Необязательные мемуары. Приложения. Театр Советской армии

Aug 26, 2022 14:00



В ЦАТСА я проработал несколько месяцев монтировщиком, рабочим сцены, а потом служил там в команде, о чем уже много и подробно написал.
А вот сам театр, строго говоря, оставался несколько в сторонке

Центральный Академический театр Советской армии (ЦАТСА) был всегда на отшибе. Даже цензура у него была своя, отдельная, ею занимались тупые генералы из Главпура (ГлавПУ, главного политического управления Минобороны). Они могли придраться к ерунде, но пропустить недопустимую крамолу. Там долгое время работал завлитом Анатолий Смелянский, один из лучших театральных критиков нашего времени.
И спектакли тоже бывали интересные, причем не обязательно на военную тему.

Эпоху великого советского режиссера Алексея Дмитриевича Попова я не застал. Но успел застать его сына Андрея Попова, которого видел в "Смерти Иоанна Грозного", великолепной постановке Леонида Хейфеца, которую потом, уже в 1984 году, возобновили с Геннадием Крынкиным в главной роли, и это тоже было неплохо.
В мое время главным режиссером ЦАТСА был Юрий Иванович Еремин, безусловно, одаренный постановщик, хотя и чрезмерно склонный к внешним эффектам, но не только и не всегда, о чем я могу судить, так как не раз присутствовал на его репетициях.
Кроме Еремина, в театре работали два очередных режиссера, увы, оба уже покойные.
Александр Бурдонский, внук Сталина, что очень нравилось тогдашнему начальнику театра Виктору Якимову, но это было, пожалуй, основное "достоинство" Бурдонского. В режиссуре он был скучноватым эстетом, профессиональным, но бесцветным, лишенным изюминки.
Второй - Ион Унгуряну, изгнанный из советской Молдавии, потом, после 1991 года вернувшийся туда министром культуры, депутатом парламента и вообще политическим деятелем. Его спектакли были очень неравноценными, самую лучший, на мой взгляд, он поставил не в ЦАТСА, а в "Современнике" - "Доктор Стокман" Ибсена. Но его "Святая святых", в совокупности с гением исполнителя главной роли Николая Исаковича Пастухова (Царствие ему Небесное), тоже была интересной постановкой.

Беда театра была в том, что туда очень плохо ходил зритель. Не только огромный зал Большой сцены, но и компактный зал сцены Малой никогда не заполнялся. Хотя спектакли там бывали не хуже, чем во многих других московских театрах, привыкших к аншлагам.
При мне зал заполнился всего один раз - на последнем спектакле запрещенного "Обретения", пьесы-инсценировки Иона Друцэ (я об этом спектакле писал, ссылка внизу).
В перестройку ЦАТСА встрепенулся, оживился, Еремин поставил потрясающий спектакль "Палата номер 6", по Чехову, даже не на Малой сцене, а в бывшем репетиционном зале, где актеры в полуметре от зрителей творили чудеса психологического театра и жизни человеческого духа. Это было очень сильно и страшно, истинный триллер и хэппенинг.
Затем в театр вернулся Леонид Хейфец, уже главным, а не очередным. И последнее, что я видел на сцене ЦАТСА, был неповторимо гениальный "Павел Первый" Д. Мережковского, по сути дела моноспектакль Олега Борисова.
Нет никаких сомнений, что в 70-е - 80-е годы ХХ века театр Советской армии заслуживал большего внимания и лучшей участи, но что было, то было.

Типо лучшие спектакли, которые я видел
Смерть Иоанна Грозного. Счастье мое. Закон вечности. Палата номер 6. Павел Первый

Лес
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8251399.html
Орфей спускается в ад
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8256071.html
Васса Железнова
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8286046.html
Счастье мое
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8380721.html
Забыть Герострата
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8439271.html
Обретение. Запрещенный спектакль
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8443806.html
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8472312.html
Автомобиль на веранде
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8445891.html
Святая святых
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8460583.html
Закон вечности
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8470140.html
Без вины виноватые
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8472312.html
Статья. Спектакль
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8535628.html

Краткая, неполная и однобокая типо история московских театров

Приложение
Это вход в так называемый "Танковый подъезд". Согласно легенде, через нее когда-то въезжал целый танк, но сами видите, что никакой танк тут пройти не смог бы


Служебный вход в театр. Он не изменился за 30 лет... Историческое место для меня, я там поностальгировал недавно




Вход в небольшое подвальное помещение. Никогда не забуду это место. Когда я служил в команде, нас попросили разгрузить этот подвал, а в награду пообещали пару выходных. Это была, наверное, одна из самых жутких и тяжелых работ в моей жизни. Подвал был набит под потолок каким-то дерьмом, но к вечеру мы его освободили. Это был настоящий подвиг. Отмывался я от въевшейся грязи часа два, и еще несколько дней болели руки, ноги и все мускулы


Необязательные мемуары

театр

Previous post Next post
Up