слишком короткая палуба не позволяла ис­по­ль­зовать на нём новые самолёты, особенно тяжёлые ударные, так что даже первую половину Второй Мировой на него могли ба­­зи­роваться лишь старые бипланы-торпедоносцы и не менее устаревшие истребители.



«Хосё» после реконструкции 1924 года.
Двадцать пять лет в строю

Пока у японцев было мало авианосцев, «Хосё», наравне с большими мальчиками, участвовал в боевых операциях в Китае в 1932 и 1937 годах. После чего ему досталась непыльная работёнка в составе «глав­ных сил» флота, то есть его линейных сил, что япон­цы саркастически именовали «хасирадзимским фло­том» за то, что бóльшую часть войны он героически проторчал на яко­р­ной стоянке у одноимённого ост­ровка в японском Внутреннем море. Последним боевым походом корабля стала Мидуэйская операция, где оные «главные силы» тоже остались не при делах в 300 милях от места сражения. Единственным дос­тиже­нием «Хо­сё» там стало обнаружение его самолётом-разведчиком недобитого авианосца «Хирю».



Получивший минимум четыре бомбы и добитый парой торпед уже со своих эсминцев авианосец «Хирю» упорно не хочет идти на дно. Фотография с самолёта «Йокосука» B4Y авианосца «Хосё», утро 5 июня 1942 г.

После этого похода «Хосё» пережил ещё пару модернизаций. С него убрали, наконец, бессмыс­ленный 140-мм «главный ка­ли­бр», воткнули взамен гораздо более актуальные 25-мм зенит­ные автоматы, а ещё удлинили палубу, увеличили само­лёто­подъ­ёмники и поставили новейшие посадочные приспособления. Но всё это делалось не для того, чтобы отправить старичка в бой - он вернулся к своей изначальной роли главного учебно-тренировоч­ного авианосца, однако теперь мог готовить пилотов самых современных палубных самолётов. Чем и занимался до конца войны.

В отличие от большинства своих коллег, «Хосё» смог послужить своей стране и после её капитуляции. В 1945-46 годах на его борту в Японию перевезли более сорока тысяч японских военных и гражданских, как со всяческих островных баз, так и из ма­те­рикового Китая. И только после этого отправился на слом.



«Хосё» в своей последней конфигурации с удлинённой полётной палубой, 1945 г.
Эпилог

Как и британский «Фьюриес», японский первенец тоже не прославился какими-то выдающимися боевы­ми успехами, но точно так же вошёл в историю. И как первый в мире авианосец специальной постройки, и как корабль, во многом благодаря ко­торому Япония смогла занять как минимум второе место среди «авианосных держав» планеты. Во многом - за счёт качества под­го­товки лётного состава, что долгие годы постигал премудрости палубных операций именно на «Хосё».

Сподвигнуть автора на новые свершения можно здесь:


Из жизни авианосцев

Previous post Next post
Up