Шаманская программа. Сессия 4. Часть 1. Различия между exorcism, extraction и depossession

Jan 21, 2016 08:52

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

Эта сессия была особенной. Если у меня спросить, какую сессию я запомнила лучше всего, я немедля отвечу, что четвёртую. Потому что она посвящена была смерти, умершим, сущностям, подселенцам, одержимости, экзорцизму, работе психопомпа и тому подобным захватывающим и пугающим темам.

Но пугающими этими темы являются лишь для обычного человека, который отделил себя от потустороннего мира при помощи переходного пространства, наполненного страхами, загадками, мистикой и тому подобными темами, активно подпитываемыми современным жанром хоррор. Пара участниц нашей группы, ещё когда мы начинали программу, независимо друг от друга поделились со мной своими страхами на эту тему и именно этой сессии ждали с наибольшими опасениями.

Мне же было просто интересно. Моя научная субличность подошла к вопросу, вооружившись книгами по психологии, философии, психоанализу и нейрофизиологии, а мистическая субличность была готова смотреть на бегающих по потолку демонов, слышать сатанинский хохот, видеть пену у рта и закатанные глаза одержимого, вздрагивать от распахнувшихся окон и развивающихся штор и жестом руки усмирять поднявшийся ветер. Ну, и тому подобное...


К сожалению, спецэффектов не было, зато было много анализа и основательного перестраивания моей "научной" картины мира, чтобы учение об одержимости, духах мёртвых и шаманской работе с ними, а также все личные инсайты, полученные в шаманских путешествиях, непротиворечиво в неё вписались. Ну, ещё было весело, когда двое психологинь из нашей группы испытали когнитивный диссонанс, с одной стороны, признав, что они практикуют что-то очень похожее, но академически одобренное, со своими пациентами, а с другой стороны, пережив полноценный ритуал экзорцизма с наблюдаемыми ими самими внутренними эффектами, которые они явно не ожидали от такого знакомого метода.

Прежде чем приступить к моим мыслям непосредственно о самом семинаре, скажу пару слов о слове "экзорцизм". С одной стороны, оно описывает именно ритуал изгнания или скорее удаления, выпроваживания внешнего духа. Но с другой стороны, в контексте современного шаманизма оно не совсем корректное, т.к. несёт сильные христианские коннотации. В христианстве тот же самый ритуал изгнания духов был очень жестоким. Духи демонизировались, считались стопроцентным злом, исчадием ада и низвергались в "геенну огненную на вечные мучения" или просто изгонялись, что могло привести к повторной одержимости, у того же или уже у другого носителя. Изгоняли духов настолько жёстко, что часто оказывалось физическое воздействие даже на бедного одержимого. Из него могли физически выбивать "злого духа". Всё это позволяло священникам поддерживать нужный образ Сатаны и, соответственно, усилять власть церкви для контроля над народом.

В современном же шаманизме считается, что это не злые демоны, а частички душ умерших людей, которые не поняли, что они умерли, или которые оказались настолько привязанными к чему-то в мире живых, что нашли себе подходящего носителя (у которого, как правило, определённые проблемы с целостностью души и вообще со здоровьем, а иначе он бы не был подходящим) и сели на его энергию. Но это не со злости, а из-за запрограммированности на определённую ситуацию или привязанности к определённому месту. Что-то типа оставшегося после смерти энергетического нервного тика, имеющего человеческое сознание или голографично связанного с ним. В нашей традиции их называют "страдающими существами" (suffering beings) и обращаются с ними соответственно - с нежностью и состраданием. Весь ритуал проводится с позиции доброты и гармонии. Поэтому ритуал извлечения таких душ/духов/сущностей/существ называют не exorcism, а depossession.

Я долго думала, как это перевести это слово, которое в шаманском рунете пока мне не встречалось. Можно, конечно, углубиться в книги по религиозному спиритуализму, который подпитал раздел современного шаманизма о потустороннем мире, медиумах, духах и способах общения с ними, и у которого мы позаимствовали один из ритуалов depossession, но это хоть и интересно, но долго. Мне также не особо помогла найденная свежая русская статья о неошаманизме (довольно хорошая для рунета, хотя и в стиле, отличном от моего) одного московского нео-шаманского объединения. Несмотря на то, что в ней описываются в том числе техники, которые мы затрагивали на шаманской программе, автор статьи решила обойти спорный термин несколько общей фразой "устранение посторонней энергии". Но этой же фразой можно перевести и технику extraction (извлечение духа болезни), а это принципиально другое. Extraction - удаление безличной негативной энергии. Depossession - удаление чужой души. Поэтому я покурила словарь синонимов и пока решила остановиться на термине "освобождение". Как и depossession, он одновременно подходит и к живому человеку, которого освобождают от постороннего духа, так и к духу, которого освобождают от привязки и отправляют к свету.

Так что описанный мной в прошлом году ритуал экзорцизма можно считать ритуалом освобождения.


шаманская программа, шаманизм

Previous post Next post
Up