Части
1,
2,
3,
4,
Планта,
Грансон,
начало осады.
Новый приступ (а точнее, бои на подступах к Муртену). «Обжегшись» на неожиданно сильной обороне некросов в первом натиске, герцог не пал духом (как и его исторический прототип). Теперь на штурм пошли хорошо вооружённые и защищённые отряды, с неплохими бросками Боеспособности (на предмет, помимо очевидного, тестов против бестелесной нежити, о чём ниже). Игрок выбрал наёмных спешенных латников, «английских» лучников из гвардии герцога, и, наконец, стрелков из хандканон (пока мало чем пригодившихся, кроме как скромного выступления под Эрикуром, зато в доспехе и с неплохими статсами).
Ну, и в поддержку по обоим направлениям (Муртен стоит на берегу, поэтому с третьей стороны скирмиш может быть только в «водном варианте»), отряды возглавили персонажи-клерики. Так что к «стройной музыке войн» (С) «Моцарт военного дела» (мне, кстати, понравилось): стуку арбалетных выстрелов, крикам раненых, воплям призрачной нежити - добавилась «светомузыка»: вспышки церковной магии.
Не, выглядело не совсем так. Но красиво же.
Решение напрашивающееся, но не без рисков. Скирмиш особо опасен для персонажей - если в генеральном сражении броски «на риск» можно как-то регулировать (вести отряд в бой не обязательно, как и не обязательно всегда из первого ряда), то в скирмише персонаж считается находящимся в «гуще событий», и, соответственно, кидает спасброски при каждом случае. А здесь - риск по линии как «меча», так и «магии».
Первым делом успешно скастовав turn undead, они повели солдат на шурм... Ну. читатель уже наверняка понял, что я не просто так написал про риск персонажам. Приступ с левого фланга (если стоять лицом к озеру) оказался, Очень мягко говоря, неудачен. Клерик почти сразу ранен, а затем и убит, кубы выпадали крайне странно (латники умудрились провалить один из раундов рукопашной с «ошибками»). В общем, здесь бургундцы, видимо, деморализованные смертью персонажа, опять отброшены, впрочем, не совсем «всухую» - отражены и ослаблены заселявшие руины призраки.
По действующим правилам «ошибки», хотя и часть пейзажа, но могут нести (и несут) потери. Как и отряд поддержки в генеральном сражении, они более «не действуют», если процент потерь превысит некий предел - обычно половину. А вот призраки, в результате неудачной атаки (да, немного странная аналогия, признаю,но зато удобная в работе) урон несут, с очевидными изменениями, по той же схеме как персонаж в тяжёлой броне. У него первое ранение обнуляется бронёй (атака призрака отражена), затем персонаж ранен (призрак ослаблен и ... ну, собственно, тоже ранен, насколько ему возможно), затем убит (развоплощён и изгнан, как минимум, долго - и без серьёзных усилий вызывающего - не вернётся).
Зато на правом фланге, хоть и не без проблем и не без потерь (лучники проиграли раунд и еле устояли, агрессивные призраки, даже сквозь +1 к броску против подобных врагов от персонажа клерика - прорвались к стрелкам из хандканон и устроили форменный массакр, разорвав и перекалечив разом более сотни жертв) бургундцы успешно заняли предместье (на тестах наёмники ковена выкинули подряд 2, 2 и 1).
Армия Карла на одном участке пробилась к стенам и немедленно приступила к осадным работам. Прежде всего, конечно, к обстрелу стен, причём с первой же попытки - напомню, что в нашей версии истории герцог не потерял свою лучшую артиллерию при Грансоне, хотя и потерпел там поражение - отличная стенобойная батарея да на хороших кубах устраивает брешь.
Уже на следующей же неделе (ходу) бургундцы идут на приступ. Штурмовая колонна латников, отряды стрелков в рассыпном строю, батарея пушек, причём атакующие ещё и щедро оснащены дополнительным вооружением: метатели алхимического пламени и «бомбы»-ёмкости со святой водой. Параллельно осаждающие наносят удар по второму предместью - без лишней настойчивости, только чтобы оттянуть туда часть гарнизона.
Брешь - которая не только даёт доступ в крепость, не только разрушает одну из огневых позиций гарнизона, но и удачно засыпает ров, завалив попутно и копошащихся там «ошибок» - обороняет большая толпа зомби. На стенах позиции держат наёмники. В башнях обустроены логова призрачной нежити. Есть и дополнительное вооружение, камни и не только.
Расположение небесных тел и магических энергий не помогает и не препятствует ни одной из сторон.
Погода ясная, также без какого-то модификатора.
Штурм начинается достаточно удачно для бургундцев. Стрелки давят по всему фронту, не позволяя гарнизону сконцентрировать свои и без того уступающие числом силы. Колонна направилась в пролом стены, проходит «малой кровью» сквозь встречный град стрел и камней, и даже вполне удачно проводит свои стычки. Зомби несут огромные потери, тем более, что и артиллерия прикрытия щедро насыпает картечь (правда, неудачно - правила-то учитывают, что пули размером с грецкий орех и больше могут и некоторые укрытия «обнулить», и неестественную живучесть ходячих мертвецов преодолеть, но вот кубы падают очень так себе). Метатели пламени действуют успешнее, закидывая струи огня за разрушенную стену. Вносят свою лепту и «бомбы» святой воды - от которой у нежити, почитай, нет защиты (вот только один из отрядов герцога связан боем с живыми наёмниками некромантов и может из тех кувшинов и фляг разве что отпить). Зомби возвращаются в более естественное для трупов состояние пачками и сотнями, но разумеется, продолжают удерживать позицию.
Маги с обоих сторон честно пытаются помочь каждый своим, но заклинания либо не проходят (как в первом ходу у всех), либо отбиваются (как во втором и так же).
Нет, колонна в две с лишним тысячи профессиональных опытных вояк пробилась бы, наверное. Если бы не очередной козырь обороняющихся. Помимо прочих особенностей нежити - она ещё и неуязвима к ядам (кроме очень специальных). И даже если бы нет - зомби для своих полководцев это «расходники». И вот (продолжая музыкальную тему, запускаем композицию Father от Сабатона) аколиты спешно откупоривают размещённые по краям бреши большие, странно лёгкие для своего размера кувшины - и брешь начинается заполняться облаками алхимического яда. Каждый ход, и кубы удачные.
Персонаж во главе гарнизона удачно прошёл тесты в подготовительной фазе - кубы дали все успехи, и яда, на один-то участок, хватит лить с избытком. Честно сказать, боевая алхимия меня хотя и интригует - реально, множество всяких интересных штук - но и пугает немного. Баланс порой трещит от такого богатства, ну, и стиль может пострадать - уж больно многое напоминает современные виды вооружений.
Потенциальный "ломатель баланса", он же Battle alchemist, прошу любить и жаловать...
В общем, гарнизон, потеряв без малого тысячу зомби, с трудом, но отбрасывает штурмующих (только яд уложил больше двухсот бойцов). Новый приступ, скорее всего, будет успешен - тем более, что и сопротивление во втором пригородном районе сломлено, то есть Муртен теперь осаждён с суши полностью.
Разумеется, в это время разведчики приносят Карлу вести о приближении деблокирующей армии. Большая орда разнообразной нежити, наёмники и в придачу союзные войска местных лордов - ускоренным маршем движутся к осаждённому городу. Отряды арьергарда спешно готовят Грюнхаг к обороне.
Продолжение следует,
Удачи,