О взаимоотношении совести, свободы и воли

Mar 24, 2019 00:34

Сначала святоотеческие высказывания о свободе.
Антоний Великий:
«Бог, будучи благ и независтен (щедродателен), дал человеку свободу в отношении к добру и злу, одарив его разумом, чтоб, созерцая мiр и что в мiре, познавал он Сотворившего всяческое для человека. Но человек неправедный может желать и не разуметь сего, может, к своему несчастию, не веровать и мыслить противно истине. Такую имеет человек свободу в отношении к добру и злу» (О доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах, 125).
Ефрем Сирин:
«Бог создал человека свободным, почтив его умом и мудростью и положив пред очами его жизнь и смерть, так что если захочет по свободе идти путем жизни, то будет жить вечно; если же по злому произволению пойдет путем смерти, то вечно будет мучиться» (О свободе нашей и о том, что человек создан свободным).
Макарий Великий, Египетский:
«Ибо закон дан не естеству, но свободе произволения, которая может преклоняться и на доброе, и на худое» (Слово 7. О свободе ума, 3).
Иоанн Дамаскин:
«свободный выбор есть предпочитание и избирание из двух вещей, которые предлежат» (ТИПВ. Книга 2, глава 22).
Итак, свобода есть возможность выбора человеком (как и любым разумным существом) своего отношения к окружающему, возможность выбора между добром и злом. Именно возможность, ибо сам выбор производится разумом, формирующим стремление ( потребность, желание или хотение) в соответствии с духом, хранящимся в сердце человека. Действие же стремления ясно описал Иоанн Златоуст:
«Душа, тело и воля, в сущности, не одно и то же, но первые суть творения Божии, а последняя есть движение, рождающееся из нас самих, которое мы направляем, куда хотим. Воля сама в себе есть природная способность, данная от Бога; но та же воля есть нечто и наше собственное и зависит от нашего разума» (Беседы на послание к Римлянам. Беседа 13:2).
Воля - способность осуществления стремления - является фактором, завершающим процесс действования души в каждой конкретной ситуации. Первый же шаг в этом процессе принадлежит совести - способности к различению добра и зла, своим существованием обеспечивающей возможность реализации свободы.
Свобода - необходимое связующее звено между двумя способностями разумной души: совестью и волей.

воля, свобода, совесть

Previous post Next post
Up